Заключение Комитета по делам Федерации и региональной политике
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 22 октября 2002 г.
"На Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает внесение изменения в статью 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), которое определяет порядок исчисления срока полномочий высшего должностного лица для субъектов Российской Федерации, в конституциях (уставах) которых не содержалось соответствующего положения на день вступления в силу Федерального закона.
Впоследствии этот вопрос был урегулирован Федеральным законом от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 4), а ряд других положений законопроекта вступили в противоречие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 9.07.2002, которым признано, что содержание статьи 30.1 во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации (пункт 1 постановляющей части). При этом Конституционный Суд РФ истолковал положения статьи 30.1 применительно ко всем субъектам Федерации, а не только тем, которые указаны в законопроекте.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что в субъектах Российской Федерации, законодательство которых на день вступления Федерального закона в силу не содержало указанного в Федеральном законе ограничения сроков избрания одного и того же лица высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, положение статьи 30.1 в сочетании со статьей 18 (пункт 5) действует с 19 октября 1999 года.
В тех же субъектах, где ограничения сроков занятия этой должности вводились самими субъектами Российской Федерации до принятия Федерального закона, в силу того, что эти вопросы как часть общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возможны два варианта.
В первом случае субъект Российской Федерации в порядке приведения собственного законодательства, регламентирующего эти вопросы, в соответствие с Федеральным законом отменяет действовавшие ранее нормативные положения. В этом случае применяются те же правила, что и для субъектов, в которых регулирование по этому предмету отсутствовало до вступления в силу Федерального закона.
Во втором случае законодатель субъекта Российской Федерации может сохранить установленные ранее собственным законодательством ограничения срока полномочий высшего должностного лица, совпадающие по содержанию с положениями статьи 18 (пункт 5) Федерального закона, придав тем самым, как отмечено в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, законоположению субъекта, по существу, федеральное регулирование. В таком случае вышеуказанные ограничения применяются в порядке, установленном законодательством субъекта Федерации (пункт 2.5 констатирующей части).
Таким образом, раскрыв конституционно-правовой смысл действующей редакции статьи 30.1 в сочетании со статьей 18 (пункт 5) Федерального закона и показав, таким образом, приемлемость указанных положений в действующей редакции для всех субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указанным Постановлением сделал концептуально неприемлемой дальнейшую работу над рассматриваемым Федеральным законом, который решает ту же проблему, но только для одной группы субъектов Федерации.
С учетом изложенного целесообразно предложить Государственной Думе в соответствии с пунктом "в" статьи 127 Регламента Государственной Думы снять указанный Федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.
Председатель комитета |
В.И.Гришин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.