См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2010 г. по делу N А01-1490/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Черных Л.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Майкопский птицекомбинат" (ИНН 0105011063, ОГРН 1020100710816) - Пилищукова В.Н. (доверенность от 29.11.2010), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100552711) - Ахтаова Т.А. (доверенность от 08.04.2011), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (ИНН 0105043805, ОГРН 1040100552095) - Гумова М.Б. (доверенность от 23.03.2011) и Ткачевой М.В. (доверенность от 25.07.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.05.2011 (судья Хутыз С.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 (судьи Шимбарева Н.В., Гиданкина А.В., Николаев Д.В.) по делу N А01-1490/2009, установил следующее.
ЗАО "Майкопский птицекомбинат" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (далее - налоговая инспекция) от 25.06.2009 N 2.1/31 в части: уменьшения суммы убытка, сложившегося за 2004 год в размере 61 935 500 рублей; отказа обществу в праве переноса убытка на будущее в течение десяти лет, сложившегося за 2004 год в размере 61 935 500 рублей, в целях использования убытка для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в 2007 - 2008 годах; начисления налога на прибыль за 2007 год в сумме 4 508 599 рублей, за 2008 год - 1 432 998 рублей; пени по налогу на прибыль за 2007 год - 948 163 рублей; штрафных санкций по налогу на прибыль за 2007 год - 901 720 рублей, за 2008 год - 286 600 рублей.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - управление).
Решением суда от 08.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2010, требования общества удовлетворены на том основании, что вывод налоговой инспекции о неполной уплате налога сделан без исследования предоставленных обществом первичных документов, перенос убытка 2004 года общество осуществило в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации. Ошибки при ведении бухгалтерского учета, оформление первичной документации с недочетами не являются основанием для возникновения обязанности по уплате налогов, если отсутствуют иные обстоятельства, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2010 решение суда от 08.02.2010 и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на необходимость исследования и оценки при новом рассмотрении дела вопроса о наличии (отсутствии) у общества права на уменьшение налогооблагаемой базы в 2004 году на сумму указанного им убытка, его величине, основаниях и периоде возникновения, всестороннего и полного исследования представленных участвующими в деле лицами доказательств - документов первичного и бухгалтерского учета, свидетельствующих о наличии (отсутствии) убытка и его величине.
При новом рассмотрении дела решением суда от 20.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2011, требования общества удовлетворены на том основании, что заключением эксперта от 25.01.2011 подтвержден фактический размер налогового убытка за 2004 год, составивший 82 537 500 рублей. Налоговая инспекция документально этот вывод эксперта не опровергла.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты как принятые без учета следующего: убыток общества за 2004 год составил 14 414 791 рубль. В экспертном заключении отсутствуют ссылки на первичные документы налогового учета, на основании которых определяется налоговый убыток, заявленный обществом в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит удовлетворить кассационную жалобу налоговой инспекции.
В судебном заседании представители налоговой инспекции, общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей налоговой инспекции, общества и управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составила акт от 01.06.2009 N 2.1/31 и приняла решение от 25.06.2009 N 2.1/31 о начислении обществу 5 941 597 рублей налога на прибыль, 948 163 рублей пени, 1 559 320 рублей штрафа, 382 576 рублей НДС, 139 543 рублей пени, 132 865 рублей штрафа, 112 560 рублей налога на имущество, 22 512 рублей штрафа, 51 240 рублей штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, 1 425 011 рублей ЕСН, 62 723 рублей НДФЛ, 381 207 рублей пени, 12 545 рублей штрафа по статье 123 Кодекса и отказала в возмещении 434 095 рублей НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея от 07.08.2009 N 65 решение налоговой инспекции от 25.06.2009 N 2.1/31 оставлено без изменения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суды учли указания суда кассационной инстанции, установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, в совокупности оценили представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц и приняли законные, обоснованные судебные акты, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В силу пункта 1 статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных статьями 264.1, 275.1, 280, 283 и 304 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
В силу пункта 4 статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
При новом рассмотрении дела для разрешения вопросов, требующих специальных знаний, определением суда от 17.11.2010 назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, проведение которой поручено эксперту ЗАО "Аудиторская группа "Ваш СоветникЪ"" Мониной В.Е.
