Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Красноярского края
от 27.09.2022 N 709-р
Отраслевая программа
"Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2023 - 2025 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2023 - 2025 годы" (далее - Программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство строительства Красноярского края (далее - министерство) |
Органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие программу |
министерство (соисполнителем является служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) |
Цель и задачи программы |
цель Программы - комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края. Задачи Программы: 1. Создание условий, обеспечивающих развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п. 2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо - и энергосберегающих строительных материалах. 3. Содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе Красноярского края: внедрение технологий строительства, основанных на использовании композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
строительство: ООО "Новый город" (СГ "СМ. СИТИ"), ООО "СЗ ГСК "Арбан", ООО УСК "Сибиряк", АО "Фирма "Культбытстрой", АО "ДСК", ООО "СК "Сиблидер", ООО "Альфа", ООО "Монолитхолдинг", ООО ПСК "Омега", АО "Сибагропромстрой", ООО "КРСКА", ООО "ЗСК", ООО "ПСМК", ЗАО "ФАРН", ООО "Полюс Строй", ООО СК "Горизонт", ОАО "Красноярскпромстрой", ООО "Гмк Ангара", ООО "СК "Таймырстроймонтаж". Производство прочей неметаллической минеральной продукции: ООО "Красноярский цемент", ООО "Ачинский цемент", ООО "Комбинат "Волна", ООО "Сибирский элемент", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Сибиряк", АО "КЖБМК", ООО "КЗЖБИ N 1", ООО "Торговый дом", группа компаний "Краспан", ООО "THERMIT", филиал "Назаровский завод теплоизоляционных изделии и конструкций" АО "Фирма Энергозащита" |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
целевые показатели по виду экономической деятельности "Строительство" к 2025 году: объем выполненных строительных работ - 414 200,4 млн рублей; индекс производства - 102,0%; ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1552,0 тыс. кв. м. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Строительство" к 2025 году: прибыль (убыток) до налогообложения - 5 467,4 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 50 058,9 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 17 987,6 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 43 245,5 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 73 905,7 рублей; среднесписочная численность работников - 48 762 чел. Целевые показатели по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) к 2025 году: объем отгруженных товаров - 49 909,4 млн рублей; индекс производства - 101,5%. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) к 2025 году: объем выпуска основных видов строительных материалов: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы - 2159,0 тыс. тонн; кирпич керамический неогнеупорный строительный, кирпич строительный (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 73,5 млн условных кирпичей; блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 519,0 тыс. куб. м; бетон готовый для заливки (товарный бетон) - 684,0 тыс. куб. м; листы асбестоцементные (шифер) - 59,0 млн штук; материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные - 723,0 тыс. куб. м; прибыль (убыток) до налогообложения - 1 360,6 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 28 977,0 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 1170,0 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 7 271,7 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 68 679,3 рубля; среднесписочная численность работников - 8823 человека |
Сроки реализации программы |
2023 - 2025 годы |
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
2.1.1. Характеристика текущего состояния строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края).
Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны и региона, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль строительной отрасли заключается в создании условий для поступательного и динамичного развития экономики страны и региона.
Строительная отрасль - комплекс участников градостроительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению или утилизации зданий и сооружений (в форме территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, реновации, сноса), и система взаимодействия между ними на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и территорий для формирования комфортной и безопасной среды жизнедеятельности людей.
Строительная отрасль Красноярского края ежегодно развивается, а основными направлениями ее развития являются стимулирование жилищного строительства, реализация мер по повышению доступности жилья и улучшению жилищных условий граждан, обеспечение строительства социальных и инфраструктурных объектов.
Для строительной отрасли Красноярского края в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности характерны следующие виды экономической деятельности (далее - ВЭД): "Строительство" (строительство зданий, строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные) и "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции).
Состав организаций строительной отрасли и выполняемые ими функции варьируются в зависимости от осуществляемого ими вида экономической деятельности. В Красноярском крае задействованы такие структурные составляющие строительной отрасли, как проектные и строительные организации и производители строительных материалов.
По состоянию на 1 января 2022 года в общее число участников строительной отрасли в Красноярском крае, включая подрядные организации, входит 6924 организации (подавляющее число имеют частную форму собственности), что составляет 11,5% от общего числа организаций в Красноярском крае. Кроме того, на территории Красноярского края деятельность в области строительства осуществляет 4451 индивидуальный предприниматель.
Среди крупнейших организаций, расположенных на территории Красноярского края и действующих в рамках ВЭД "Строительство", перечень которых представлен в таблице 1, выделяются застройщики, осуществляющие строительство на территории города Красноярска или на территории муниципальных образований Красноярского края, а также организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, современной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы (разборка и снос зданий, подготовка строительного участка; производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ).
Таблица 1
Направление деятельности |
На территории г. Красноярска |
На территории иных муниципальных образований Красноярского края |
Застройщики, осуществляющие строительство зданий жилого и нежилого назначения |
ООО "Новый город" (СГ "СМ. СИТИ"), ООО "СЗ ГСК "Арбан", ООО УСК "Сибиряк", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ЗАО "ФАРН", ООО "СК "Горизонт", ОАО "Красноярскпромстрой" |
ООО "Красстройкомплекс" (города: Ачинск, Боготол, Ужур, Шарыпово), ООО СК "Панорама" (город Канск, муниципальные районы: Манский и Дзержинский), ООО "Вега" (город Минусинск, муниципальные районы: Абанский, Березовский, Емельяновский, Курагинский), ООО "Гром" (город Минусинск), ООО "СтройИнвест" (город Канск), ООО "Титан" (г. Норильск) |
Организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, современной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы |
ООО "ЗСК", ЗАО "КМУ "Гидромонтаж", ООО Ачинское и Норильское монтажные управления ОАО "Северовостокэлектромонтаж", ООО "ПСМК", ООО "Полюс Строй", ООО "Гмк АНГАРА", ООО "СК "Таймырстроймонтаж", ООО "Енисейзолотоавтоматика", ООО "НБС-Сибирь", ООО "Стройтехмонтаж", дорожно-строительные организации (ЗАО ДПМК "Красноярская", ООО "КДСК", ООО "Росдорстрой", ООО "Сибирская ДСК") |
Значительная часть представленных организаций специализируется в том числе на выполнении работ для крупных организаций металлургического, нефтеперерабатывающего и энергетического комплексов, ресурсодобывающих компаний, расположенных на территории Красноярского края.
