Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Стратегический проект "Вода для жизни" был утвержден в 2007 году: началась реализация программных мероприятий, направленных на улучшение состояния и сохранение водных ресурсов, благоустройство и санитарное содержание прибрежных территорий и создание зон отдыха в муниципальном образовании "город Екатеринбург". В связи с изменением законодательства в области охраны водных объектов, утверждением актуализированной версии Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года, реализацией с 01.01.2019 национального проекта "Экология", федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" и регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов, расположенных на территории Свердловской области" возникла необходимость разработки новой версии Стратегического проекта "Вода для жизни".
Город Екатеринбург относится к населенным пунктам с недостаточным количеством обустроенных зон водной рекреации, соответствующих требованиям, предъявляемым к водным объектам, имеющим рекреационное значение, несмотря на то что природное окружение города обладает большим резервом водных объектов для превращения их в зоны водной рекреации и формирования среды, позитивно воздействующей на здоровье граждан.
Благоустройство зон водной рекреации, соответствующих всем нормативным требованиям, в том числе требованиям к благоустройству прибрежных территорий, актуализировало проблему оздоровления городских водных объектов и улучшения качества воды для целей культурно-бытового использования. Потребность в рекреационных территориях возрастает. Благоустройство мест массового отдыха горожан на водных объектах, отвечающих санитарным нормам и гигиеническим требованиям к зонам рекреации и охране поверхностных вод, возможно только путем оздоровления водных объектов и их дальнейшей реабилитации.
Стратегический проект "Вода для жизни" решает главную задачу - формирование здоровой среды обитания и создание мест массового отдыха на водных объектах общего пользования в границах муниципального образования путем создания условий, благоприятных для массового отдыха горожан, повышения рекреационного потенциала городских водных объектов, реабилитации водных объектов и благоустройства их водосборных и прибрежных территорий, снижения риска для здоровья населения за счет санитарной охраны источников водоснабжения.
В рамках решения задачи по улучшению качества воды в водных объектах в полном объеме были выполнены следующие мероприятия.
В период с 2007 по 2014 годы по заказу Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга Обществом с ограниченной ответственностью "Уралводоочистка" проведена техническая инвентаризация сетей и абонентов дождевой (ливневой) канализации, сбросов промышленных ливневых сточных вод в бассейны малых рек, водотоки которых заключены в магистральные коллекторы на территории города,
Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" осуществлена разработка технических паспортов следующих водных объектов: рек Черемшанки, Монастырки, Мельковки, Патрушихи, Окулинки, Исток, Безымянной, Ольховки, Малаховки, Основинки. По результатам инвентаризации отмечено превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ: железа общего, нефтепродуктов, фосфатов, азота аммонийного (приложение N 1 к настоящему Стратегическому проекту). В 2018 - 2019 годах выполнены кадастровые работы, по результатам которых все сети дождевой (ливневой) канализации (в том числе магистральные коллекторы малых рек) поставлены на кадастровый учет, в отношении всех сетей зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Екатеринбург". Вся документация на праве оперативного управления передана Муниципальному бюджетному учреждению "Водоотведение и искусственные сооружения", в полномочия которого в настоящее время входит ввод в эксплуатацию строящихся и реконструируемых сетей дождевой (ливневой) канализации. При строительстве очистных сооружений на магистральных коллекторах ливневой канализации приоритет был отдан строительству локальных очистных сооружений из-за финансовой составляющей строительства и невозможности согласования ввода в эксплуатацию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) ввиду плотной застройки и отсутствия санитарно-защитных зон.
В период с 2011 по 2018 год построены и введены в эксплуатацию локальные очистные сооружения дождевой (ливневой) канализации, указанные в таблице 3.
