Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Причиной разработки проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" является необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в области обеспечения прав коренных малочисленных народов на самоуправление и его правоприменительной практики.
Статьей 12 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предусмотрено, что "лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины коренных малочисленных народов и иные объединения коренных малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов".
Однако в данном законе не определено в какой организационно-правовой форме могут создаваться эти общины, что создает препятствия для реализации данного права коренными малочисленными народами.
Статья 5 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" устанавливает, что деятельность общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока носит некоммерческий характер.
Однако данная формулировка однозначно не относит общины коренных малочисленных народов этих регионов к некоммерческим организациям, что создает неопределенность их правового статуса, поскольку некоммерческий характер носит также деятельность, например, общественных организаций. Данное обстоятельство, как сообщают в заключениях на законопроект северные регионы, например, Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия), на практике создает существенные препятствия органам юстиции субъектов Российской Федерации для регистрации общин как юридических лиц, поскольку создается путаница к какой форме некоммерческих организаций относятся общины и каким образом их регистрировать, так как деятельность разных форм некоммерческих организаций регулируются специальными законами.
В многочисленных обращениях представителей коренных малочисленных народов Севера сообщается, что уполномоченные государственные органы отказывают в регистрации их общин на том основании, что такая форма некоммерческих организаций в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" прямо не предусмотрена.
В еще более сложном положении находятся коренные малочисленные народы, проживающие не в северных регионах, поскольку в связи с неопределенностью правового статуса общин в законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" они вообще не имеют возможности для их создания.
Таким образом, установленное федеральным законом право коренных малочисленных народов на создание общин не может быть ими реализовано на практике из-за несовершенства действующего законодательства.
Проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" направлен на решение данной проблемы.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 2 указанного закона путем добавления к перечню форм некоммерческих организаций новой формы - общины коренных малочисленных народов. Включение в закон статьи 10.1, определяющей основы правового статуса общин в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации", направлено на установление единого правового статуса для всех общин коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации независимо от места их нахождения.
В статье 10.1 определено, что общинами коренных малочисленных народов признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, в установленном законом порядке объединяющихся в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Данная формулировка не противоречит понятию общин, данному в статье 1 (Основные понятия) Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", как формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или)территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
В указанном законе понятие общин дано более в общефилософском смысле как определенной социальной общности. В законопроекте же указаны юридические признаки общин, определяющие их как особую форму некоммерческих организаций в соответствии с требованиями Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Указанные в законопроекте признаки общин соответствуют вышеуказанным положениям, установленным в статье 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также положениям статьи 12 этого же закона (Общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов): "Лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов".
Кроме того, прямое использование в законопроекте определения общин, данного в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", сузит сферу применения положений законопроекта, поскольку в Федеральном законе "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", даются также особые определения для семейных (родовых) и территориально-соседских общин, которые в данном случае выпадут из сферы регулирования законопроекта.
Таким образом, положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и устраняют имеющиеся в нем пробелы.
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" явится реальной мерой в области защиты коренных малочисленных народов в соответствии с принятыми Российской Федерацией в статье 69 Конституции Российской Федерации на себя обязательствами по обеспечению прав коренных малочисленных народов России.
Сопоставительная таблица*
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" |
Статья 2. Некоммерческая организация ..... 3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, общин коренных малочисленных народов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. |
Статья 10.1. Общины коренных малочисленных народов 1. Общинами коренных малочисленных народов признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, в установленном законом порядке объединившихся в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Общины коренных малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. 2. Имущество, переданное в качестве вклада (взноса) общине коренных малочисленных народов ее членами, является собственностью общины коренных малочисленных народов. Члены общины коренных малочисленных народов отвечают по ее обязательствам в пределах своей доли в имуществе общины коренных малочисленных народов. Община коренных малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Член общины коренных малочисленных народов имеет право на получение своей доли из имущества общины коренных малочисленных народов или компенсации ее стоимости при выходе из общины коренных малочисленных народов либо при ее ликвидации. 3. Особенности правового положения, организации и деятельности общин коренных малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. |
______________________________
* Жирным шрифтом выделен текст, предлагаемый к дополнению в закон.
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменения и которые необходимо принять в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон
"О некоммерческих организациях"
1. Перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: нет.
2. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать для реализации закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: нет
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон
"О некоммерческих организациях"
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.