Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29 декабря 2022 г. N 7216
"Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде" на 2023 - 2028 годы"
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 N 1228 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода" администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде" на 2023 - 2028 годы (далее - Программа).
2. Признать утратившими силу с 01.01.2023 в части действия Программы на 2023 - 2024 годы постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29.01.2019 N 130 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде" на 2019 - 2024 годы".
3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете "День города. Нижний Новгород".
4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Егорова С.А.
6. Установить начало срока действия Программы с 01.01.2023.
Глава города |
Ю.В. Шалабаев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации города
от 29.12.2022 N 7216
Муниципальная программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде" на 2023 - 2028 годы
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент развития предпринимательства и инвестиций администрации города Нижнего Новгорода (далее - ДПиИ)* |
||||||
Соисполнители Программы |
Администрации районов города Нижнего Новгорода, Департамент экономического развития администрации города Нижнего Новгорода, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода |
||||||
Цели Программы |
Создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории города Нижнего Новгорода |
||||||
Задачи Программы |
Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест. Содействие в развитии малого и среднего предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. |
||||||
Этапы и сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы 2023 - 2028 годы. Программа реализуется в один этап |
||||||
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода |
Общий объем бюджетных ассигнований на период реализации Программы составит 241 752 608,72 руб., в том числе: руб. |
||||||
Ответственный исполнитель |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|
Всего, в том числе: |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
28 883 455,70 |
29 973 121,23 |
31 106 373,39 |
|
ДПиИ |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
28 883 455,70 |
29 973 121,23 |
31 106 373,39 |
|
Целевые индикаторы Программы |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) на 10 тыс. человек населения - 652,7 ед. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций - 36,4%. Оборот малых предприятий - 370 381 млн. руб. Инвестиции в основной капитал малых предприятий - 3 446 млн. руб. Объемы налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства города в бюджетную систему - 9 686 млн. руб. Доля участников закупок - субъектов малого и среднего предпринимательства - 30%. Фактическая обеспеченность НТО на 10 000 жителей - 24,0%. Обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов согласно нормативу - 196,9%. Обеспеченность населения города посадочными местами в организациях общественного питания согласно нормативу - 101,7%. Обеспеченность населения города рабочими местами в организациях бытового обслуживания согласно нормативу - 65,7%. Доля торговых мест, предоставляемых товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, на розничных рынках - не менее 50%. |
Условные обозначения, используемые в Программе:
АР - администрации районов города Нижнего Новгорода;
ДПиИ - департамент развития предпринимательства и инвестиций администрации города Нижнего Новгорода;
ДЭР - департамент экономического развития администрации города Нижнего Новгорода;
КУГИ - комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода;
УАТиМК - управление административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода;
ЦПП - АНО "Центр поддержки предпринимательства города Нижнего Новгорода".
2. Текстовая часть Программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Малый и средний бизнес является одним из ключевых элементов экономики города, т.к. играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения, а также стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
На начало 2022 года по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в городе вели деятельность более 70 тысяч субъектов МСП, в том числе 270 средних предприятий, 37611 малых предприятий, 32550 индивидуальных предпринимателей.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе на уровне города оценивается в 34,3%.
Общий объем налоговых поступлений за 2020 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджетную систему составил 9 125,2 млн. руб. (4,2% от общего объема налоговых поступлений).
Структура малых предприятий по видам деятельности, %
Структура численности работающих на малых предприятиях в разрезе видов экономической деятельности, %
По данным муниципального обследования деятельности малых предприятий за последние три года характерны следующие тенденции:
Несмотря на меры, в виде возмещения из бюджета Нижегородской области расходов на коммунальные платежи и заработную плату сотрудникам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям города Нижнего Новгорода, пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2021 году в сравнении с 2019 годом, произошли следующие негативные изменения основных показателей деятельности малых предприятий:
численность субъектов малого и среднего предпринимательства составила 70 431 (снижение на 6%);
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 34,3% (снижение на 6%).