Таблица 3
Локальные очистные сооружения дождевой (ливневой) канализации, введенные в эксплуатацию в 2011 - 2018 годах
Наименование |
Пропускная способность, л/с |
Год ввода в эксплуатацию |
Очистные сооружения на улицах Косарева, Бородина |
60 |
2011 |
Очистные сооружения в районе Академическом |
195 |
2014 |
Очистные сооружения в районе УНЦ |
266 |
2018 |
Очистные сооружения на улице 2-й Новосибирской (1-я очередь) |
60 |
2015 |
Очистные сооружения на улице 2-й Новосибирской (2-я очередь) |
60 |
2015 |
Очистные сооружения на улице Крылова |
240 |
2018 |
Информация об очистных сооружениях дождевой (ливневой) канализации, строящихся и введенных в эксплуатацию в рамках мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети на территории муниципального образования "город Екатеринбург", приведена в таблице 4.
Таблица 4
Очистные сооружения дождевой (ливневой) канализации, обустроенные при строительстве и реконструкции объектов улично-дорожной сети
Наименование мероприятия |
Количество очистных сооружений |
Период строительства |
Ввод в эксплуатацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
Строительство улицы Вильгельма де Геннина, от проспекта Академика Сахарова до улицы Тимофеева-Ресовского, на территории 1-й очереди застройки планировочного района Академического в городе Екатеринбурге 1 |
1 |
2018 - 2019 |
2019 |
Строительство улицы Амундсена, на участке от проспекта Академика Сахарова до Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги 2 |
1 |
2019 - 2021 |
2021 |
Строительство проспекта Академика Сахарова, от улицы Чкалова до улицы Амундсена, в планировочном районе Академическом в городе Екатеринбурге 3 |
1 |
2019 - 2021 |
2021 |
Строительство улицы Рябинина, от проспекта Академика Сахарова до улицы Тимофеева-Ресовского, на территории 1-й очереди застройки планировочного района Академического в городе Екатеринбурге 4 |
2 |
2020 - 2021 |
2021 |
Реконструкция моста через реку Исеть по улице Челюскинцев, в том числе реконструкция улично-дорожной сети 4 |
2 |
2020 - 2022 |
2022 |
1. Наименование мероприятия указано в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2018 N 10 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов и основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов". 2. Наименование мероприятия указано в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 03.12.2019 N 94 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов и основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов". 3. Наименование мероприятия указано в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.11.2020 N 65 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов и основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов". 4. Наименование мероприятия указано в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 23.11.2021 N 60 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов и основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов". |
Производительность строящихся очистных сооружений и устанавливаемого оборудования определяется расчетом на основании исходных данных, в том числе технических условий, подготовленных Муниципальным бюджетным учреждением "Водоотведение и искусственные сооружения".
В настоящее время все субъекты хозяйственной деятельности получают разрешение на ввод объектов в эксплуатацию только при наличии локальных очистных сооружений.
Инвентаризация и дальнейшая паспортизация природных родников на территории города, подготовка гидрологических заключений о возможности использования природных родников для питьевых нужд с рекомендациями позволили обустроить к концу 2021 года 23 природных родника (приложение N 2 к настоящему Стратегическому проекту). В целях обеспечения безопасности здоровья населения ежеквартально проводится мониторинг качества воды и осуществляется санитарное содержание прилегающей к родникам территории в рамках реализации мероприятий Муниципальной программы "Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
100% образовательных учреждений города обеспечено фильтрами доочистки питьевой воды. Выполнено требование Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о соблюдении действующих санитарных норм и правил, способствующих предотвращению риска для здоровья подрастающего поколения. В настоящее время при вводе в эксплуатацию образовательных учреждений установка фильтров предусматривается в обязательном порядке на стадии проектирования.