На территории Красноярского края располагаются и осуществляют деятельность, в том числе в рамках ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции), организации, производящие в индустриальных объемах основные виды строительных материалов, такие как: кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная, теплоизоляционные материалы и другие виды строительных изделий и материалов.
Производством строительных материалов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2022 года занималось 385 организаций, в число которых входят ООО "Ачинский цемент", ООО "Красноярский цемент", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Сибиряк", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК", ООО "Комбинат "Волна", АО "КЖБМК", ООО "КЗЖБИ N 1".
Объемы производства строительных материалов удовлетворяют спрос строительного рынка и его требования к качеству строительных изделий и материалов (импорт по основной номенклатуре продукции, за исключением отделочных материалов, незначителен). При этом производственные мощности организаций позволяют наращивать объемы производимой продукции.
Активным компонентом строительной отрасли являются работники, осуществляющие соответствующую деятельность. Численность работников строительной отрасли Красноярского края составляет около 65,77 тыс. человек, в том числе 44,49 тыс. человек - в строительных организациях; 12,99 тыс. человек - в проектных организациях; 8,29 тыс. человек - в организациях, производящих строительные материалы. Средний возраст работников строительной отрасли Красноярского края, осуществляющих деятельность в рамках рабочих специальностей, составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы по итогам 2021 года в строительных организациях, расположенных на территории Красноярского края, по ВЭД "Строительство" составил 59,3 тыс. рублей, в организациях строительной отрасли по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) - 57,1 тыс. рублей.
2.1.2. Основные производственные показатели.
К основным производственным показателям, характеризующим строительную отрасль, относятся объем выполненных строительных работ, индекс производства, ввод в эксплуатацию жилых домов.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае в 2021 году, составил 229642,1 млн рублей, по данному показателю Красноярский край занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе.
Объемы работ, выполненные за 2021 год, по видам деятельности составили: "Строительство жилых и нежилых зданий" - 35,5%; "Строительство инженерных сооружений" - 42,8%; "Работы строительные специальные" - 21,7%.
По итогам 2021 года индекс физического объема работ, выполненных собственными силами по ВЭД "Строительство", составил 116,4% (в 2020 году - 104,2%).
При этом отмечался значительный рост (в фактически действовавших ценах) объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, по сравнению с 2020 годом:
по строительству прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки (на 56,7%);
по разборке и сносу зданий, подготовке строительного участка (на 56,1);
по строительству жилых и нежилых зданий (на 38,2);
по строительству автомобильных дорог и автомагистралей (на 33,8%).
Вместе с тем наблюдалось снижение объема работ:
строительных специализированных прочих, не включенных в другие группировки (на 27,5%);
по строительству коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями (на 37,4%).
Таблица 2
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2020 год |
2021 год |
январь - июнь 2022 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
168 787,8 |
229 642,1 |
144 700,6 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
49 619,0 |
59 328,2 |
76 357,0 |
3 |
Численность работающих |
человек |
46 811 |
46 400 |
47 946 |
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае, за январь - июнь 2022 года составил 144,7 млрд рублей, что на 43,5% выше аналогичного периода в 2021 году.
В январе - июне 2022 года в Красноярском крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 711,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (155,5% к аналогичному периоду прошлого года).
В 2021 году объем жилищного строительства (с учетом жилых домов, построенных на участках для ведения садоводства) увеличился относительно 2020 года на 3,0%.
Индивидуальные застройщики за предыдущий год зарегистрировали в органах кадастрового учета жилые дома, общая площадь которых на 7,2% превысила уровень 2020 года, их влияние на формирование индекса физического объема с учетом удельного веса составило + 3,0 процентных пункта. Объем жилья, введенного в эксплуатацию организациями-застройщиками, не превысил уровень 2020 года (индекс физического объема жилищного строительства - 99,8%).
В 2021 году организациями всех форм собственности и населением на территории региона введены в эксплуатацию 5707 зданий (2127,7 тыс. кв. м), из них 91,2% составляют здания жилого назначения - 5204 здания, нежилого - 503 здания, в том числе: промышленных - 104, сельскохозяйственных - 15, коммерческих - 76, административных - 43, учебных - 7, здравоохранения - 4, других - 254, в том числе:
завершено строительство и введены в действие (эксплуатацию) объекты производственного назначения и транспортной инфраструктуры: 289 нефтяных скважин эксплуатационного бурения; 7 газовых скважин эксплуатационного бурения; 3 км нефтепроводов магистральных; мощности по первичной переработке нефти 4500 тыс. тонн в год; нефтеемкости 10 тыс. куб. м; компрессорные станции на магистральных газопроводах, газовых промыслах и подземных хранилищах газа - 1 единица/7,3 тыс. кВт; помещения для крупного рогатого скота на 2,4 тыс. мест, общетоварные склады площадью 11,7 тыс. кв. м; 2 башни сотовой связи; мощности по производству: пиломатериалов - 240,0 тыс. куб. метров, керамзитовых блоков - 0,6 тыс. куб. метров, хлебобулочных изделий - 0,1 тонн в сутки; дизельные электростанции в районах Крайнего Севера - 8,4 тыс. кВт; введены трансформаторные понизительные подстанции: 35 кВ и выше - 204,6 тыс. кВ.А, до 35 кВ - 36,1 кВ.А; линии электропередачи напряжением 35 кВ протяженностью 169,2 км и напряжением до 35 кВ - 25,1 км, кроме того, сети тепловые магистральные, водопроводные и канализационные; железнодорожные пути, автомобильные дороги с твердым покрытием, надземные (подземные) пешеходные переходы, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, капитальные гаражи, автомойки;
для развития социальной сферы построены и введены в эксплуатацию объекты общего образования на 581 ученическое место, дошкольного образования - на 765 мест, больничные организации на 12 коек, амбулаторно-поликлинические организации на 100 посещений в смену, медицинские центры общей площадью 414 кв. м, плавательный бассейн с зеркалом воды равным 692 кв. м, спортивные залы площадью 2,1 тыс. кв. м, спортивное сооружение с искусственным льдом площадью 1738 кв. м, гостиницы, дома отдыха, предприятия общественного питания, культовые сооружения, бани, торгово-развлекательные центры, торговые организации.