Кроме отрицательной динамики ряд показателей продемонстрировали значительный рост в сравнении с 2020 годом:
оборот малых предприятий - 348916 млн. руб. (рост на 30%);
инвестиции в основной капитал малых предприятий - 3247 млн. руб. (рост на 34%);
объемы налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства города в бюджетную систему - 9125 млн. руб. (рост на 33,4%);
средняя заработная плата - 33,4 тыс. руб (рост на 10,2%, а в сравнении с 2019 годом на 30%).
Рост показателей можно объяснить мерами по цифровизации экономики и эффектом вывода из тени реальной заработной платы, в связи с необходимостью предоставления с 2020 года подтверждающих документов для предоставления субъектам предпринимательской деятельности субсидии на возмещение затрат на оплату труда сотрудникам.
Согласно статье 14.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" мероприятия по поддержке физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, включаются в государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы).
По состоянию на 31.12.2021 по данным Управления ФНС России по Нижегородской области на территории города Нижнего Новгорода состояло на учете 16354 налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Потребительский рынок входит в число значимых отраслей экономики Нижнего Новгорода, которая не только создает новые рабочие места, но и привлекает инвестиции, одновременно делая потребительский рынок одним из главных источников занятости трудовых ресурсов в экономике города.
Состояние сферы торговли находится под воздействием состояния экономики страны в целом, испытывающей довольно ощутимые проблемы, обусловленные падением цен на энергоносители, политическими и экономическими проблемами со странами Запада, пандемией коронавируса, которая приостановила функционирование целых отраслей.
Потребительский рынок города Нижнего Новгорода по состоянию на 01.01.2022 года представляет собой развитую сеть предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг различных типов, видов, форм и форматов, которая включает в себя свыше 9670 объектов, в том числе:
4044 стационарных предприятий розничной торговли, торговой площадью 1671,2 тыс. кв. м., в том числе:
1852 продовольственных, торговой площадью 487,9 тыс. кв. м;
2192 непродовольственных, торговой площадью 1183, 3 тыс. кв. м.
2 розничных рынка на 1050 торговых мест, в т.ч.:
ЗАО "ТСЦ "Автозаводский" - 400 торговых мест (ул. Плотникова, 4а, Автозаводский район);
рынок "Центральный" ООО "Перспектива" - 650 торговых мест (ул. Чкалова, 4, Канавинский район).
8 регулярных (универсальных) ярмарок на 1295 торговых мест;
8 выставок-ярмарок выходного дня по продаже сельскохозяйственной продукции нижегородскими товаропроизводителями на 230 мест;
1674 объекта нестационарной торговой сети;
1347 предприятий общественного питания на 84,0 тыс. посадочных мест, в т.ч.:
793 ресторанов, кафе и баров, в них посадочных мест - 46489;
359 столовых учебных заведений, организаций, промышленных предприятий, в них посадочных мест - 33291;
195 общедоступных столовых, закусочных и иных предприятий, в них посадочных мест - 4238.
1761 предприятие бытового обслуживания населения на 6,8 тыс. рабочих мест.
Обеспеченность стационарными торговыми площадями на начало 2022 года на 1 тысячу жителей составила 1322,6 кв. м, (при установленном нормативе минимальной обеспеченности населения города Нижнего Новгорода площадью торговых объектов 662 кв. м. Фактическая обеспеченность торговыми площадями в городе превышает норматив почти в 2 раза и составляет 199,8% от установленного норматива.
На сегодняшний день общий уровень обеспеченности торговыми площадями в городе Нижнем Новгороде превышает норматив почти в 2 раза и соответствует уровню крупных европейских городов.
Фактическая обеспеченность населения города сетью общедоступных предприятий общественного питания составила 40 посадочных мест на 1 тысячу жителей, или 100% от установленного норматива минимальной обеспеченности (40 посадочных мест).
Степень обеспеченности населения города рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания города Нижнего Новгорода составляет 5,4 рабочих мест на 1 тысячу жителей или 60% от установленного норматива (9 мест).