Ежегодно в рамках Муниципальной программы "Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании "город Екатеринбург" проводятся работы по санитарному содержанию прибрежных полос водных объектов, используемых населением для отдыха. В рамках решения задачи по созданию условий, благоприятных для массового отдыха горожан, Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга выступил с инициативой разработки проектной работы об установлении общественно-рекреационных зон в отношении прибрежных территорий водных объектов в границах муниципального образования "город Екатеринбург" для снижения рекреационной нагрузки на такие водные объекты, как озеро Шарташ, озеро Песчаное и Верх-Исетское водохранилище. Данное предложение было согласовано Координационным советом стратегического развития города Екатеринбурга и одобрено Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области. В 2012 году Муниципальным бюджетным учреждением "Мастерская генерального плана" выполнена проектная работа "Установление общественно - рекреационных зон прибрежных территорий водных объектов в границах муниципального образования "город Екатеринбург", которая охватывает в том числе водоемы в парках города. В проектной работе выполнено ранжирование водных объектов по видам рекреационного использования (приложение N 3 к настоящему Стратегическому проекту). Определение границ зон рекреации базировалось на детальной ландшафтной, градостроительной и санитарно-гигиенической оценке территории, учитывающей рекреационный статус водного объекта, его популярность, местоположение, транспортную доступность, природное окружение, планировочные ограничения. На данный период обустроены шесть зон отдыха на следующих водных объектах: озере Калиновские разрезы, реке Исети в районе улицы Кирова, озере Песчаном, озере Шарташ, пруду на территории усадьбы Расторгуевых - Харитоновых, пруду Чемоданчик. Ранжирование водных объектов по видам рекреационного использования будет учтено при обустройстве водоемов.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов и почв рекреационных зон Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.11.2011 N 4625 "Об утверждении перечня мест на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в которых запрещается мойка автотранспортных средств" утвержден перечень мест на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (в том числе водные объекты общего пользования и их береговые полосы), в которых запрещается мойка автотранспортных средств, также Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.11.2011 N 4626 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", для личных и бытовых нужд" утверждены Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", для личных и бытовых нужд.
Решение задачи по обеспечению экологической безопасности на водных объектах, уменьшению риска для здоровья населения зависит от соблюдения предприятиями-водопользователями нормативных требований к качеству воды используемых водных объектов.
В систему водоснабжения города Екатеринбурга входят каскад Верхнемакаровского и Волчихинского водохранилищ бассейна реки Чусовой (Камский бассейн). Дополнительными источниками водоснабжения являются Ревдинское и Новомариинское водохранилища на реке Ревде, озеро Шарташ (п. Изоплит в Кировском районе). С 2018 года река Решетка (п. Северка в Железнодорожном районе) исключена из системы водоснабжения. С 2018 года источником водоснабжения поселка Северка является Волчихинское водохранилище.
Водоотведение муниципального образования "город Екатеринбург" представляет собой технологически связанные процессы, условно разделенные на три этапа: прием и транспортировка сточных вод, очистка сточных вод и их сброс в водные объекты, обработка и утилизация осадков, образующихся в процессе очистки сточных вод. Прием и транспортировка хозяйственно-бытовых сточных вод от жилой застройки и промышленных предприятий осуществляются по самотечным и напорным коллекторам до очистных сооружений канализации.
Почти все магистральные коллекторы построены в 30-х и 60-х годах XX века и выполнены в основном из керамических, чугунных и асбоцементных труб. В связи с этим основными проблемами в работе городской системы водоотведения являются высокая степень износа конструктивных элементов сооружений, сетей и оборудования (более 50%), несовершенство технологии очистки стоков, обработки и утилизации осадка, ненормативное поступление ливневых, талых и дренажных вод в систему хозяйственно-бытовой канализации, отсутствие сетей централизованного водоотведения в некоторых районах города (Шарташский, Изоплит и другие).
Все водозаборы из поверхностных водных объектов находятся на балансе Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно - канализационного хозяйства (далее - МУП "Водоканал"), которым в период с 2007 года по настоящее время выполнен комплекс мероприятий, предусмотренных программой "Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения", в рамках решения задачи по улучшению качества воды в поверхностных водных объектах и их оздоровлению.