Кроме того, часть объектов введена в действие по результатам реконструкции действующих объектов.
В 2021 году в Красноярском крае введено 1 345,7 тыс. кв. м (103,0% к 2020 году), в том числе: в городской местности - 959,3 тыс. кв. м (103,3% к 2020 году), в сельской местности - 386,4 тыс. кв. м (102,2% к 2020 году), организациями-застройщиками - 749,03 тыс. кв. м (99,8% к 2020 году).
Таблица 3
Статистические показатели ввода жилья в 2018 - 2022 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
январь - июнь 2022 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс. кв. м |
1148,5 |
1695,9* |
1307,1 |
1345,7 |
711,7 |
2 |
Темп роста объемов ввода общей площади жилых домов |
% |
108,7 |
110,1** |
103,4 |
103,0 |
155,5 |
* Для обеспечения сопоставимости с последующими периодами абсолютный показатель указан с учетом жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
** Для обеспечения сопоставимости с предыдущим годом относительный показатель рассчитан без учета жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
В 2021 году в г. Красноярске введено 740,8 тыс. кв. м жилых домов (100,5% к 2020 году), в других территориях Красноярского края ввод жилья составил 604,9 тыс. кв. метров.
Наибольший объем ввода жилья в Красноярском крае обеспечивается за счет строительства многоэтажных жилых домов. В 2021 году на долю многоэтажного жилищного строительства пришлось 54,6% общего ввода жилых площадей (734,6 тыс. кв. м). Значительная часть многоэтажных жилых домов строится в г. Красноярске (667,9 тыс. кв. м общей площади жилья), многоэтажное жилищное строительство ведется также и в других территориях Красноярского края, обеспечивая ввод до 66,7 тыс. кв. м общей площади жилья.
Ввод малоэтажного жилья в Красноярском крае в 2021 году составил 611,1 тыс. кв. м (45,4% общего ввода).
В 2021 году значительные объемы ввода (сдачи в эксплуатацию) объектов жилищного строительства зафиксированы в городах: Минусинск (29,3 тыс. кв. м), Ачинск (21,8 тыс. кв. м), Дивногорск (20,4 тыс. кв. м), Канск (15,8 тыс. кв. м), Лесосибирск (13,2 тыс. кв. м), Железногорск (11,2 тыс. кв. м); районах Красноярского края: Емельяновский (188,7 тыс. кв. м), Березовский (71,8 тыс. кв. м), Минусинский (20,2 тыс. кв. м), Курагинский (13,4 тыс. кв. м), Эвенкийский (9,1 тыс. кв. м), Шарыповский муниципальный округ (8,8 тыс. кв. м), Сухобузимский (8,3 тыс. кв. м).
В 2021 году по сравнению с 2020 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Мотыгинском (265,6%), Канском (233,5%), Уярском (214,2%), Иланском (190,4%), Шарыповском муниципальном округе (189,9%), Бирилюсском (189,4%), Большемуртинском (181,0%) районах Красноярского края; городах: Енисейск (349,7%), Шарыпово (239,3%), Назарово (200,4%), Боготол (184,2%), Бородино (176,8%), Зеленогорск (154,3%), Дивногорск (134,2%).
На территориях ряда муниципальных образований Красноярского края снижены объемы жилищного строительства относительно 2020 года, в том числе в следующих районах: Богучанском (44,5%), Козульском (49,9%), Тасеевском (50,3%), Абанском (58,2%), Дзержинском (60,4%), Манском (71,3%) районах; Тюхтетском муниципальном округе (65,4%), городах: Сосновоборск (49,9%), Лесосибирск (83,4%), Железногорск (98,6%).
Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (188,7 тыс. кв. м), Березовский (71,9 тыс. кв. м) и Минусинский (20,2 тыс. кв. м) районы, а также города Красноярск (72,9 тыс. кв. м) и Минусинск (18,4 тыс. кв. м).
В свою очередь развитию строительства, в том числе в муниципальных образованиях края, способствуют меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования. Также развитию жилищного строительства в значительной мере способствуют программы льготного кредитования на приобретение жилья, в том числе реализация мер государственной поддержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
В январе - июне 2022 года в Красноярском крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 711,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (155,5% к аналогичному периоду прошлого года).
Ввод жилья в Красноярском крае формируется значительным числом застройщиков. Так, по итогам 2021 года введено в действие (эксплуатацию) крупнейшими застройщиками: ООО "Монолитхолдинг" - 280 тыс. квадратных метров общей жилой площади, ООО УСК "Сибиряк" - 185,0 тыс. кв. метров общей жилой площади, ООО "СЗ ГСК "Арбан" - 183,0 тыс. кв. метров общей жилой площади, ООО "Новый город" (СГ "СМ.СИТИ") - 177 тыс. кв. метров общей жилой площади, АО "Фирма "Культбытстрой" - 81,0 тыс. кв. метров общей жилой площади; значительная часть введенного жилья обеспечивается организациями с долей ввода 1-2%; до 44,3% введенного жилья в 2021 году строилось населением за счет собственных и заемных средств.
По данным Центрального банка Российской Федерации в 2021 году в Красноярском крае было выдано 44,8 тыс. ипотечных кредитов, что на 9,2% превышает показатель 2020 года с общей суммой 119,2 млрд рублей, превышающей показатель 2020 года на 31,0%. По объему выданных ипотечных жилищных кредитов Красноярский край занимает 9-е место в Российской Федерации.
