Проект федерального закона N 99037902-2
"Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава 2. Порядок избрания и отзыва Уполномоченного по (ст.ст. 7 - 12)
правам народов
Глава 3. Функции и полномочия Уполномоченного по (ст.ст. 13 - 22)
правам народов
Глава 4. Обеспечение деятельности Уполномоченного по (ст.ст. 23 - 24)
правам народов
Глава 5. Заключительные положения (ст. 25)
Настоящий Федеральный закон, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, их равенства перед законом, прав на социально-экономическое и этнокультурное развитие, недопустимости дискриминации по этническому, расовому или религиозному признаку, укрепления дружбы и сотрудничества между ними, в целях обеспечения целостности и единства Российской Федерации определяет порядок избрания, отзыва и полномочия Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации, организационные формы и условия его деятельности.
Каждый народ Российской Федерации представляет естественно сложившуюся, относительно устойчивую, компактно или дисперсно расселенную совокупность лиц, с общей исторической памятью, относящую себя к определенной национальной (этнической) общности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1
Каждый народ Российской Федерации имеет право на:
- свободное определение своей национальной (этнической) принадлежности;
- сохранение групповой идентичности и этнокультурное развитие;
- защиту как индивидуальных, так и коллективных прав;
- сохранение и пользование родным языком, создание условий для его изучения и развития;
- свободу перемещения и проживания на территории Российской Федерации;
- свободу вероисповедания;
- создание национально-культурных автономий (объединений);
- участие в выборах и референдумах;
- свободный доступ на государственную и муниципальную службу;
- создание этнотерриториального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществление в местах своего компактного проживания местного самоуправления (территориального общественного самоуправления) с использованием в наименовании органов местного самоуправления (органов территориального общественного самоуправления) самоназвания народа;
- сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
- охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- представительство в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- развитие этновоспитательных технологий, учебных и культурных учреждений, средств массовой информации;
- сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры;
- помощь от органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное этнокультурное развитие;
- участие в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического и этнокультурного развития;
- участие в распределение доходов от использования природных ресурсов территорий преимущественного проживания;
- обращение в государственные, межгосударственные и международные правозащитные органы.
Пользование правами осуществляется независимо от их численности народа и наличия национально-государственных, национально-территориальных и национально-культурных образований.
Пользование правами одним народом не должно ущемлять прав других народов Российской Федерации.
Права народа могут быть ограничены лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 2
Для осуществления парламентского контроля за защитой прав народов Российской Федерации настоящим Федеральным законом учреждается должность Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации (далее - Уполномоченный по правам народов).
Статья 3
Деятельность Уполномоченного по правам народов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации о защите прав народов.
Статья 4
Деятельность Уполномоченного по правам народов дополняет существующую систему государственной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, народов Российской Федерации, их коллективных прав, не отменяет деятельности иных государственных органов, обеспечивающих защиту указанных прав и свобод и не влечет ограничения их компетенции.
Деятельность Уполномоченного по правам народов осуществляется в тесном взаимодействии с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации.
Статья 5
Введение на территорий Российской Федерации режимов чрезвычайного или военного положения не приостанавливает деятельность Уполномоченного по правам народов и не влечет ограничения его компетенции.
Статья 6
Представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации могут учреждать должность Уполномоченного по правам народов в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Порядок избрания и отзыва Уполномоченного по правам народов
Статья 7
Уполномоченный по правам народов избирается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа депутатов Государственной Думы (далее - Государственная Дума), имеющих теоретические познания и практический опыт в области регулирования межнациональных отношений и обладающих безупречной репутацией.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам народов вносят Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Государственной Думе не позднее месяца со дня начала работы Государственной Думы очередного созыва, или не позднее месяца со дня прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.
Статья 8
Решение о порядке голосования по кандидатуре Уполномоченного по правам народов принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 9
Решение Государственной Думы об избрании на должность или об отзыве Уполномоченного по правам народов в течение десяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации либо если в течение месяца оно не было рассмотрено Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры Уполномоченного палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего кандидатура Уполномоченного по правам народов подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации кандидатура Уполномоченного по правам народов считается избранной, если при повторном голосовании за нее проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 10
Уполномоченный по правам народов избирается на срок действия Государственной Думы очередного созыва.