Сегодня более 90% хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод хозяйствующих субъектов города проходят очистку через очистные сооружения Южной аэрационной станции (проектная мощность биологических очистных сооружений - 203,1 млн куб. м/год) и очистные сооружения Северной аэрационной станции (проектная мощность биологических очистных сооружений - 51,1 млн куб. м/год), эксплуатируемые МУП "Водоканал", с последующим сбросом очищенных сточных вод в реки Исеть и Камышенку (приток реки Пышмы). Промывные воды с Западной фильтровальной станции (после шламонакопителя) и головных сооружений водопровода одним выпуском поступают в Верх-Исетское водохранилище через озеро Здохня. Проектная мощность очистных сооружений механической очистки - 30 млн куб. м/год. Сточные воды поселка Северка после очистных сооружений биологической очистки (проектная мощность очистных сооружений - 146 тыс. куб. м/год) поступают в реку Северку.
В 2016 году в рамках реализации Стратегического проекта "Развитие водоисточников, водоподготовительных и водоочистных сооружений", инвестиционной и производственной программы МУП "Водоканал" продолжилась работа по модернизации основных сооружений водоподготовки и очистки сточных вод. В рамках реализации инвестиционной программы "Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения" на 2014 - 2025 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 13.08.2013 N 1207-РП "Об утверждении инвестиционной программы Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно - канализационного хозяйства (МУП "Водоканал"), город Екатеринбург на 2014 - 2025 годы (развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения)", продолжена модернизация Южной аэрационной станции, Западной фильтровальной станции и головных сооружений водопровода.
На начало 2018 года МУП "Водоканал" разработан проект реконструкции Южной аэрационной станции, завершены работы по реконструкции цеха механического обезвоживания осадка, введены в эксплуатацию новое реагентное хозяйство (сооружение для очистки воды) и цех ультрафиолетового обеззараживания воды (головные сооружения водопровода), проведены модернизация Западной фильтровальной станции и строительство блока ультрафильтрации, что позволило значительно снизить нагрузку на действующий шламонакопитель Западной фильтровальной станции по поступающим загрязнениям. Модернизация сооружений повторного использования промывных вод позволила уменьшить сброс загрязнений из шламонакопителя Западной фильтровальной станции в озеро Здохня и Верх-Исетское водохранилище.
Объемы водоотведения в поверхностные водные объекты муниципального образования "город Екатеринбург" в 2014 - 2020 годах представлены в таблице 5.
Таблица 5
Объемы водоотведения в поверхностные водные объекты муниципального образования "город Екатеринбург" в 2014 - 2020 годах
Год |
Водоотведение в поверхностные водные объекты (млн куб. м) |
Масса сброса загрязняющих веществ (тыс. т) |
|||||
всего |
загрязненных вод |
нормативно чистых (без очистки) вод |
нормативно очищенных вод |
||||
всего |
без очистки |
недостаточно очищенных |
|||||
2014 |
178,46 |
172,16 |
7,06 |
165,10 |
4,29 |
2,01 |
96,4 |
2015 |
159,64 |
152,96 |
3,98 |
148,98 |
4,20 |
2,48 |
91,0 |
2016 |
151,13 |
142,05 |
3,27 |
138,78 |
6,74 |
2,34 |
80,0 |
2017 |
145,77 |
136,41 |
3,86 |
132,55 |
6,93 |
2,43 |
84,6 |
2018 |
140,98 |
133,58 |
3,74 |
129,84 |
5,26 |
2,14 |
87,0 |
2019 |
163,98 |
155,54 |
3,50 |
152,04 |
5,73 |
2,71 |
94,6 |
2020 |
161,61 |
152,17 |
2,77 |
149,40 |
5,89 |
3,55 |
96,6 |
В 2020 году по сравнению с 2014 годом объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты уменьшился на 19,9 9 млн куб. м (11,6% от уровня 2014 года), доля прошедших очистку загрязненных сточных вод увеличилась с 93,64% в 2014 году до 94,64% в 2020 году. В 2020 году по сравнению с 2019 годом сброс загрязненных сточных вод сократился на 3,37 млн куб. м (2,2% от уровня 2019 года), сброс нормативно очищенной сточной воды увеличился на 0,84 мл куб. м (31% от уровня 2019 года).
