Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству от 15 ноября 2002 г. N 38-19/873 по проекту федерального закона N 228044-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"
Новая редакция (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 228044-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" (новая редакция Федерального закона "О связи"), внесенный в Государственную Думу 25 июля 2002 года Правительством Российской Федерации, и считает необходимым отметить следующее.
Актуальность принятия законопроекта определяется динамичностью развития отрасли связи, появлением новых видов услуг связи, насыщенностью отрасли техническими и программными средствами, широтой распространения услуг связи, огромным числом потребителей этих услуг, необходимостью развития рыночных отношений в отрасли связи.
Законопроект устанавливает правовые основы деятельности в области связи, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
В рассматриваемом законопроекте определяются основы экономической деятельности в области связи, в частности, права собственности на сети и средства связи, (глава II), определяется функционирование единой сети связи и порядок присоединения к сетям электросвязи (главы III и IV), порядок государственного регулирования деятельности в области связи (глава V), лицензирование деятельности в области связи и подтверждение соответствия средств и услуг связи (глава VI), порядок оказания услуг связи и защиты прав пользователей услуг связи (главы VII и IX), а также управляемости единой сети связи в чрезвычайный период (глава X).
В главе III законопроекта вводится понятие единой сети связи Российской Федерации, состоящей из сетей связи различных категорий, действующих на территории Российской Федерации. Для всех категорий сетей связи, перечисленных в статье 11, устанавливается единый порядок взаимодействия, централизованного мониторинга и в случаях, предусмотренных законодательством, - централизованного управления сетями связи. Вместе с тем, следует рассмотреть возможность закрепления функций регулятора единой сети связи на условиях независимости мега-регулятора. Предпосылки к этому определяются достаточно большим числом частных компаний, оказывающим услуги связи, и ярко выраженным коммерческим характером взаимоотношений потребителей и организаций, оказывающих услуги связи. В предложенной редакции весь объем полномочий по регулированию единой сети связи закреплен за федеральным органом исполнительной власти в области связи, что приводит к совмещению в одном органе функций государственного управления отраслью и функций регулятора.
В главе IV законопроекта определяется порядок присоединения сетей связи. При этом устанавливается, что правила присоединения сетей связи к сети оператора, занимающего существенное положение на сети связи общего пользования, утверждаются Правительством Российской Федерации, а условия присоединения и пропуска трафика, включающие общие технические и имущественные условия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области связи. Поскольку в данном случае речь идет об определенных ограничениях права операторов, занимающих существенное положение на сети связи, основные принципы и общие подходы к формированию правил присоединения должны быть определены на уровне закона.
В статье 41 главы VI устанавливается порядок подтверждения соответствия средств и услуг связи посредством сертификации, либо принятием декларации о соответствии. При этом номенклатура средств связи, подлежащих обязательной сертификации, согласно статье 41, утверждается Правительством Российской. В статье также приведены требования к федеральному органу исполнительной власти в области связи по организации и проведению работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, а также обязанности держателей сертификата или декларантов при обнаружении несоответствия средств связи установленным требованиям.
Следует отметить, что статья 41 содержит положения о техническом регулировании в отрасли связи. В связи с этим статью целесообразно изложить в виде отдельного раздела, максимально конкретизировав базовые технические требования, связанные с безопасностью функционирования сети связи. В целом законопроект должен учитывать изложенные в концепции законопроекта "Об основах технического регулирования в Российской Федерации" положения о сертификации, подтверждении соответствия и выполнении национальных стандартов с точки зрения безопасности единой сети связи.
В связи с тем, что технические требования к продукции, используемой в работе единой сети связи, накладывают определенные ограничения на производителей продукции, такие требования не могут устанавливаться нормативными актами федерального органа исполнительной власти, а должны содержаться в документах более высокого уровня (законах, постановлениях Правительства). Следовательно, должны быть внесены изменения в пункт 2 статьи 41 законопроекта.
В пункте 1 статьи 43 следует исключить упоминание государственных стандартов, поскольку в соответствии с концепцией Федерального закона "Об основах технического регулирования в Российской Федерации" понятие "государственный стандарт" заменяется понятием национальный стандарт, носящим добровольный характер.
Глава VIII законопроекта вводит не применявшиеся ранее положения по вопросам универсального обслуживания. В статье 54 устанавливается гарантированное оказание универсальных услуг, при этом сущность этих услуг законопроектом не определена, указано лишь, что перечень универсальных услуг связи, порядок и сроки их предоставления определяются Правительством Российской Федерации. Представляется целесообразным более подробно осветить в законопроекте вопросы доступности к гарантированному перечню услуг связи, оказываемых на сети общего пользования (универсальные услуги), независимо от местонахождения и уровня доходов гражданина РФ, определить требования к оператору связи, предоставляющего универсальные услуги, а также механизм формирования резерва универсального обслуживания для обеспечения компенсации убытков, связанных с предоставлением данных услуг.
Принимая во внимание указанные выше замечания и предложения, предлагается доработать следующие положения законопроекта:
уточнить функции федерального органа исполнительной власти в области связи по регулированию единой сети связи и рассмотреть возможность создания независимого мега-регулятора;
более подробное изложить главу IV "Присоединение сетей электросвязи";
учесть изложенные в концепции законопроекта "Об основах технического регулирования в Российской Федерации" положения о сертификации, подтверждении соответствия и выполнении национальных стандартов с точки зрения безопасности единой сети связи;
уточнить содержание главы законопроекта об универсальных услугах связи.
С учетом вышесказанного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 228044-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Г.А.Томчин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.