В 2021 году потребительский рынок продолжал находиться под влиянием ограничений, при этом наметились тенденции восстановления. Спрос на товары практически вернулся к "доковидному" уровню. Снижение активности покупателей, вопреки ожиданиям, оказалось небольшим, и его удалось восполнить развитием онлайн-торговли и сервисов доставки ("Яндекс.Еда", "Яндекс.Лавка", "Delivery Club", "Самокат", СберМаркет).
Основные тенденции развития потребительского рынка в 2023 - 2025 г.г., в том числе меры по реализации муниципальных программ в области потребительского рынка.
Перспективы развития потребительского рынка на ближайший период могут быть скорректированы с учетом ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также экономической ситуацией в мире. В перспективе приоритетными направлениями станут развитие различных форм торговли (стационарная торговля, НТО, рынки, ярмарки, мобильная торговля, фестивальная и выставочно-ярмарочная деятельность). Развитие стационарной торговли продолжит развиваться за счет строительства новых зданий, использования помещений на 1 этажах жилых зданий, перепрофилирования помещений стационарных зданий и сооружений под предприятия торговли. Кроме того, развитие интернет-технологии дает толчок к развитию такого направления, как интернет-торговля, которая в настоящее время находится в активной фазе своего развития, а российский рынок является одним из самых перспективных.
Сложившаяся отраслевая структура МСП не отвечает стратегическим целям и задачам (превалирует торговля и сфера услуг, неразвиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП).
Для анализа причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, был проведен социологический опрос представителей предпринимательства, по результатам которого выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса на территории города:
изменение социально-экономической обстановки;
влияние распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
высокая налоговая нагрузка;
нехватка собственных оборотных средств;
ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
постоянный рост цен на энергоносители и сырье;
нестабильность законодательной базы;
проверки контрольно-надзорных органов;
усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний;
недобросовестная конкуренция со стороны предпринимателей;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях.
Основными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, должны быть:
финансовая и имущественная поддержка;
развитие здоровой конкуренции;
помощь начинающим предпринимателям;
снижение уровня налоговой нагрузки и уровня административного давления на бизнес.
На территории города Нижнего Новгорода комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса ежегодно формируется в рамках муниципальной программы и включает в себя:
финансовую поддержку;
имущественную поддержку (формирование и ведение Перечня муниципального имущества города Нижнего Новгорода, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, заключение соглашения о неприменении неустойки по договорам аренды муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства);
организацию и обеспечение консультационно-методологической и методической работы с предприятиями и организациями малого и среднего бизнеса (проведение обучающих семинаров, рабочих встреч по обсуждению проблемных вопросов развития);
организация размещения НТО на территории города;
реализацию мер по развитию ярмарок и выставок-ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции.
В действующих ранее на территории города программах отсутствовал принцип селективности, комплекс мероприятий имел общий характер и не способствовал выявлению "точек роста", программы были рассчитаны на увеличение количества субъектов МСП, а не на изменения качественного состава отраслей.
Учитывая сложившиеся экономические условия (влияние распространения новой коронавирусной инфекции, изменение социально-экономический ситуации, санкции, скачки валют) повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Для малого и среднего бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Для стимулирования количественных и качественных структурных изменений потребовалась принятие новых, более эффективных мероприятий программ.
В настоящей программе перечень мер актуализирован.
Поддержка будет осуществляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", но при предоставлении поддержки особое внимание будет направлено на следующие приоритетные направления:
промышленность и инновации при выпуске продукции собственного производства;
IT-технологии;
социально-ориентированное предпринимательство;
молодежное предпринимательство.
2.2. Цели, задачи Программы
Целью Программы является обеспечение условий для развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест.
Для достижения цели Программы предполагается решение следующих задач:
обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест;
содействие в развитии малого и среднего предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2023 - 2028 годы и осуществляется в один этап.