Снижение ипотечных ставок за счет проводимой денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации и льготные ипотечные программы стимулируют востребованность ипотечного кредитования. Таким образом, спрос на жилье с использованием кредитного ресурса продолжает поддерживать сферу жилищного строительства.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) в 2021 году составил 35 928,6 млн рублей. В 2021 году выросли объемы производства прочей неметаллической минеральной продукции (111,1%) - выпуск растворов строительных вырос в 1,9 раза, блоков и прочих изделий сборных строительных для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - на 12,3%, портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - на 9,8%, товарного бетона - на 6,7%, плит из цемента, бетона или искусственного камня - на 5,9%, а также листов хризотилцементных волнистых и плоских различного назначения.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) за январь - июнь 2022 года составил 16367,7 млн рублей, или 96,7% по отношению к аналогичному периоду 2021 года (в действующих ценах).
Таблица 4
Статистические показатели по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции)
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2020 год |
2021 год |
январь - июнь 2022 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
29 311,5 |
35 928,6 |
16 367,7 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
49 156,2 |
57 137,5 |
68 579,7 |
3 |
Численность работников |
человек |
8809 |
8479 |
8137 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. тонн |
2092,8 |
2111,7 |
985,9 |
4.2 |
Блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня |
тыс. куб. м |
409,0 |
485,8 |
234,0 |
4.3 |
Кирпич строительный |
млн условных кирпичей |
79,5 |
65,9 |
28,8 |
4.4 |
Листы асбестоцементные (шифер) |
млн условных плиток |
34,5 |
46,1 |
22,9 |
4.5 |
Бетон, готовый для заливки (товарный бетон) |
тыс. куб. м |
511,1 |
676,9 |
258,0 |
4.6 |
Материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные |
тыс. куб. м |
599,5 |
719,1 |
316,4 |
В течение последних лет для строительной отрасли Красноярского края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по производству основных групп строительных материалов. Средний уровень использования производственных мощностей организаций строительной индустрии в пределах 70%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли. Из этого следует, что необходимо дополнительно координировать отрасль и ее экономические субъекты для ускорения темпов строительства и увеличения производственных мощностей предприятий.
Одним из значимых направлений развития строительной отрасли Красноярского края является повышение качества выполняемых строительно-монтажных работ. В том числе службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) проводятся проверки, направленные на выявление и пресечение нарушений в сфере выполнения строительно-монтажных работ, а также на контроль устранения выявленных нарушений. Кроме того, службой проводятся мероприятия по профилактике нарушений, разъяснению обязательных требований выполнения строительно-монтажных работ в целях недопущения возникновения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
По результатам проверок, проводимых в рамках реализации функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора, на территории Красноярского края в 2021 году было проведено 2262 проверки, зафиксировано 4930 нарушений, 69% из них относятся к нарушениям требований проектной документации и несоблюдению требований, предъявляемых к организации строительной площадки. По результатам проверок за нарушение строительных норм, проектной документации выдано 1028 предписаний, составлено 436 административных протоколов. Результаты проверок предписаний показали, что 76% нарушений градостроительного законодательства устранялись в установленные сроки.
Ключевым показателем, отражающим уровень безопасности построенных, реконструированных объектов является соответствие установленным требованиям. Фактическое значение показателя за 2021 год составило 100%, что свидетельствует о высоком уровне эффективности осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края.
Однако, в своем развитии строительная отрасль Красноярского края сталкивается с некоторыми проблемами, к основным из которых, негативно влияющим на деловую активность в строительной отрасли, необходимо отнести излишние административные барьеры, многочисленные процедуры согласования и получения разрешительных документов, являющиеся обязательными для застройщика при реализации инвестиционно-строительного проекта, несовершенство технического регулирования, высокую стоимость материалов и конструкций, высокий уровень налогов и высокий процент коммерческого кредита, неплатежеспособность заказчиков, недостаток квалифицированных рабочих. При этом необходимо отметить удовлетворительное состояние конкурентной среды строительной отрасли, снижение уровня недобросовестной конкуренции, ненадлежащей рекламы.
Активное развитие цифровых и информационных технологий влечет за собой необходимость трансформации используемых в строительной отрасли подходов в части планирования, проектирования, строительства городской инфраструктуры.
2.1.3. Основные тенденции развития строительной отрасли Красноярского края.
В основу отраслевой политики положены принципы ее территориальной дифференциации с учетом перспектив социально-экономического и демографического развития региона, городов и иных поселений и децентрализации, основанной на усилении роли местного самоуправления в принятии и реализации градостроительных и иных решений, направленных на развитие реального сектора экономики, создание благоприятной среды жизни и деятельности на территории города, иного поселения и возможностей для улучшения жилищных условий различными группами населения. Направления развития строительной отрасли Красноярского края определяются государственными приоритетами в развитии инвестиционной деятельности промышленного производства, отраслей социальной сферы, инфраструктурных объектов.
На плановый период предполагается сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", что главным образом обусловлено продолжением реализации крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики Красноярского края: проектов в сфере нефтедобычи (освоение месторождений Ванкорского кластера и новых месторождений Пайяхской и Иркинской групп в рамках крупнейшего проекта "Восток Ойл", а также Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений), освоения Сырадасайского угольного месторождения (создание Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов); строительство новой обогатительной фабрики на руднике "Медвежий ручей" (для переработки платиновых руд "Медвежьего ручья" и Талнахских руд); проектов по развитию добычи золота в Северо-Енисейском муниципальном районе; металлургического производства (работы в рамках проектов реконструкции ЗФ ПАО "ГМК "Норильский никель" в г. Норильске, в том числе по реализации "Серного проекта); инвестиционных проектов лесопереработки (строительство лесопромышленного комплекса в Богучанском районе Красноярского края); комплексных мер социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск на период до 2024 года и перспективу до 2035 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 N 3528-р, а также инфраструктурного проекта строительства линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске (первый этап).
С учетом реализации национального проекта "Жилье и городская среда" к 2025 году ожидается увеличение площади вводимого жилья до 1552 кв. м. В 2018 - 2021 годах динамика показателей площади введенного жилья увеличивалась от 3,0% до 8,7% в год по отношению к предыдущему периоду.