В случае досрочного роспуска Государственной Думы Уполномоченный по правам народов сохраняет свои полномочия до избрания на эту должность другого кандидата Государственной Думой нового созыва.
Депутат Государственной Думы, избранный на должность Уполномоченного по правам народов, сохраняет свой статус депутата Государственной Думы.
Один и тот же депутат Государственной Думы не может быть избран Уполномоченным по правам народов более чем на два срока подряд.
Решение об избрании Уполномоченного по правам народов оформляется постановлением Государственной Думы и подлежит опубликованию в "Парламентской газете".
Статья 11
Вступая в должность, Уполномоченный по правам народов приносит присягу:
"Посвящая себя служению многонациональному народу Российской Федерации, клянусь:
честно и беспристрастно исполнять обязанности Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации;
защищать права народов Российской Федерации на социально-экономическое и национально-культурное развитие;
руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации о защите прав народов.
Присяга приносится на первом после принятия решения об избрании Уполномоченного по правам народов заседании Государственной Думы.
Уполномоченный по правам народов считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 12
Полномочия Уполномоченного по правам народов прекращаются с момента принятия решения Государственной Думой об избрании на эту должность нового кандидата.
Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по правам народов производится в случае подачи письменного заявления о сложении с себя полномочий Уполномоченного, а также в случаях, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам народов предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца со дня прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.
Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам народов оформляется постановлением Государственной Думы и подлежит опубликованию в "Парламентской газете".
Глава 3. Функции и полномочия Уполномоченного по правам народов
Статья 13
Уполномоченный по правам народов осуществляет следующие функции:
а) парламентский контроль за защитой прав народов;
б) мониторинг за состоянием защиты прав народов;
в) рассмотрение обращений национально-культурных автономий, иных национальных общественных объединений, их уполномоченных представителей, индивидуальные или коллективные обращения граждан по вопросам защиты прав народов;
г) представление Государственной Думе и Совету Федерации информации и предложений по вопросам защиты прав народов;
д) дача заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав народов с точки зрения соответствия их Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, законодательству Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, а также состоянию межнациональных отношений;
е) взаимодействие с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, национально-культурными и иными национальными общественными объединениями по вопросам защиты прав народов;
ж) сотрудничество с зарубежными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями по вопросам защиты прав народов;
з) сотрудничество с правительственными и неправительственными учреждениями и организациями государств - бывших республик СССР по вопросам защиты прав соотечественников;
и) сотрудничество с международными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями в вопросах защиты прав народов;
к) содействие распространению знаний о правах народов в средствах массовой информации, в учебных образовательных программах, проведению научных исследований в целях формирования общественного сознания в духе укрепления межнационального мира и согласия в стране, предотвращения межэтнических конфликтов.
Статья 14
Уполномоченный по правам народов, осуществляя свои функции, вправе:
а) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений и организаций, должностных лиц необходимую информацию по вопросам защиты прав народов;
б) поручать органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественным объединениям и организациям, должностным лицам проведение необходимых проверок и экспертных исследований по вопросам защиты прав народов;
в) при выявлении фактов нарушения прав народов направлять органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности общественным объединениям и организациям, должностным лицам предложения и рекомендации по устранению фактов нарушения прав народов, а также причин и обстоятельств, способствующих нарушение этих прав;
г) обращаться в российские и международные судебные органы с исками о защите прав народов;
д) самостоятельно или совместно с другими субъектами права законодательной инициативы вносить предложения об изменении и дополнении законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав народов;
е) выступать с сообщениями на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам защиты прав народов;
ж) в случае возникновения межэтнических конфликтов создавать комиссии по разрешению этих конфликтов из представителей конфликтующих сторон, органов государственной власти, органов местного самоуправления, национально-культурных автономий, иных национальных общественных объединений, специалистов в области межнациональных отношений, международных правозащитных организаций.
