Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по бюджету и налогам
от 12 ноября 2002 г.
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
Основные нормы рассматриваемого законопроекта направлены на корректировку положений, содержащихся во вводимых в действие с 1 января 2003 года главах Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В частности, предлагается, по аналогии с действующим порядком, предусмотреть уплату налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения и переведенными на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, будет разрешено при определении объекта налогообложения уменьшать полученные доходы на суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров.
Поскольку режимом упрощенной системы налогообложения не предусмотрено ведение налогового учета, предлагается термин "стоимость амортизируемого имущества", используемый в налоговом учете при налогообложении прибыли организаций, заменить на термин "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов".
К числу существенных корректировок режима единого налога на вмененный доход следует отнести предложения Правительства Российской Федерации об исключении (в целях соответствующей главы) услуг ломбардов из перечня бытовых услуг, а также исключении из сферы розничной торговли нефтепродуктов, автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт.
Это предложение Правительства Российской Федерации мотивируется тем обстоятельством, что по ломбардам, а также при реализации указанных подакцизных товаров, доход в месяц на одного работника значительно выше базовой доходности, установленной Кодексом для бытовых услуг и розничной торговли. Таким образом, предлагается исключить возможность перевода этих видов деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В связи с тем, что в ряде субъектов Российской Федерации разработка Государственного земельного кадастра не будет закончена к 1 января 2003 года, предлагается отложить на один год применение в рамках единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности корректирующего коэффициента К1, учитывающего кадастровую стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку коэффициент имеет прямое применение и не зависит от решений субъектов Российской Федерации, это приведет к резким отличиям в уровне налогообложения по налогу в различных субъектах Российской Федерации. В связи с этим предлагается расширить возможности субъектов Российской Федерации по применению понижающего коэффициента К2, снизив его предельную минимальную величину с 0,1 до 0,05.
Законопроектом вносятся также отдельные изменения и уточнения технического характера. В частности, из главы 24 "Единый социальный налог" исключаются нормы, касающиеся уплаты этого налога при упрощенной системе налогообложения, поскольку плательщики единого налога при упрощенной системе с 1 января 2003 года не будут являться плательщиками единого социального налога; аналогично порядку налогообложения прибыли организаций уточняются нормы, связанные с учетом процентов за пользование кредитами, порядком определения доходов и расходов при расчете налоговой базы при упрощенной системе налогообложения; устанавливается срок подачи деклараций для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.
Следует также отметить предложение Правительства Российской Федерации о дополнении Федерального закона "О бухгалтерском учете" нормой, касающейся освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
Оценивая в целом позитивно представленный законопроект, Комитет считает необходимым при его доработке ко второму чтению рассмотреть возможность уточнения отдельных положений глав Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В частности, представляется целесообразным включить в перечень расходов, на которые налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, имеют право уменьшать полученные доходы, расходы на приобретение товаров.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.