Еще одним фактором для развития строительного комплекса является механизм комплексного развития территории (далее - КРТ). Данный механизм предусматривает обновление, планирование и создание социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры городов через комплексные градостроительные решения в целях вовлечения в оборот неэффективно используемых земельных участков (недействующих промышленных территорий и производственных районов, застроенных территорий с расселением аварийного жилья), а также вовлечение в оборот незастроенных территорий. Мероприятия по комплексному развитию территорий предусмотрены проектом Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года.
Таким образом, на территории существующих городских поселений Красноярского края продолжится как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, так и освоение неиспользуемых промышленных площадок.
Отдельным направлением развития строительной отрасли Красноярского края является совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области градостроительной деятельности.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
1) создание условий, обеспечивающих развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п;
2) обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо - и энергосберегающих строительных материалах;
3) содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе Красноярского края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению, являются объем выполненных строительных работ, объем отгруженных товаров, индекс производства, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
В целях решения поставленных задач, с учетом возможных рисков при реализации мероприятий программы, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий.
К основным рискам, препятствующим развитию строительной отрасли, относятся:
ожидаемое снижение объемов бюджетных (сокращение объемов ассигнований федерального, краевого бюджетов на финансирование строительства объектов, расположенных на территории Красноярского края) и частных инвестиций в развитие экономического потенциала Красноярского края, связанное с ухудшением макроэкономической ситуации; инфляционные процессы, ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов; непредвиденное изменение налоговых ставок, несовершенство системы налогообложения и государственных гарантий; ухудшение динамики доходов населения, негативно влияющей на потребительский спрос; рост логистических затрат и затрат на энергоресурсы в структуре конечной цены реализации, что ведет к значительному уменьшению маржинальности бизнеса;
значительная дифференциация цен на жилье в г. Красноярске и районах Красноярского края, снижающая экономическую привлекательность жилищного строительства за пределами краевого центра;
высокая концентрация строительных организаций в г. Красноярск и, как следствие, отсутствие необходимой ресурсной базы на территориях муниципальных образований Красноярского края, препятствующее реализации крупных инвестиционных проектов и развитию жилищного строительства за пределами Красноярской агломерации;
инновационно-технологические риски связаны с высоким уровнем износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), капиталоемкостью модернизации существующих производственных мощностей, отсутствием заинтересованности в применении инноваций у бизнес-сообщества и, как следствие, применение устаревших технологий строительного производства и производства строительных материалов, а также минимальные темпы осуществления процесса модернизации производств отрасли;
дефицит площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для жилищного строительства, обуславливающий высокий уровень издержек при освоении новых территорий и ограничивающий развитие малоэтажного жилищного строительства;
наличие значительного количества административных процедур, увеличивающих сроки получения разрешительной документации на строительство;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
несовершенство российского законодательства в области защиты прав научных разработок;
недостаток рабочих строительных специальностей, способствующий привлечению низкоквалифицированной иностранной рабочей силы и снижению качества выполняемых работ;
последствия ограничений, связанных с мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по видам экономической деятельности, а также целей и задач Программы, учитывает необходимость управления рисками, препятствующими развитию строительной отрасли.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий отражены в значениях целевых показателей развития отрасли (приложения N 5, 6).
2.3. План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по ВЭД "Строительство" и "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции)
В состав плана действий министерства по достижению планируемых показателей развития по видам экономической деятельности включены мероприятия, изложенные по степени приоритетности, на 2023 год и период до 2025 года по задачам, в том числе:
2.3.1. Задача 1. Создание условий, обеспечивающих развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п.
2.3.1.1. Реализация мероприятий федеральных проектов "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), а также региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п.
Ключевыми целями национального проекта являются обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. В свою очередь вопросы увеличения объемов жилищного строительства и повышения качества городской среды неразрывно связаны друг с другом, а устойчивое развитие и экономический рост региона напрямую связаны с развитием современной городской среды.
Результаты реализации мероприятий федеральных проектов на территории Красноярского края следующие:
"Жилье": прогнозируется стабильное значение показателя "объем жилищного строительства" с 1,354 млн кв. м в 2022 году до 1,552 млн кв. м к 2025 году;
"Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда": установлены целевые показатели, в том числе:
площадь расселенного аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Красноярского края в 2022 г. - 77,1 тыс. кв. м; в 2023 г. - 29,4 тыс. кв. м; в 2024 г. - 75,1 тыс. кв. м;
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Красноярского края, в 2022 г. - 4,4 тыс. человек; в 2023 г. - 2,0 тыс. человек, в 2024 г. - 4,1 тыс. человек.
По итогам 2025 г. на каждого жителя Красноярского края будет вводиться до 0,46 кв. метров (в 2020 г. - 0,44 кв. метра) нового жилья, доступного и отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности, обеспечивающего комфортные условия проживания, а более трети вводимого жилья составит малоэтажное жилье.
К ожидаемым результатам реализации мероприятий государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п, по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципальных образований Красноярского края относится увеличение значения показателей:
количество благоустроенных дворовых территорий (набережных, центральных площадей, парков и др.) - с 505 в 2020 году до 1067 к 2024 году; количество благоустроенных общественных пространств - с 51 в 2019 году до 463 к 2024 году.
Ожидаемые результаты реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, отражены в следующих значениях целевых индикаторов:
количество многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 14110 ед.;
общая площадь многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 48854,5 тыс. кв. м.
Кроме того, на протяжении ряда лет проводится работа по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края, в том числе обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также гражданам, имеющим указанный статус и достигшим возраста 23 лет и старше. В целях обеспечения указанной категории граждан, а также работников бюджетной сферы государственной программой Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п, предусмотрены средства на социальные выплаты, субвенции бюджетам муниципальных образований, бюджетные инвестиции на строительство 11 жилых домов к 2024 году.
2.3.1.2. Реализация положения градостроительной политики об использовании механизма комплексного развития территорий (далее - КРТ) Красноярского края.