Статья 15
В целях защиты прав народов Уполномоченный по правам народов:
а) взаимодействует с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в вопросах защиты прав народов;
б) содействует единообразному соблюдению и реализации прав народов органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями и организациями, должностными лицами;
в) беспрепятственно посещает органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с правом присутствия на заседаниях их коллегиальных органов, воинские части, общественные объединения и организации.
Статья 16
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения и организации, должностные лица обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть обращение Уполномоченного по правам народов и о результатах рассмотрения сообщить ему в письменной форме с предоставлением необходимой информации.
Указанный срок рассмотрения обращения Уполномоченного по правам народов может быть продлен в случае необходимости получения дополнительной информации и при обязательном письменном уведомлении Уполномоченного.
Если в обращении содержится требование о проведении проверок и экспертных исследований, то государственные организации обязаны провести такие проверки и экспертные исследования с привлечением необходимых специалистов.
Исполнение обращений Уполномоченного по правам народов осуществляется безвозмездно.
Статья 17
Неисполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями и организациями, должностными лицами обращений Уполномоченного по правам народов, а равно воспрепятствование его деятельности либо вмешательство в его деятельность с целью повлиять на решение Уполномоченного по правам народов, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 18
По результатам рассмотрения полученной от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений и организаций, должностных лиц информации по вопросам защиты прав народов, а также по итогам международного сотрудничества Уполномоченный по правам народов вправе:
а) вносить в Государственную Думу и Совет Федерации предложения о создании парламентских комиссий по расследованию случаев нарушения прав народов, проведении парламентских слушаний по вопросам защиты прав народов, заслушивании на заседаниях палат должностных лиц органов государственной власти, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений и организаций по вопросам защиты прав народов;
б) участвовать в подготовке докладов, представляемых в международные организации о защите прав коренных малочисленных народов, национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей Российской Федерации;
в) обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и организация, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения и организации с ходатайствами о привлечении к ответственности их должностных лиц за действия (бездействие) нарушающие права народов, либо за отказ или задержку предоставления информации по вопросам защиты прав народов, содержащихся в обращениях Уполномоченного по правам народов, а равно препятствование его.
Статья 19
Деятельность Уполномоченного по правам народов осуществляется гласно с освещением в средствах массовой информации.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные организации и предприятия обязаны публиковать сведения о деятельности Уполномоченного по правам народов.
Статья 20
По окончании календарного года Уполномоченный по правам народов представляет Федеральному Собранию доклад о положении с защитой прав народов в Российской Федерации.
По отдельным вопросам защиты прав народов Уполномоченный по правам народов представляет Федеральному Собранию специальные доклады.
Статья 21
Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного по правам народов публикуются в "Парламентской газете".
Статья 22
При Уполномоченном по правам народов в целях оказания ему консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимой подготовкой в данной области.
Глава 4. Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам народов
Статья 23
Финансирование деятельности Уполномоченного по правам народов осуществляется из федерального бюджета отдельным разделом за счет средств, выделяемых на содержание Государственной Думы.
Средства, выделяемые для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам народов не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Уполномоченный по правам народов самостоятельно разрабатывает и исполняет смету своих расходов.
Уполномоченный по правам народов использует бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Статья 24
Организационное, документационное, информационное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам народов осуществляет Секретариат.
Уполномоченный по правам народов самостоятельно утверждает структуру Секретариата, положение о нем и непосредственно руководит его работой.
В пределах сметы расходов Уполномоченный по правам народов устанавливает численность и штатное расписание Секретариата.
Права, обязанности и ответственность работников Секретариата Уполномоченного по правам народов устанавливаются законодательством Российской Федерации о государственной службе.
Материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного по правам народов и его Секретариата осуществляет Аппарат Государственной Думы.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 25
Местом постоянного нахождения Уполномоченного по правам народов является город Москва, здание Государственной Думы.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Государственная Дума принимает постановление о проведении выборов Уполномоченного по правам народов в порядке, установленном главой второй настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.