Заключение Комитета по труду и социальной политике
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 10 октября 2002 г.
"По проекту федерального закона N 235273-3 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год, внесенному Правительством Российской Федерации 25.08.2002 г."
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".
Законопроект предусматривает продление на 2003 год порядка уплаты и размеров страховых тарифов, действовавших в 2001 году, т.е. продолжение действия статей 1 и 2 Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год", что отражено и в пояснительной записке.
Вместе с тем в текущем - 2002 году в соответствии со статьей 2 действующего Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год" (от 29 декабря 2001 года N 184-ФЗ) Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено направлять до 20 процентов сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных Фонду страхователями за 2001 год, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, что в значительной мере расширило круг финансируемых мероприятий по сравнению с 2001 годом.
В проекте федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год" статья, предусматривающая данное финансирование отсутствует. В то же время в проекте федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2003 год" имеется статья 17, предусматривающая разрешение ФСС РФ направлять до 20% суммы страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных Фонду страхователями за 2002 год, на частичное финансирование в порядке, утвержденном Правительством РФ, предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей. Такая трактовка статьи 17 не позволяет сделать оценку сохраняется ли масштаб превентивных мер, предусмотренных законом на 2002 год, поэтому целесообразно предусмотреть данную статью в предлагаемом законопроекте, либо внести дополнения в статью 17 проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2003 год".
Согласно финансово-экономическому обоснованию в 2003 году не предусматривается индексация страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний несмотря на ожидаемый рост инфляции.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта на 2003 год предусмотрен рост среднеотраслевого тарифа с 0.95 до 0.99 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям. Для обоснования данной позиции необходимо представить в материалах к законопроекту классификацию отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска, которая предопределяет основу формирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на цели обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Частью 2 статьи 20 "Формирование средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования РФ, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками, что до настоящего времени не реализуется.
Таким образом, рассмотрение данного законопроекта невозможно отдельно от проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" в силу их взаимосвязи и значительной взаимообусловленности.
Без внесения соответствующих изменений и дополнений в рассматриваемый законопроект, а также в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" их принятие Государственной Думой нецелесообразно.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике считает возможным поддержать указанный законопроект при условии готовности Правительства Российской Федерации на его доработку ко второму чтению, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении на указанных условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.