КРТ - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
В целях реализации проектов КРТ утверждены необходимые нормативно-правовые акты и определен региональный оператор, уполномоченный реализовывать проекты КРТ на территории Красноярского края.
По состоянию на текущий период заключено 4 договора о реализации КРТ общей площадью 30,9 га с градостроительным потенциалом 300,5 тыс. кв. м, в том числе:
администрацией г. Красноярска заключен договор N 5 о КРТ ул. Лесопарковая - пр. Свободный - пер. Уютный - ул. Вербная в Октябрьском районе г. Красноярска по инициативе правообладателя (ООО "Специализированный застройщик "Партнер-Строй"). Общая площадь территории - 6,2 га, предварительная жилая площадь, планируемая к строительству, - 100,5 тыс. кв. м. Проект планировки территории утвержден 25.04.2022, срок реализации: 28.12.2021-28.12.2027;
администрацией г. Красноярска заключен договор о КРТ нежилой застройки в г. Ачинске с ООО "Инженерно-строительная компания" (структурное подразделение АО "РУСАЛ"). Общая площадь территории - 3,78 га. Проект планировки территории утвержден 02.08.2022, планируемый срок получения разрешения на строительство - ноябрь 2022, срок реализации: 28.12.2021-28.12.2031;
администрацией г. Норильска в декабре 2021 года принято решение о КРТ незастроенной территории п. Оганер. Общая площадь территории - 11,48 га. Ориентировочный объем строительства - 68 тыс. кв. м. Договор заключен с ПАО "ГМК "Норникель" от 04.05.2022, срок реализации: 05.05.2022-05.05.2030;
администрацией г. Красноярска согласован проект КРТ жилой застройки в Кировском районе (ул. Вавилова - ул. Семафорная) г. Красноярска и заключен договор 29.07.2022 с ООО "СК "Сиблидер". Общая площадь территории - 9,4 га; предварительная жилая площадь, планируемая к строительству, - 99 тыс. кв. м; площадь, подлежащая расселению, - 10,8 тыс. кв. м. Проект планировки территории в процессе разработки. Срок реализации: 29.07.2022-29.07.2032.
В 2022 году планируется вовлечь в оборот 4 территории в г. Красноярске с градостроительным потенциалом менее 1 млн кв. м, в том числе:
администрацией г. Красноярска в IV квартале 2022 года планируется заключить договор о КРТ на территорию в микрорайоне Николаевка (в границах ул. Ленина - ул. Пушкина - ул. Марата) площадью 18 га. Ориентировочный градостроительный потенциал - 235 тыс. кв. м. Планируемый срок реализации: 01.12.2022-30.11.2037;
3 территории на стадии принятия решения Правительством Красноярского края, в том числе:
"жилой район Солонцы-2" общей площадью 422 га, первый этап составит 51 га. Данный проект планируется реализовывать уполномоченным лицом (АО "АРБ"). Срок завершения необходимых корпоративных процедур 30.06.2022. Ориентировочный срок реализации составит 10 лет с даты принятия решения;
в отношении 2 территорий, распложенных в жилом районе Николаевка, площадью 16,7 га и 6,4 га соответственно реализовать право на заключение договора о КРТ планируется посредством аукциона (торгов). Ориентировочный срок реализации составит 10 лет с даты заключения договора о КРТ.
В отношении территории "жилой район Солонцы-2" вместе с механизмом КРТ на строительство инженерной инфраструктуры планируется финансирование в рамках "инфраструктурных облигаций".
В рамках рабочего взаимодействия в адрес АО "ДОМ.РФ" направлены упрощенная финансовая модель реализации проекта жилищного строительства "жилой район Солонцы-2", сведения из ЕГРН в отношении земельных участков, предполагаемых к развитию. Основные технико-экономические показатели проекта:
общая площадь территории - 51 га (первый этап);
реализуемая площадь жилых и нежилых помещений - 645 тыс. кв. м;
планируемые инвестиции в строительство жилых домов - 42 млрд рублей;
расходы на инженерную инфраструктуру - 3 млрд рублей (необходимый объём средств будет уточнён после проведения предпроектных расчётов и согласований с АО "ДОМ.РФ").
В период 2023 - 2024 годов планируется принять решение по вовлечению 3 территорий в г. Красноярске общей площадью 29,4 га с градостроительным потенциалом более 380 тыс. кв. м.
2.3.1.3. Локальный мониторинг реализуемых мероприятий и оказание содействия в реализации мероприятий жилищного строительства в рамках комплексных мер развития города Норильска, а также инвестиционных проектов, реализуемых на северных территориях Красноярского края, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации в границах Красноярского края.
В рамках комплексных мер социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск на период до 2024 года и перспективу до 2035 года (далее - комплексные меры) четырехсторонним соглашением между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Красноярским краем, муниципальным образованием г. Норильск и ПАО "ГМК "Норникель" предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 19,8 млрд рублей на период до 2024 года по реновации жилищного фонда (ликвидация аварийного жилищного фонда, строительство (реконструкция) много- и малоэтажных жилых домов, реконструкция жилых домов, имеющих историческую ценность), строительству и реконструкции объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. В результате реализации мероприятий планируется ввести в эксплуатацию до 2035 года 80 жилых домов площадью 600 тыс. кв. м. В марте 2022 года по мероприятиям раздела "Реновации" комплексных мер заключены контракты "под ключ" по 4 шестиэтажным домам. Необходимо отметить, что указанные проекты являются первыми реализуемыми с применением технологии информационного моделирования в Арктической зоне.
2.3.1.4. Реализация мероприятий по цифровой трансформации строительной отрасли Красноярского края в рамках достижения национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".
Цифровая трансформация строительной отрасли направлена на увеличение скорости строительства за счет повышения качества и эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Красноярского края, ускорения процессов, отмены или сокращения части обязательных процедур и сокращения сроков прохождения отдельных процедур при переводе их в электронный вид. В целях достижения цифровой зрелости реализуется Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Красноярского края, предусматривающая участие министерства строительства Красноярского края в реализации проектов цифровой трансформации строительной отрасли, в том числе направленных по развитие городской среды.
