Заключение
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по проекту
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 20 и 21
Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", внесен депутатом Государственной Думы
И.Ю.Динесом, первое чтение
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
Представленный законопроект вносится с целью приведения положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в соответствие с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В действующей редакции Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в перечни региональных и местных налогов, установленные статьями 20 и 21 указанного Закона, включены также сборы. В то же время, многие из таких платежей не обладают формальными признаками сбора в соответствии с пунктом 2 статьи 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а по существу являются налогами. Законопроектом предусматривается приведение наименований таких обязательных платежей в соответствие с их правовой природой. Предлагается произвести соответствующие изменения в отношении сбора на нужды образовательных учреждений, целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, а также сбора за уборку территорий населенных пунктов.
Кроме того, законопроектом предполагается уточнение формулировок Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исходя из положений пункта 3 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Подпунктом "х" статьи 21 указанного Закона не установлены предельные размеры сбора за уборку территорий. Представительные органы местного самоуправления во многих случаях, пользуясь отсутствием ограничения, устанавливают данный налог в размерах, явно не соответствующих целевой природе данного платежа и существенно увеличивающих совокупную налоговую нагрузку. В целом ряде муниципальных образований в качестве объекта налогообложения установлена выручка от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, в существующей редакции указанный, подпункт фактически позволяет отдельным органам местного самоуправления восстановить на подведомственной территории налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отмененный с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Подобная ситуация противоречит целям проводимой в настоящее время налоговой реформы, одним из основных направлений которой признана отмена налогов, взимаемых с выручки.
Предлагаемым проектом федерального закона предусмотрено ограничение максимальной суммы указанного обязательного платежа определенной долей расходов на оплату труда для юридических лиц и долей минимальной месячной оплаты труда - для физических лиц.
Поддерживая в целом рассматриваемый законопроект. # Комитет в то же время рекомендует автору законодательной инициативы до его принятия в первом чтении в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы внести в него изменения в части сроков введения в действие. По мнению Комитета, закон должен вступить в силу с 1 января 2003 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Комитет также рекомендует автору уточнить формулировку пункта 3 статьи 1 законопроекта с учетом положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае учета автором законопроекта указанных замечаний Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.