Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея (далее - Управление) в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) наделено полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - региональный государственный контроль).
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Адыгея (далее - обязательные требования).
В соответствии со ст. 21, 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 13.2 Закона о занятости, ст. 2 Закона Республики Адыгея от 30.07.2014 N 331 "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, квота для инвалидов устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников без учета численности лиц, работающих по совместительству, размер квот составляет для работодателей с численностью работников: от 35 до 100 человек - 2 процента от среднесписочной численности работников, свыше 100 человек - 3 процента от среднесписочной численности работников.
При определении размера квот учитываются рабочие места инвалидов, ранее принятых на работу. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 5 ст. 13.2 Закона о занятости квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
В соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 25 Закона о занятости работодатели обязаны ежемесячно представлять в государственную службу занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с п. 2 Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 N 366, расчет количества рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
При расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения, в случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.
За нарушение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов предусмотрена административная ответственность, установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ);
непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Региональный государственный контроль осуществляется Управлением в соответствии с Положением о региональном государственном контроле, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.12.2021 N 275 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" (далее - Положение N 275), которым определено применение риск-ориентированного подхода и установления критериев отнесения деятельности контролируемых лиц в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов к определенной категории риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году введен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
С учетом рекомендаций Протокола совещания Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.08.2022 N 36-Д24, Положением N 275 в связи отсутствием контролируемых лиц, деятельность, действия (бездействие) в части соблюдения обязательных требований которых подлежит отнесению к категории чрезвычайно высокой и высокой категории риска при осуществлении регионального государственного контроля, план проверок на 2023 год не утвержден.
Количество проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального контроля с 2019 по 2022 год представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Наименование сведений |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Количество проведенных плановых проверок |
12 |
11 |
18 |
0 |
Количество проведенных внеплановых проверок |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество составленных предписаний об устранении нарушений |
3 |
2 |
11 |
0 |
Количество выданных предостережений |
- |
- |
- |
1 |
Количество проведенных обязательных профилактических визитов |
- |
- |
- |
2 |
Анализ проведенных Управлением контрольных мероприятий позволяет определить следующие типовые нарушения в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов:
непредставление в центр занятости населения в установленном порядке информации, представление искаженной информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, необходимой для организации занятости инвалидов.
Основными причинами вышеуказанных нарушений являются:
осуществление контролируемыми лицами деятельности без учета требований законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов; формальный или невнимательный расчет квоты; недостаточное понимание работодателями норм законодательства о квотировании;
высокий уровень издержек (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательных требований по сравнению с возможной ответственностью за их несоблюдение.
В целях совершенствования регионального государственного контроля определены следующие основные задачи:
обеспечение определенности, прозрачности и открытости регионального государственного контроля;
внедрение риск-ориентированного подхода к организации регионального государственного контроля;
организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Программа профилактики направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности работодателей.
В целях профилактики и предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований Управлением проведены следующие мероприятия:
1) на Интерактивном портале УГСЗН Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zanad.ru) (далее - официальный сайт Управления) в разделе "Служба занятости" / "Государственный контроль и надзор" размещены:
материалы и сведения, касающиеся осуществляемых Управлением мер по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (нарушений обязательных требований);
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля;
приказ Управления, утверждающий перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля;
перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые при проведении контрольных надзорных мероприятий, утвержденные приказом Управления;
руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов;
критерии отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
перечень объектов контроля с указанием категории риска;
исчерпывающий перечень сведений, которые Управление запрашивает у работодателя;
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления, утверждаемый приказом начальника Управления; доклады о региональном государственном контроле.
2) ведется актуализация нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, размещаемых на официальном сайте Управления.
3) проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в период проведения контрольных мероприятий; при обращении по телефону; освещение в средствах массовой информации обязанностей работодателей о предоставлении в центр занятости населения информации по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
4) выдача контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В результате принимаемых мер ожидается повышение уровня информированности и готовности контролируемых лиц к прохождению проверок.
Анализ показателей, характеризующих состояние подконтрольной среды свидетельствует, что причинами и условиями нарушений обязательных требований на протяжении последних лет являются:
неудовлетворительной экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа хозяйствующих субъектов;
несоответствие локальных актов, принимаемых контрольными лицами, действующему законодательству;
ненадлежащее осуществление контроля за соблюдением законодательства в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов со стороны контролируемых лиц.
Кроме того, проанализировав контрольную (надзорную) деятельность Управления можно сделать вывод, что одной из основных причин нарушения законодательства в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов является правовая неосведомленность, как контролируемых лиц, так и их должностных лиц.
В этой связи основная направленность профилактической работы должна быть связана с повышением информированности контролируемых лиц в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организации консультирования по разъяснению обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.