Согласно заключению эксперта от 25.01.2011 расходы общества за 2004 год составили 764 477 тыс. рублей, в том числе полностью учитываемые для целей налогового учета 707 845 тыс. рублей - себестоимость продукции и 6 843 тыс. рублей - коммерческие расходы, 49 789 тыс. рублей - прочие расходы, учитываемые как внереализационные расходы (принятые и непринятые). Эксперт установил, что бухгалтерская справка от 31.12.2004 N 0000084 (положенная налоговой инспекцией в основу непризнания убытка общества за 2004 год) не отражена в бухгалтерском учете общества, не повлияла на формирование финансового результата и не учтена при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль за 2004 год. По результатам документального анализа эксперт сделал вывод о том, что сумма полученного обществом налогового убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2004 год составляет 82 537 500 рублей, в том числе 49 789 тыс. рублей - прочие расходы (86 784 500 рублей /общий убыток/ - 4 247 тыс. рублей /расходы, не принимаемые в целях налогового учета/).
В ходе экспертизы документального подтверждения затрат установлено, что все расходы общества на приобретение сырья и других товарно-материальных ценностей, расходы на услуги от поставщиков подтверждены актами выполненных работ и другими первичными документами. Эксперт указал, что бухгалтерские справки от 30.09.2004 N 00000002, от 31.10.2004 N 0000065, от 30.11.2004 N 0000003, от 31.12.2004 N 0000077 не имеют оснований к исправительным проводкам, не подтверждены первичными учетными документами и не имеют оснований для отражения этих исправительных проводок в учет. Все остальные расходы, произведенные обществом в 2004 году, подтверждены первичными документами - накладными, актами выполненных работ, требованиями-накладными, актами списания по нормам расходов и другими первичными учетными документами, составленными с учетом требований законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому и налоговому учету. По результатам документального анализа эксперт сделал вывод о том, что все отраженные в составе налогооблагаемой базы расходы подтверждены документально согласно требованиям налогового законодательства Российской Федерации. Исключение составляют полученные в ходе экспертизы документы о правомерности отражения в системе бухгалтерского учета операции на основании бухгалтерских справок от 30.09.2004 N 00000002, от 31.10.2004 N 0000065, от 30.11.2004 N 0000003, от 31.12.2004 N 0000077. В составе налогооблагаемых расходов эксперт не учел 61 935 500 рублей расходов на приобретение живой птицы путем их капитализации по счетам незавершенного строительства (09/3). При определении налогооблагаемого финансового результата за 2004 год эксперт исключил бухгалтерские справки от 30.09.2004 N 00000002, от 31.10.2004 N 0000065, от 30.11.2004 N 0000003, от 31.12.2004 N 0000077 как не отвечающие требованиям налогового законодательства, предъявляемым к первичным учетным документам.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вызванная в суд первой инстанции эксперт Монина В.Е. пояснила, что при проведении экспертизы ввиду значительного объема первичной документации проверила ее в месте нахождения бухгалтерии общества, при этом на проверку общество представило документы за 2004 год: книги материальных отчетов, реестр книг по счету 29, книги авансовых отчетов, производственные отчеты, книги по поступлению материалов и услуг, услуг по перевозке, документы по приходу птицы (по счету 60), журналы-ордера счетов, книги покупок и продаж, декларации по НДС, авизо по счетам, акты к договорам подряда, годовой отчет, бухгалтерский баланс, ведомости ГСМ, отчеты по движению поголовья птицы.
Суды правильно указали, что, не согласившись с заключением экспертизы, налоговая инспекция не представила доказательства, опровергающие выводы эксперта, и доказательства неисследования экспертом первичных документов общества, не заявила ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
На основании совокупной оценки доводов участвующих в деле лиц, представленных в материалы дела доказательств, в том числе заключения эксперта от 25.01.2011, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам и с учетом части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды сделали вывод о том, что налоговая инспекция не доказала, что сумма убытка общества за 2004 год составила 14 414 791 рубль, что общество завысило в 2004 году убыток на 61 935 500 рублей и не имело права на пропорциональное уменьшение налогооблагаемой базы за 2007 - 2008 годы на сумму полученного в 2004 году убытка.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.05.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 по делу N А01-1490/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.