Заключение
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 238929-3 "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (внесен депутатами Государственной Думы А.К.Исаевым, В.В.Рязанским, А.В.Селивановым, Л.Н.Яркиным, С.И.Неверовым, Э.Л.Ермаковой, В.И.Алтуховым, В.К.Журавлевым)
Рассмотрев проект федерального закона N 238929-3 "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", внесенный депутатами Государственной Думы А.К.Исаевым, В.В.Рязанским, А.В.Селивановым, Л.Н.Яркиным, С.И.Неверовым, Э.Л.Ермаковой, В.И.Алтуховым, В.К.Журавлевым Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике отмечает следующее.
Представленный законопроект имеет целью обеспечение принципов равных прав работающих граждан на получение гарантированных выплат по болезни и материнству и равных обязанностей работодателей по осуществлению обязательного социального страхования своих работников.
В настоящее время доля организаций с численностью работников менее 30 человек, т.е. субъектов малого предпринимательства, составляет около 50% от общего числа организаций, зарегистрированных в Фонде социального страхования Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2003 года более половины страхователей может оказаться охваченными специальными налоговыми режимами.
Отчисления от специальных налогов не обеспечивают покрытие расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию (прежде всего, пособия по временной нетрудоспособности) работникам, занятым в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.
Вместе с тем указанные граждане в соответствии с Конституцией Российской федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" подлежат обязательному социальному страхованию. Следовательно, указанным гражданам должно быть гарантировано право на получение пособий по временной нетрудоспособности и материнству наравне с иными категориями работников.
В этих целях законопроектом предлагается установить специальный порядок финансирования расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.
Проектом предусматривается, что пособие по временной нетрудоспособности указанной категории работников оплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - в части пособия, не превышающей минимальный размер оплаты труда, а в остальной части - за счет средств работодателя. При этом, исчисление, назначение и выплата пособия производятся по тем же правилам, что и иным работающим гражданам. Такой подход не противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому выплату указанного пособия осуществляет работодатель в соответствии с федеральным законом. Иные пособия по обязательному социальному страхованию указанным гражданам выплачиваются в общеустановленном порядке за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно проекту работодатель может добровольно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации на социальное страхование работников по болезни. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности целиком выплачивается за счет средств Фонда. Законопроектом предусматривается установить тариф взносов в Фонд в размере 3,0% от облагаемой базы, определяемой по правилам, установленным для исчисления единого социального налога (выплаты, начисленные в пользу работников). Тем самым обеспечивается эквивалентность размера отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации уровню страхового обеспечения работника по болезни.
Законопроектом также предусматривается возможность добровольного присоединения к системе обязательного социального страхования по болезни и материнству граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, фермеров, что будет способствовать увеличению числа граждан (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, фермеров) охваченных социальной защитой.
Принятие данного законопроекта не приведет к увеличению расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и обеспечит баланс доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации по налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, с сохранением для наемных работников, занятых в этой сфере, гарантий на получение пособий по временной нетрудоспособности и материнству наравне с другими гражданами.
Нормы представленного законопроекта соответствуют основному принципу осуществления обязательного социального страхования - созданию устойчивой системы, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов.
Следует отметить, что в законопроекте отсутствует статья определяющая порядок введения в действие закона. Необходимо было бы, до внесения законопроекта на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении, в соответствии с пунктом 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы, дополнить статьей определяющей порядок вступления в силу законопроекта.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике считает возможным рекомендовать проект федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" к принятию в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.