Заключение Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 228044-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" - внесен Правительством Российской Федерации, первое чтение
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект представляет собой новую редакцию Федерального закона от 16.02.95 г. N 15-ФЗ "О связи".
Принятый в 1995 году Федеральный закон "О связи" по объективным причинам не был рассчитан на регулирование отношений, складывающихся в настоящее время на рынке телекоммуникационных услуг. Развитие рынка услуг связи, появление новых для России услуг связи и большого количества новых участников телекоммуникационных услуг, помимо существовавших к 1995 году, потребовали пересмотра действующей редакции Федерального закона "О связи".
В предлагаемом законопроекте получили развитие нормы действующего законодательства, регулирующие отношения собственности, лицензирования деятельности в области связи, функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайный период, обеспечивающие единство телекоммуникационного пространства и управления сетями связи, присоединения сетей связи к сети связи общего пользования.
Законопроектом вводятся новые понятия, ранее в действующем законе отсутствовавшие: абонент, универсальные услуги связи, выделение полосы радиочастот, оператор, занимающий существенное положение на сети связи общего пользования, оператор универсального обслуживания, пользователь радиочастотного спектра и другие.
В главе III законопроекта вводится понятие единой сети связи Российской Федерации, включающей в себя сети связи различных категорий, создаваемые на территории Российской Федерации. При этом операторы всех категорий сетей связи обязаны создавать системы управления своими сетями, соответствующие единому порядку взаимодействия и централизованного мониторинга, а в случаях, установленных законами, - централизованному управлению сетями связи, что обеспечивает единство телекоммуникационного пространства России.
В проекте закона сохраняется положение действующего Федерального закона "О связи", устанавливающего, что сеть почтовой связи является составной частью федеральной связи, а также то, что вопросы деятельности почтовой связи регулируются самостоятельным законом в области почтовой связи.
В рассматриваемом законопроекте большое внимание уделено вопросам лицензирования деятельности в области связи. В отличие от действующего закона, содержащем лишь самые общие положения, в проект закона включены нормы, детально регулирующие процесс подачи заявок на получение лицензий, порядок их получения, переоформления и аннулирования лицензий.
В законопроект внесены ранее не урегулированные на уровне закона положения о присоединении сетей связи (Глава IV), частотном регулировании (Глава V), об универсальном обслуживании (Глава VIII).
Отдельного внимания заслуживают положения главы законопроекта об универсальном обслуживании, обеспечивающем доступность гражданам услуг связи. Необходимость введения универсального обслуживания обусловлена крайне малой телефонизацией населенных пунктов Российской Федерации, прежде всего расположенных в сельской и труднодоступных местностях, и наличием большой группы населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума. Законопроект предлагает уже используемый в мировой практике механизм реализации доступности к гарантированному перечню услуг связи, оказываемых на сетях общего пользования, независимо от местонахождения и уровня доходов гражданина. Установлены требования к операторам связи, предоставляющим универсальные услуги.
В проекте закона, впервые столь подробно для такого уровня нормативного акта, нашли отражение нормы об использовании радиочастотного ресурса. Установлен порядок распределения радиочастотного спектра, выделения полос радиочастот и присвоения радиочастот. При этом все эти процедуры осуществляются с соблюдением принципов равных прав физических и юридических лиц на доступ к ресурсам, платности использования радиочастотного спектра, обеспечения радиоконтроля.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта требуют уточнения.
Прежде всего, следует уточнить наименование законопроекта, которое не соответствует его содержанию, так как законопроектом предполагается внесение изменений и дополнений не только в Федеральный закон "О связи", но и в Федеральный закон "О почтовой связи", а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо уточнить понятия "абонент" и "пользователь услуг связи", так как первое понятие раскрывается через второе.
Подлежат уточнению механизмы установления технологических нормативов для предоставления органами местного самоуправления нежилых помещений операторам универсального обслуживания (пункт 2 статьи 6) и участия специалистов федерального органа исполнительной власти в области связи при прокладке линий связи в приграничной зоне и территориальном море Российской Федерации.
Положения о порядке финансировании органов государственного надзора за связью (пункт 2 статьи 26), о порядке отчислений в резерв универсального обслуживания (пункт 3 статьи 56), о размерах компенсации убытков операторам универсального обслуживания (пункт 2 статьи 458), об ответственности пользователей услуг связи (пункт 3 статьи 42) и принудительных мерах по взысканию долгов за оказанные услуги связи (пункт 3 статьи 51), по нашему мнению, не являются предметом регулирования настоящего законопроекта. Они частично урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации и должны регулироваться также законодательством об административных правонарушениях и договорами между операторами связи и пользователями услуг связи. Кроме того, пункт 5 статьи 26 предлагается исключить в связи с дублированием положений пунктом 1 статьей 65 проекта.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 2 статьи 458" следует читать "пункт 2 статьи 58"
Требуется детальная проработка положений законопроекта о предъявлении претензий пользователями услуг связи с целью исключения взаимопротиворечащих норм и определения причин, при которых возможно предъявление претензий.
Необходимо доработать нормы законопроекта, вносящие изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 228044-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом его последующей доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
М.Л.Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.