Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Как известно, снижение налогового бремени является одним из основных приоритетов государственной экономической политики. За последние годы был принят целый ряд законов, облегчающих положение предприятий и граждан.
Однако ход реализации налоговой реформы показал, что для кардинального улучшения налогового климата в стране этого явно недостаточно. Как показывает практика, участники экономической деятельности по-прежнему опасаются появления негативных перемен в налоговом законодательстве. Весьма показателен пример налога на доходы физических лиц: после унификации ставок в СМИ неоднократно возникали слухи о его скором существенном повышении. И, несмотря на полное отсутствие оснований, они неизбежно вызывали серьезный общественный резонанс. Таким образом, приходится констатировать, что у налогоплательщиков по-прежнему отсутствует твердая уверенность в сохранении позитивного характера преобразований налоговой системы. Это тормозит рост инвестиционной активности и вывод экономики "из тени" и, как следствие, существенно препятствует реализации конечных целей налоговой реформы.
Законопроект "О внесении дополнений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" призван существенно снизить остроту данной проблемы. Он предполагает введение четырехлетнего моратория на внесение изменений в законодательство РФ, направленных на повышение существующих и/или введение новых налогов. Таким образом, в течение этого периода экономика России, ее предприятия и граждане будут гарантированы от подобных неблагоприятных изменений налогового климата. В свою очередь, снижение рисков приведет к росту инвестиционной и деловой активности.
До последнего времени реализации идеи налогового моратория препятствовала необходимость продолжения налоговой реформы, в ходе которой отмена и снижение одних налогов зачастую должны были сопровождать введение и повышение других налогов. Однако, согласно Бюджетному посланию Президента РФ, и заявлениям ряда других представителей исполнительной власти, основная часть налоговой реформы должна быть завершена уже в 2003 году. Именно поэтому законопроект "О внесении дополнений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предполагает введение налогового моратория лишь с 2004 года.
Действие моратория не распространяется на акцизы и ряд других налогов, для которых предусмотрена возможность индексации. Он также не распространяется на акты регионального и местного законодательства, изменяющие налоговый климат на соответствующей территории в рамках, предусмотренных федеральным законодательством.
Реализация федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует увеличения бюджетных расходов, и не приведет к снижению доходов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного закона не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.