Достаточно широко в решении вопросов оздоровления и реабилитации водных объектов используется научный потенциал таких учреждений, как Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов" Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уральский водоканал проект" и другие. В рамках научно-исследовательской работы, выполненной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов", разработан комплекс мероприятий по снижению поступления загрязняющих веществ из водосбора и локальных источников в реку Решетку с целью предотвращения их выноса в Верх-Исетский пруд. Работа по изучению влияния реки Решетки на качество воды Верх-Исетского пруда (Ревдинско-Первоуральский промышленный узел - тракт переброски воды в Верх-Исетское водохранилище) и рекомендации по ее оздоровлению переданы в органы местного самоуправления городского округа Ревда и городского округа Первоуральск для их выполнения в целях улучшения качества воды в резервном источнике питьевого водоснабжения города Екатеринбурга.
В 2013 и 2014 годах Обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией "Уральский водоканал проект" выполнены инженерно-геологические работы и проект производства работ по очистке пруда-отстойника на реке Ольховке. В 2014 году Общество с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Объекты современной архитектуры" разработало концепцию благоустройства береговой линии Городского пруда и реки Ольховки. В 2015 году Открытым акционерным обществом "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" разработаны инженерно-технические системы для очистки пруда на реке Ольховке в целях создания рекреационной зоны на территории, прилегающей к строящемуся жилому комплексу на улице Колмогорова, подготовлено экологическое обоснование предпроектной документации "Реконструкция пруда на реке Ольховке по улице Колмогорова в городе Екатеринбурге". Реализация проекта очистки пруда-отстойника на реке Ольховке способствовала улучшению качества воды в реке Исети, в том числе в Городском пруду. В этой связи в целях обеспечения безопасности и предотвращения риска для здоровья граждан областными органами контроля и надзора, контролирующими качество воды в водном объекте, разрешено использование акватории Городского пруда водопользователями в рамках договоров водопользования для проведения массовых развлекательных и спортивных мероприятий.
В период 2018 - 2019 годов Администрацией города Екатеринбурга разработан эскизный проект комплексного благоустройства набережной реки Ольховки. Мероприятия, предусмотренные эскизным проектом благоустройства, включены в Муниципальную программу "Формирование современной городской среды в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2018 - 2024 годы.
Приобретение права пользования водными объектами осуществляется в соответствии с нормами Водного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 8 главы 2 Водного кодекса Российской Федерации право собственности на водные объекты закреплено за органами государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 26 главы 4 Водного кодекса Российской Федерации право распоряжения и пользования водными объектами в рамках осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Предоставление водного объекта в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении данного водного объекта в пользование и на основании пункта 4 статьи 11 главы 3 Водного кодекса Российской Федерации Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" хозяйствующие субъекты - водопользователи осуществляют:
общее пользование водными объектами - использование земельных участков, примыкающих к водным объектам, способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользование, осуществляемое гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание,
использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, если соответствующие запреты не установлены законодательством);
специальное пользование водными объектами - использование земельных участков, примыкающих к водным объектам, способами, необходимыми для специального водопользования (забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, сброс сточных вод и (или) дренажных вод, проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов).
Исходя из целевого назначения водного объекта, которое определяется действующим законодательством, определяются нормативы допустимого воздействия на водные объекты, в свою очередь устанавливающие безопасные уровни содержания загрязняющих веществ, а также значения других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом географического положения водного объекта, природно-климатических условий данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.
Ранжирование источников загрязнения по степени воздействия загрязняющих веществ на водные объекты позволяет выявлять наиболее опасных загрязнителей, осуществлять экологический контроль на федеральном и областном уровнях, тем самым побуждая водопользователей к рациональному водопользованию и соблюдению требований водоохранного законодательства на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Для поверхностных водных объектов на территории города Екатеринбурга определены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" и санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
На территории муниципального образования "город Екатеринбург" исторически принята раздельная схема водоотведения, что подразумевает наличие раздельных систем канализации: хозяйственно-бытовой (для приема хозяйственно-бытовых сточных вод), ливневой и дренажной (для приема дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных вод).
Гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение в установленных зонах деятельности, согласно Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 27.06.2013 N 2254 "Об определении для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" гарантирующих организаций" является МУП "Водоканал", осуществляющее прием, транспортировку и очистку хозяйственно-бытовых сточных вод, образующихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения и предприятий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" МУП "Водоканал" рассчитало показатели нормативов состава сточных вод на основании нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами в поверхностные водные объекты и эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями МУП "Водоканал". Нормативы состава сточных вод для абонентов централизованных систем водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.08.2020 N 1566 "Об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург".
В рамках решения задачи по обеспечению экологической безопасности на водных объектах на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в целях охраны водных объектов от загрязнения хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами и предотвращения неблагоприятного воздействия сточных вод на здоровье горожан организация работ по сбору сведений по форме статистической отчетности N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" возложена на отдел водных ресурсов Нижне - Обского бассейнового водного управления по Свердловской области Федерального агентства водных ресурсов.
На основе ежегодно предоставляемой статистической отчетности формируются обработанные программным комплексом Федерального агентства водных ресурсов - информационно-аналитической системой обработки сведений по водопотреблению и водоотведению (ИАС 2-ТП (водхоз) сведения о предприятиях города Екатеринбурга, осуществляющих сброс вредных веществ в водоемы, в том числе не достигающих значений нормативов очистки, не эксплуатирующих очистные сооружения. Государственными органами обеспечивается экологический и санитарный надзор и контроль предприятий на федеральном и региональном уровне. Муниципальный экологический контроль упразднен в 2005 году.
Информация о предприятиях, осуществлявших сброс сточных вод в поверхностные водные объекты города Екатеринбурге в период с 2015 по 2020 год, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Информация о предприятиях, осуществлявших сброс сточных вод в поверхностные водные объекты города Екатеринбурга в период с 2015 по 2020 год
С 2015 года количество предприятий, осуществляющих сброс загрязненных, недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, уменьшилось с 25 единиц до 14 единиц в 2020 году. В этот же период увеличилось количество предприятий, осуществляющих сброс нормативно очищенных на сооружениях очистки сточных вод, с 24 единиц в 2015 году до 32 единиц в 2020 году. Уменьшение сброса загрязненных сточных вод связано с осуществлением предприятиями-водопользователями мероприятий, направленных на улучшение качества сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты города Екатеринбурга.
На всех предприятиях разработаны (либо находятся в стадии корректировки) проекты нормативов предельно допустимых сбросов, рассчитанных каждым водопользователем в соответствии с предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ, устанавливаемыми на законодательном уровне, осуществляется мониторинг качества сточных вод, сбрасываемых в водные объекты - приемники сточных вод, на основе разработанных и утвержденных программ лабораторных исследований стоков, сбрасываемых непосредственно в водоемы. Производственный лабораторный контроль качества сточных вод и воды в водных объектах организован предприятиями на всех объектах в полном объеме силами собственных лабораторий, лабораторий филиалов федеральных бюджетных управлений здравоохранения и сторонних лабораторий.
Предприятия-водопользователи, в том числе осуществляющие сброс ливневых сточных вод, реализуют водоохранные мероприятия с учетом утвержденных вышеназванным проектом нормативов предельно допустимых сбросов, что позволяет улучшить гидрохимические показатели сбросов сточных вод и улучшить качество воды в поверхностных водных объектах. Данный факт учитывается при оформлении права пользования водными объектами. На начало 2007 года доля водопользователей, оформивших право пользования водными объектами, составляла 90%, в 2020 году доля составила 96%, к концу 2030 года планируется увеличить долю таких водопользователей до 99%.
Государственный мониторинг водных объектов проводится в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.02.2014 N 112 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 N 432 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей".
Государственный мониторинг водных объектов Свердловской области осуществляется Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, являющимся территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Город Екатеринбург контролирует отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Кроме того, мониторинг водных объектов осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области.
В целях предотвращения неблагоприятного воздействия вод на здоровье населения вышеуказанными государственными контрольными и надзорными органами проводится мониторинг качества воды водных объектов, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать систему экологической безопасности на водных объектах и снижает риск причинения вреда здоровью населения.
