Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления муниципального жилищного контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках муниципального жилищного контроля на территории города Нижний Тагил на 2023 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными Постановлением Правительства Российский Федерации от 25.06.2021 N 990.
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также на создание и развитие системы профилактики.
Программа реализуется органом местного самоуправления муниципального образования город Нижний Тагил, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, является Администрация города Нижний Тагил.
Уполномоченным отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил, осуществляющим муниципальный жилищный контроль, является Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Нижний Тагил (далее - контрольный орган).
Муниципальный жилищный контроль осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Положением и другими муниципальными нормативными правовыми актами.
В качестве подконтрольных субъектов выступают граждане и организации, действия (бездействия) или результаты деятельности которых подлежат муниципальному жилищному контролю (далее - контролируемые лица), в том числе:
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (более 50 управляющих организаций, более 80 товариществ собственников жилья);
- юридические лица, в том числе ресурсоснабжающие организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предоставление коммунальных услуг владельцам и (или) пользователям муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (более 50 управляющих организаций, более 80 товариществ собственников жилья, более 13 ресурсоснабжающих организаций);
- юридические лица, на имя которых открыты специальные счета для формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов (более 650 юридических лиц);
- граждане, в пользовании которых находятся помещения муниципального жилищного фонда (более 7 000 граждан).
Обязательные требования, оценка которых является предметом муниципального жилищного контроля, следующие:
- требования к наймодателям и нанимателям жилых помещений жилищного фонда социального использования (статьи 65-67 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений (статьи 68-72 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (часть 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к энергосбережению и энергетической эффективности многоквартирных домов и расположенных в них жилых помещениях (части 1-1.2., 2.1-2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ, подпункт "и" пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"; подпункт "д" подпункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"; пункты 6-8; 11-13; 15; 17; 18; 21-24; 26; 28; 29; 32-34 "Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП);
- требования к предоставлению коммунальных услуг пользователям жилых помещений в многоквартирных домах (пункта 5 части 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (статья 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива (статьи 112, 135-136 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения (часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к исполнению управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ);
- требования к раскрытию информации в соответствии со стандартом раскрытия информации и размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 13.09.2018) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") далее - Правила N 416), ч. 18 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", раздела 10 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
- требования к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования (статья 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ).
В 2021 году контроль соблюдения исполнения требований жилищного законодательства осуществлялся в виде плановых проверок юридических лиц.
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц - 5, в отношении граждан - 3;
Общее количество плановых проверок - 4;
Общее количество внеплановых проверок - 4;
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения - 4;
Выявлено правонарушений, нарушений обязательных требований законодательства - 54.
Сроки выполнения предписаний находятся на контроле в Управлении жилищного и коммунального хозяйства Администрации города.
Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, по муниципальному жилищному контролю:
- требования к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- требования к энергосбережению и энергетической эффективности многоквартирных домов и расположенных в них жилых помещениях;
- требования к раскрытию информации в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом;
- требования к соблюдению обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
План плановых проверок на 2022 не утверждался в связи с отсутствием на территории города Нижний Тагил объектов контроля, которым присвоена высокая или средняя категория риска в 2021 году и ранее.
Внеплановые проверки проводятся на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Нижний Тагил.
В настоящее время, индикаторами риска нарушения обязательных требований являются:
1. Трехкратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, квартал) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес органа муниципального жилищного контроля от граждан (поступивших способом, позволяющим установить личность обратившегося гражданина) или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сета "Интернет", государственных информационных систем о фактах нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Отсутствие в течение трех и более месяцев актуализации информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, формами, сроками и периодичностью размещения, установленными в соответствии с частью 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обращений, соответствующих индикаторами риска нарушения обязательных требований, для проведения внеплановых мероприятий в адрес контролирующего органа в 2022 году не поступало.
Кроме того, с 10.03.2022 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336) установлен запрет на проведение плановых проверок, а также введены ограничения на проведение внеплановых контрольных мероприятий в 2022 году.
Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (перечень ограничений установлен п. 3 Постановления N 336). При этом внеплановые проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.
В 2022 году Управлением ЖКХ Администрации города Нижний Тагил разработана форма проверочного листа, применяемого при осуществлении муниципального жилищного контроля в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 N 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов".
Форма проверочного листа, применяемого при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории города Нижний Тагил, утверждена постановлением Администрации города Нижний Тагил от 09.02.2022 N 242-ПА.
В рамках реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках муниципального жилищного контроля на территории города Нижний Тагил на 2022 год Управлением ЖКХ Администрации города выполнены следующие мероприятия:
1. организованно информирование контролируемых лиц. На официальном сайте города Нижний Тагил в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) в актуальном состоянии размещены следующие материалы:
- тексты (ссылки) нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также сведения о внесение в них изменений;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, а также информацию о мерах ответственности, за нарушение обязательных требований;
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и региональным законодательством, а также сведения о способах получения консультаций по вопросам их соблюдения;
- перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
Информация обо всех проводимых Управлением проверках, их результатах и принятых мерах размещается в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок", а также в Государственно-информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований действующего законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижения уровня ущерба охраняемым законом ценностям, снижения административной нагрузки на подконтрольные субъекты Управлением реализуются следующие профилактические мероприятия:
в постоянном режиме осуществляется актуализация перечней нормативных правовых актов, содержащих проверяемые обязательные требования, а также руководства по их соблюдению; осуществляется актуализация проверочных листов, применяемых при проведении плановых проверок, перечней типовых и массовых нарушений - указанные сведения размещаются на официальном сайте Администрации города Нижний Тагил;
разрабатываются планы плановых проверок (с 2017 года) и размещаются на официальном сайте города Нижний Тагил;
выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки особое внимание Управлением уделяется консультационной деятельности.
Результаты работы Управления свидетельствуют о положительном эффекте от реализуемого комплекса профилактических мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.