2.4. Целевые индикаторы Программы
Таблица 1
Сведения о целевых индикаторах программы
N |
Наименование цели Программы, подпрограммы, задачи, целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение показателя целевого индикатора |
|||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Цель: Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест | ||||||||
Задача: Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест. | ||||||||
1. |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателя и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", на 10 тыс. человек населения |
ед. |
621 |
627,2 |
633,5 |
639,8 |
646,3 |
652,7 |
2. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
34,6 |
34,9 |
35,3 |
35,7 |
36 |
36,4 |
3. |
Оборот малых предприятий |
млн. руб. |
352405 |
355929 |
359488 |
363083 |
366714 |
370381 |
4. |
Инвестиции в основной капитал малых предприятий |
млн. руб. |
3279 |
3312 |
3345 |
3378 |
3412 |
3446 |
5. |
Объемы налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства города в бюджетную систему |
млн. руб. |
9216 |
9308 |
9401 |
9495 |
9590 |
9686 |
6. |
Доля участников закупок - субъектов малого и среднего предпринимательства |
% |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Задача: Содействие в развитии малого и среднего предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. | ||||||||
7. |
Фактическая обеспеченность НТО на 10 000 жителей |
% |
23,5 |
23,6 |
23,7 |
23,8 |
23,9 |
24,0 |
8. |
Обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов согласно нормативу |
% |
195,4 |
195,7 |
196,0 |
196,3 |
196,6 |
196,9 |
9. |
Обеспеченность населения города посадочными местами в организациях общественного питания согласно нормативу |
% |
100,7 |
100,9 |
101,1 |
101,3 |
101,5 |
101,7 |
10. |
Обеспеченность населения города рабочими местами в организациях бытового обслуживания согласно нормативу |
% |
64,7 |
64,9 |
65,1 |
65,3 |
65,5 |
65,7 |
11. |
Доля торговых мест, предоставляемых товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, на сельскохозяйственных розничных рынках |
% (не менее) |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Методика расчета целевых индикаторов Программы
Таблица 2
N |
Наименование показателя целевого индикатора |
Единица измерения |
НПА, определяющий методику расчета показателя целевого индикатора |
Расчет показателя целевого индикатора |
Исходные данные для расчета значений показателя целевого индикатора |
|||
формула расчета |
буквенное обозначение переменной в формуле расчета |
источник исходных данных |
метод сбора исходных данных |
периодичность сбора и срок представления исходных данных |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателя и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", на 10 тыс. человек населения |
ед. |
- |
Ч - число субъектов МСП; Сгч - среднегодовая численность населения |
УФНС
Нижегородстат |
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Официальная статистика |
Ежегодно, до 10 июля года, следующего за отчетным |
|
2. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, |
чел |
- |
К - численность работников малых и средних предприятий; Ч - число субъектов МСП |
Нижегородстат
УФНС
Результаты обследования |
Официальная статистика Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Муниципальное обследование |
Ежегодно, до 10 июля года, следующего за отчетным |
|
3. |
Оборот малых предприятий |
млн. руб. |
- |
О - Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг малыми и средними предприятиями; |
Нижегородстат |
Официальная статистика |
Ежегодно, до 10 июля года, следующего за отчетным |
|
4. |
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий |
млн. руб. |
- |
И |
И - Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий; |
Нижегородстат |
Официальная статистика |
Ежегодно, до 10 июля года, следующего за отчетным |
5. |
Объемы налоговых поступлений от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса |
млн. руб. |
- |
Нерасчетный |
- |
ПК "Триумф" |
Отчетность об исполнении бюджета города |
Ежемесячно нарастающим итогом на конец отчетного периода |
6. |
Доля участников закупок - субъектов малого и среднего предпринимательства |
% |
- |
Нерасчетный |
- |
ЭИС "Закупки" |
Внутренний учет |
Ежегодно, на конец отчетного периода |
7. |
Фактическая обеспеченность НТО на 10 000 жителей |
% |
- |
S - фактическая площадь НТО, кв. м; Ч - численность постоянного населения города Нижний Новгород, чел.; N мин - площадь НТО согласно нормативу минимальной обеспеченности населения Нижегородской области площадью стационарных торговых объектов |
ДПиИ |
Внутренний учет |
Ежегодно на конец отчетного периода до 15 марта года, следующего за отчетным |
|
8. |
Обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов согласно нормативу |
% |
- |
S - фактическая площадь торговых объектов, кв. м; Ч - численность постоянного населения города Нижний Новгород, чел.; N мин - площадь торговых объектов согласно нормативу минимальной обеспеченности населения Нижегородской области площадью стационарных торговых объектов (665 кв. м на 1000 чел.) |