Специалистами екатеринбургских территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в рамках социально-гигиенического мониторинга проводятся лабораторные исследования качества воды, отбираемой на водоемах на территории города Екатеринбурга. В связи с тем что качество воды не соответствует требуемым нормам, вблизи водных объектов установлено 90 знаков безопасности "Купание запрещено".
Количество точек отбора проб на водных объектах увеличилось с 40 единиц в 2007 году до 53 единиц к концу 2020 года. К 2030 году количество точек отбора проб будет увеличиваться пропорционально количеству благоустроенных общественно-рекреационных зон, прилегающих к водным объектам города, в том числе в городских парках, и составит 67 единиц. Соответственно, доля водных объектов рекреационного водопользования, на которых осуществляется мониторинг качества воды, также увеличится с 43,5% в 2020 году до 82,1% к началу 2030 года.
В целях улучшения экологического состояния гидрографической сети по итогам 2019 года Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга выполнены следующие мероприятия:
разработана концепция комплексного благоустройства общественных пространств, организована работа совета по развитию общественных пространств на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на основе данной концепции подготовлен Стратегический проект "Система открытых общественных пространств", в рамках которого предусматривается развитие системы открытых общественных пространств Екатеринбурга;
разработаны концепция развития набережной Верх-Исетского пруда и реки Исети в границах Малого Конного полуострова - улицы Папанина, включая территорию площади Субботников, концепция благоустройства набережной реки Исети, от улицы Малышева до Центрального парка культуры и отдыха имени В.В. Маяковского (мероприятия, предусмотренные данной концепцией, включены в Муниципальную программу "Формирование современной городской среды" в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2018 - 2024 годы), в рамках концепции в 2019 году выполнено благоустройство 39,8 тыс. кв. м набережной реки Исети, от улицы Малышева до улицы Куйбышева;
разработан эскизный проект комплексного благоустройства территории в границах улиц Куйбышева - Розы Люксембург - Декабристов - 8 Марта, включая набережную реки Исети, от улицы Куйбышева до улицы Декабристов (мероприятия данного проекта планируется реализовать в 2022 году);
в соответствии с эскизным проектом благоустроен левый берег реки Исети вблизи жилого комплекса Clever park.
С 2020 года реализуются мероприятия по проектированию, связанные с формированием водно-зеленого каркаса города Екатеринбурга, способствующего повышению качества городской среды, а именно:
разработка концепции комплексного благоустройства общественных пространств, на основе которой разработаны стандарт комплексного благоустройства улично-дорожной сети Екатеринбурга и стандарт комплексного благоустройства набережных, парков, скверов, бульваров, расположенных на территории Екатеринбурга, каталог элементов благоустройства, рекомендуемый для использования на территории Екатеринбурга;
разработка концепции развития общественных пространств, прилегающих к набережной Городского пруда, набережной реки Исети, от улицы Ткачей до улицы Лыжников, в том числе:
эскизного проекта набережной реки Патрушихи, от улицы Чкалова до улицы Амундсена, разработанного Акционерным обществом Специализированным застройщиком "Региональная строительная группа - Академическое",
эскизного проекта благоустройства набережной реки Исети, от улицы Щорса до железнодорожного моста в районе улицы Щербакова,
эскизного дизайн-проекта благоустройства левого берега реки Исети в границах микрорайона Уктус Левобережный.
Кроме того, в 2020 году утверждена документация по планировке территории, учитывающая развитие и благоустройство общественных пространств, примыкающих к водным объектам:
проект планировки и проект межевания территории в границах улиц Щербакова - Лыжников - русла реки Исети (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 21.08.2020 N 1613 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах улиц Щербакова - Лыжников - русла реки Исети");
проект планировки и проект межевания территории в границах набережной Верх-Исетского пруда - улиц Каменщиков - Фролова - Плотников - Татищева (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 13.02.2020 N 272 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах набережной Верх-Исетского пруда - улиц Каменщиков - Фролова - Плотников - Татищева");
проект планировки территории жилого района Широкая Речка (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 12.08.2020 N 1520 "Об утверждении проекта планировки территории жилого района Широкая Речка").