В целях реализации проектов цифровой трансформации, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в том числе "Развитие применения Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла ОКС и инфраструктуры", "Создание цифровой вертикали градостроительных решений (пространственного развития)", предусмотрены следующие мероприятия:
"Развитие применения Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла ОКС и инфраструктуры":
использование Технологии информационного моделирования (далее - ТИМ) в строительстве в соответствии с дорожной картой по внедрению в Красноярском крае ТИМ в строительстве (предусмотрено региональным планом реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 N 331 "Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства");
автоматизация работы государственного заказчика путем приобретения неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения для автоматизации и управления строительными процессами и его технической поддержки при работе с исполнительной документацией при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте или сносе;
обеспечение возможности обучения государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных учреждений вопросам использования ТИМ;
"Создание цифровой вертикали градостроительных решений (пространственного развития)":
введение в промышленную эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Красноярского края (далее - ГИСОГД);
цифровизация строительных процедур (государственных и муниципальных услуг, оказываемых в сфере строительства с помощью ГИСОГД);
определение оператора ГИСОГД для обеспечения эксплуатации информационной системы в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (работа по формированию регионального оператора ГИСОГД на базе краевого учреждения была начата в 2021 году и завершена в 2022 году).
В рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7, запланирована работа по созданию единого цифрового пространства в сфере строительства, предназначенного для внедрения технологий безбумажного документооборота участников градостроительной деятельности на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, в том числе с использованием ТИМ.
Активно ведется работа по созданию на уровне Красноярского края цифровой экосистемы строительной отрасли, ориентированной на повышение качества управления, формирование единого цифрового пространства в сфере строительства, сопровождающегося интеграцией информационных систем в градостроительной сфере и обеспечивающего межведомственное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, организаций в цифровом виде на протяжении всего цикла процессов в сфере строительных отношений.
2.3.1.5. Межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края, образовательными организациями, организациями строительной отрасли по развитию профессиональных учебных центров, формированию программ подготовки кадров строительных специальностей с учетом потребностей организаций строительной отрасли Красноярского края.
В целях обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами планируется реализация следующих мероприятий:
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства выпускников профильных образовательных организаций, а также прохождения практической подготовки обучающимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования;
развитие высокотехнологичных учебных и ресурсных центров крупных производителей строительных материалов на базе образовательных организаций среднего профессионального образования строительной отрасли;
межведомственное взаимодействие с агентством труда и занятости населения Красноярского края, в том числе в рамках реализации положений Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 20.07.2021 N 460-р (прогнозирование кадровой потребности предприятий отрасли, в том числе реализующих инвестиционные проекты, выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования Красноярского края, кадровое обеспечение предприятий отрасли за счет эффективного использования кадровых ресурсов региона, повышение доступности информации о кадровой потребности предприятий отрасли и возможных механизмах ее заполнения);
участие в формировании единого образовательного пространства в сфере строительства и проектирования, отвечающего современным требованиям обеспечения строительной деятельности кадровыми ресурсами, ориентированного на восполнение кадровых потребностей не только Красноярского края, но и Сибири и Дальнего Востока, за счет применения в том числе независимой оценки квалификации специалистов в рамках развития национальной системы квалификации с целью организации конкурентоспособной системы непрерывного профессионального образования, формирования новой культуры в строительстве, учитывающей современные достижения технологического прогресса, и направленного на цифровую трансформацию строительной отрасли.
2.3.1.6. Содействие развитию и повышению конкурентоспособности архитектурно-проектного комплекса Красноярского края с учетом задач экономического и социального развития региона и отдельных территорий.
Проектная документация дает возможность до начала строительства оценить реализуемость, надежность, экономическую эффективность объекта недвижимости с различных точек зрения, включая действующее законодательство, нормы и правила, требования общества и экономическую ситуацию. Решение указанных задач возложено на проектные организации.
Для решения задач по совершенствованию деятельности архитектурно-проектного комплекса Красноярского края продолжается работа по стимулированию развития ТИМ в строительстве, обеспечивающей сокращение сроков (формирования задания на проектирование и разработки проектной документации, расчетных процессов и согласований компонентов систем объектов капитального строительства, разрабатываемых разными специалистами, составления смет строительства) и управление процессом строительства, в том числе продолжится реализация следующих мероприятий:
верификация сформированного перечня юридических лиц, которые должны ежеквартально представлять информацию в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве;
в связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации проведение работы по признанию Минстроем России проектной документации объекта капитального строительства "типовой проектной документацией", в том числе включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства;
проведение работы по участию организаций архитектурно-проектного комплекса Красноярского края в пилотных проектах по использованию ТИМ на этапе архитектурно-строительного проектирования (с применением классификатора строительной информации и XML-схем для работы с информационными моделями объектов капитального строительства) (см. п. 2.3.1.3).
2.3.1.7. Проведение контрольных и профилактических мероприятий, направленных на соблюдение установленных требований к качеству выполняемых строительных работ.
Предметом регионального государственного строительного надзора является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе посредством контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с программой проверок. Согласно части 15 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства службой проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации) либо об отказе в выдаче такого заключения.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется службой с даты получения извещения о начале работ до даты выдачи заключения в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2.3.2. Задача 2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо - и энергосберегающих строительных материалах:
2.3.2.1. Мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории Красноярского края.
Министерство регулярно осуществляет мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории края.
Объем производимых строительных материалов и изделий, с учетом удовлетворения потребности рынка Красноярского края, позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации.
С целью повышения качества и увеличения объемов выпускаемой продукции реализуются инвестиционные проекты по строительству новых производственных мощностей, модернизации действующих производственных мощностей организаций по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) в составе производственных программ развития за счет средств собственников предприятий. В прогнозируемом периоде ожидается строительство в г. Красноярске нового современного комплекса полного цикла для производства металлоконструкций общей массой до 6 тысяч тонн в год (срок реализации проекта рассчитан на пять лет). Производство предполагает выпуск широкой номенклатуры металлоконструкций как для строительства промышленных объектов, так и для общественного назначения, включая инфраструктурные объекты.
