Проект федерального закона N 18259-3
"Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации, определяет основные понятия, характеризующие процесс государственного регулирования регионального развития, и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, укрепление государственности в Российской Федерации, совершенствование федерализма, создание условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской Федерации и обеспечение роста благосостояния населения.
Статья 1. Правовая основа государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации
Правовой основой государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
регион - часть территории Российской Федерации, характеризующаяся природными, социально-экономическими, национально-культурными и иными особенностями. Территория региона может совпадать с административными границами территории субъекта Российской Федерации либо включать в себя территории нескольких субъектов Российской Федерации;
государственная региональная политика - составная часть внутренней политики Российской Федерации представляющая единую систему взглядов о целях, задачах и принципах государства в сфере регионального развития, а также о механизмах их реализации органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
государственное регулирование регионального развития - механизм воздействия на экономическую, финансовую, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую и другую деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях устойчивого и сбалансированного функционирования регионов, повышения уровня жизни населения;
прогноз развития региона - научно обоснованное представление о развитии региона, его месте в общем социальном, национальном, инфраструктурном, культурно-историческом и экономическом пространстве Российской Федерации;
объект государственного регулирования регионального развития - явление социальной, культурной, экономической сферы в регионе, в отношении которого применяется механизм воздействия, установленный настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
приоритеты государственного регулирования регионального развития - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими целями внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию отношений в сфере экономической, финансовой, социальной, инвестиционной и внешнеэкономической политики в определенный период;
инструменты государственной региональной политики - федеральные целевые программы регионального развития, федеральный фонд регионального развития, а также инструменты финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, применяемые в региональном аспекте;
федеральная целевая программа регионального развития - правовые, организационные, экономические, финансовые, социальные и иные мероприятия, направленные на развитие инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченные финансовыми и иными материальными средствами;
региональный мониторинг - постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемая для определения приоритетов и задач регионального развития, выявления конфликтов и сдерживающих факторов осуществления государственной региональной политики.
Статья 3. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования регионального развития, а также участие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в данном процессе.
Статья 4. Цели и задачи государственного регулирования регионального развития
Государственное регулирование регионального развития осуществляется в целях реализации установленных Конституцией Российской Федерации принципов федеративных отношений в Российской Федерации и обеспечения целостности Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
Основными задачами государственного регулирования регионального развития являются:
обеспечение условий для повышения уровня жизни населения и для сокращения различий социально-экономического развития в регионах;
формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учетом интересов и приоритетов территориального и регионального развития;
создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов;
содействие развитию условий формирования территориальной структуры экономики Российской Федерации на основе использования ресурсов регионов;
создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении федеральных и региональных проблем социально-экономического развития Российской Федерации.
Статья 5. Принципы государственного регулирования регионального развития
Государственное регулирование регионального развития осуществляется на основе следующих принципов:
государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
равноправие между субъектами Российской Федерации и в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации;
согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
единство системы государственной власти в Российской Федерации;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации;
учет интересов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;
учет интересов коренных малочисленных народов и защита мест их компактного проживания.
Статья 6. Субъекты государственного регулирования регионального развития
Субъектами государственного регулирования регионального развития являются органы государственной власти и должностные лица, наделенные полномочиями принимать соответствующие нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования регионального развития.
Статья 7. Участие ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в государственном регулировании регионального развития
В целях развития межрегиональной интеграции и координации управления социально-экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации при разработке и реализации государственного регулирования регионального развития Российской Федерации учитываются интересы ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Порядок и формы участия ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в государственном регулировании регионального развития определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Участие органов местного самоуправления в государственном регулировании регионального развития
При разработке и реализации механизмов регулирования регионального развития учитываются интересы органов местного самоуправления и обеспечивается их участие в данном процессе.
Порядок и формы участия органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Федеральные целевые программы регионального развития и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Порядок разработки и реализации, порядок утверждения федеральных целевых программ регионального развития, а также перечень и объемы их финансирования из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами.
Федеральные целевые программы регионального развития разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти по результатам мониторинга и прогноза социально-экономического, экологического, демографического и национально-культурного развития регионов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения проблем социально-экономического, экологического, демографического и национально-культурного развития региона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, которые утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ регионального развития и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при составлении проекта бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год вправе предусматривать в составе расходов формирование фондов содействия реализации федеральных целевых программ регионального развития и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Государственный ежегодный доклад о региональном развитии
В рамках доклада "Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации" Правительство Российской Федерации ежегодно подготавливает и представляет в Государственную Думу раздел "Итоги регионального развития Российской Федерации".
Статья 12. Информационное обеспечение государственного регулирования регионального развития
В Российской Федерации в целях информационного обеспечения государственного регулирования регионального развития сформируется и действует система сбора, учета, анализа и обобщения информации об экологическом, демографическом, социально-экономическом, национально-культурном развитии в Российской Федерации и ее регионах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития
Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 14. Контроль за реализацией государственного регулирования регионального развития
Контроль за выполнением требований настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на федеральные целевые программы регионального развития, осуществляется органами государственного или муниципального финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.