В рамках настоящего Стратегического проекта предусмотрено мероприятие по санитарному содержанию прибрежных защитных полос водных объектов, массово используемых населением для отдыха.
В рамках настоящего Стратегического проекта к 2030 году предполагается увеличить площадь прибрежных защитных полос водных объектов, массово используемых населением для отдыха, при этом протяженность очищаемой прибрежной полосы водных объектов увеличится с 25,6 км в 2020 году до 30,4 км к 2030 году. В рамках инвентаризации планируется учесть дополнительные прибрежные полосы, ставшие востребованными и популярными для отдыха граждан в связи с развитием территорий - строительством жилых кварталов вблизи водных объектов в границах административных районов, что также будет способствовать улучшению экологического состояния водных объектов на территории города. На начало 2020 года площадь находящихся на санитарном содержании прибрежных защитных полос водных объектов, массово используемых населением для отдыха, составила 591,84 тыс. кв. м, в 2021 году увеличилась на 57,65 тыс. кв. м до 649,49 тыс. кв. м (приложение N 4 к настоящему Стратегическому проекту) и к 2030 году составит 670,09 тыс. кв. м.
Информация о качестве воды в водных объектах, в том числе в местах купания, а также в водоемах в парках города, на обустроенных природных родниках, предоставляется гражданам посредством размещения информационных сообщений, содержащих результаты мониторинга, на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно - телекоммуникационной сети Интернет (екатеринбург.рф) и на сайте Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (66.rospotrebnadzor.ru).
За время реализации Стратегического проекта "Вода для жизни" создана и совершенствуется система непрерывного экологического образования всех слоев населения. Бережное отношение к окружающей среде (в том числе к водоемам, зонам отдыха, родникам) базируется на экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. С этой целью разработана и успешно реализуется образовательная программа "Экология города Екатеринбурга", включающая разделы "Управление отходами", "Чистая вода", "Чистый воздух", "Зеленый город", "Животный мир", каждый из которых содержит дидактический материал и методический материал для педагогов. Взрослое население также вовлечено в процесс экологического просвещения для эффективного решения современных экологических проблем. К мероприятиям по очистке береговых полос водоемов привлекается и волонтерское движение. В целом количество участников фестивалей, конкурсов, флешмобов, экологических марафонов, субботников ежегодно составляет более 1500 человек, организуются и проводятся совместно с общественными организациями более 20 экологических акций по улучшению санитарного содержания прибрежных защитных полос водоемов, а также общегородские мероприятия: праздник Городского пруда, акции "Поможем Исети" и "Чистая Исеть" и другие.
Необходимо отметить, что основными проблемами в решении задач настоящего Стратегического проекта остаются неблагоприятное влияние водных объектов на здоровье населения за счет превышения предельно допустимых значений гидрохимических и гидробиологических показателей в прудах на реках Исети и Патрушихе, а также в озерах на территории города, недостаточная обустроенность зон отдыха на водных объектах, соответствующих гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", и эстетическим требованиям.
Мероприятиями в рамках настоящего Стратегического проекта предусмотрено выполнение работ, позволяющих планомерно довести качество воды в водных объектах рекреационного водопользования до показателей культурно-бытового пользования, тем самым гарантирующих сведение к минимуму риска для здоровья населения, а именно:
оздоровление городских водных объектов - улучшение качества воды в водных объектах путем сокращения объема загрязненных сточных вод и массы сброса загрязняющих веществ, поступающих в поверхностные водные объекты, а также путем санитарной охраны водоисточников;
создание благоприятных условий для массового отдыха горожан путем обеспечения соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к организации зон рекреации водных объектов;
совершенствование системы экологической безопасности на водных объектах города путем предотвращения неблагоприятного воздействия вод на здоровье населения.
Стратегический проект "Вода для жизни" взят в качестве примера для разработки подобных документов в таких городах, как Тюмень, Курган, Улан-Удэ, Челябинск.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.