2.3.3. Задача 3. Содействие развитию инновационной деятельности строительного комплекса Красноярского края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края:
2.3.3.1. Информирование организаций строительного комплекса Красноярского края о новых перспективных композиционных материалах, выпускаемых на территории Красноярского края.
Одним из факторов развития строительной отрасли, повышения ее конкурентоспособности, кадрового и научного потенциала, рентабельности предприятий, а также повышения качества и комфорта среды жизнедеятельности граждан является масштабное внедрение инноваций.
Инновационная строительная технология или материал должны соответствовать одному или нескольким из следующих критериев:
упрощение и ускорение процесса строительства;
снижение себестоимости строительства и эксплуатационных расходов;
повышение энергоэффективности здания (сооружения);
увеличение длительности жизненного цикла здания (сооружения).
Основными движущими силами внедрения инноваций в строительстве выступают научные исследования и совершенствование нормативных требований.
К наиболее значимым препятствиям для внедрения инноваций в отрасли относятся инертность технического регулирования и отсутствие коммерческого интереса со стороны строительных компаний, обусловленные высокими денежными и временными издержками и рисками.
Постоянно растущие требования к качеству строительства, длительности жизненного цикла объектов капитального строительства, их безопасности диктуют потребность в улучшении прочностных и эксплуатационных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций при условии снижения массы конструкции (или ее элемента), а также необходимость увеличения объемов жилищного строительства в Красноярском крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
Для масштабирования внедрения инновационных строительных технологий и материалов необходимо решение следующих задач:
создание единой нормативно-технической базы;
точечное инвестирование в перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддержка инжиниринговой деятельности;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающее снижение стоимости и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории Красноярского края;
повышение эффективности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых органами исполнительной власти Красноярского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (в том числе в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории Красноярского края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
К приоритетным сферам применения композиционных материалов относятся дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
Композиционные материалы, используемые при подготовке проектной документации на строительство объектов на территории Красноярского края:
в части строительных конструкций - гибкие стеклопластиковые связи в трехслойной кладке стен (производитель - Бийский завод стеклопластиков);
в части инженерного обеспечения - композитные опоры для воздушных линий электропередач и электроосвещения: для воздушных линий электропередач напряжением 35-220 кВ, несиловые опоры освещения для прокладки кабеля подземного, силовые опоры освещения для прокладки кабеля по воздуху (один из производителей - ООО "Электромаш", г. Новосибирск).
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "КраспанИнновации", ООО "ТЕХНОЛОГЪ", ЗАО "ТехПолимер".
Отдельные виды производимой в Красноярском крае композитной продукции: геомембрана; анкерный лист V-LOCK; георешетка дорожная армированная РД; георешетка полимерная СД; бентонитовый мат; гидромат; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола; асфальтобетонные смеси с применением фибры в качестве армирующего заполнителя; слоистые композитные панели в конструкциях вентилируемого фасада зданий; листы полимерпесчаные кровельные "ПолиСэнд" для покрытия кровель зданий; плиты из пеностекла марки ИЗОСТЕК 600-450-50; теплоизоляционная крошка; алюминиевые профили сложных форм с износостойким декоративным покрытием; строительная композитная арматура.
В жилищном строительстве организациями строительной отрасли АО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ООО УСК "Сибиряк", группой строительных компаний "Красстрой-центр" применяются слоистые и волокнистые композиционные материалы: композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола.
В дорожном строительстве, в частности, при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения применяются объемные георешетки с перфорацией; трещинопрерывающие георешетки; полиэфирные геосетки; геосинтетическое полотно; нетканое иглопробивное полотно различной плотности; геотекстиль и тканый геотекстиль; адгезионные добавки, различные модификаторы, которые меняют структуру битума, улучшая его физико-механические свойства.
2.3.3.2. Проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий с участием российских производителей и поставщиков, в том числе композиционных материалов.
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли Красноярского края планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно.
В рамках ярмарочно-выставочных мероприятий крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес-контакты и определяют тенденции развития на предстоящий год.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении N 2 к Программе.
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2025 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2021 году):
1. По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 414 200,4 млн рублей (180,4%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения до 5467,4 млн рублей;
увеличение прибыли (убыток) для целей налогообложения до 11 805,0 млн рублей (180,5%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 50 058,9 млрд рублей (133,0%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 17 987,6 млн рублей (131,2%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 43 245,5 млн рублей (128,0%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 73 905,7 рубля (124,6%);
увеличение среднесписочной численности работников - 48 762 человек (105,1%);
увеличение объема ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования составит 1552,0 тыс. кв. метров (115,3%).
2. По ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочих неметаллических минеральных продуктов):
увеличение объема отгруженных товаров до 49 909,4 млн рублей (138,9%);
увеличение объемов производства строительных материалов, в том числе:
производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - 2159,0 тыс. тонн (102,2%);
производство кирпича керамического неогнеупорного строительного, кирпича строительного (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 73,5 млн условных кирпичей (111,5%);
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 519,0 тыс. куб. метров (106,8%);
производство бетона, готового для заливки (товарного бетона), - 684,0 тыс. куб. метров (101,1%);
производство материалов и изделий минеральных тепло- и звукоизоляционных - 723,0 тыс. куб. метров (100,5%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения - 1360,6 млн рублей (116,8%);
увеличение прибыли (убыток) для целей налогообложения - 2677,4 млн рублей (111,5%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 28 977,0 млн рублей (126,2%);
объем инвестиций в основной капитал - 1170,0 млн рублей (137,2%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 7271,7 млн рублей (124,4%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 68 679,3 рубля (120,2%);
увеличение среднесписочной численности работников - 8823 человек (104,1%).
3. Показатели, характеризующие динамику качества выполняемых строительных работ:
исполнение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках программы проверок при осуществлении регионального государственного строительного надзора постоянно на уровне 100%;
увеличение доли устраненных недостатков от общего числа выявленных при осуществлении государственного строительного надзора до 89%.
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.