ДПиИ |
Внутренний учет |
Ежегодно на конец отчетного периода до 15 марта года, следующего за отчетным |
|
9. |
Обеспеченность населения города посадочными местами в организациях общественного питания согласно нормативу |
% |
- |
В - фактическое количество посадочных мест общедоступных предприятий общественного питания, ед.; Ч - численность постоянного населения города Нижний Новгород, чел.; N - количество посадочных мест предприятий общественного питания согласно нормативу (40 посадочных мест на 1000 чел.) |
ДПиИ |
Внутренний учет |
Ежегодно на конец отчетного периода до 15 марта года, следующего за отчетным |
|
10. |
Обеспеченность населения города рабочими местами в организациях бытового обслуживания согласно нормативу |
% |
- |
В - фактическое количество рабочих мест предприятий бытового обслуживания, ед.; Ч - численность постоянного населения города Нижний Новгород, чел.; N - количество рабочих мест предприятий бытового обслуживания согласно нормативу (9 рабочих мест на 1000 чел.) |
ДПиИ |
Внутренний учет |
Ежегодно на конец отчетного периода до 15 марта года, следующего за отчетным |
|
11. |
Доля торговых мест, предоставляемых товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, на розничных рынках |
% (не менее) |
- |
В - количество торговых мест на розничных рынках, предоставленных товаропроизводителям с/х продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, ед.; С - общее количество торговых мест на розничных рынках, ед. |
ДПиИ |
Мониторинг показателя |
Ежегодно на конец отчетного периода |
2.5. Меры правового регулирования
Таблица 3
Сведения об основных мерах правового регулирования
N |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта (суть) |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основное мероприятие 1: Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||
1. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Внесение изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 18.11.2019 N 4420 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) и Порядка предоставления субсидии на поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства и (или) физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в виде предоставления грантов" |
ДПиИ |
2023 - 2029 |
Основное мероприятие 9: Принятие нормативных правовых актов, направленных на улучшении бизнес-климата на территории города | ||||
2. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Принятие нормативных правовых актов, направленных на улучшении бизнес-климата на территории города |
ДПиИ |
2023 - 2029 |
Основное мероприятие 13: Размещение нестационарных торговых объектов | ||||
3. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Внесение изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 01.09.2017 N 4123 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2018 - 2029 годы" в части дополнения мест размещения нестационарных торговых объектов |
ДПиИ |
2023 - 2029 |
Основное мероприятие 15: Развитие инфраструктуры потребительского рынка, обеспечение вариативности форм торговли, в том числе выставочно-ярмарочная деятельность и проведение фестивалей | ||||
4. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Принятие нормативных правовых актов, направленных на организацию выставочно-ярмарочной деятельности и проведение фестивалей |
ДПиИ |
2023 - 2029 |
2.6. В реализации муниципальной программы предусмотрено участие АНО "Центр поддержки предпринимательства города Нижнего Новгорода", общественных, научных и иных организаций.
2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов
Таблица 4
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода
N |
Код основного мероприятия целевой статьи расходов |
Наименование Программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Расходы (руб.) |
|||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
2500000000 |
Муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде" на 2023 - 2028 годы |
Всего, в том числе: |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
28 883 455,70 |
29 973 121,23 |
31 106 373,39 |
ДПиИ |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
50 596 552,80 |
28 883 455,70 |
29 973 121,23 |
31 106 373,39 |
|||
1. |
25П0100000 |
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
ДПиИ |
25 000 000,00 |
25 000 000,00 |
25 000 000,00 |
9 784 402,90 |
10 874 068,43 |
12 007 320,59 |
2. |
|
Консультирование о мерах финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса |
ДПиИ |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Консультирование в области налогообложения |
ДПиИ |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
КУГИиЗР |
|
|
|
|
|
|
5. |
25П0500000 |
Предоставление субсидии в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения уставной деятельности АНО "ЦПП города Нижнего Новгорода" |
ДПиИ |
12 601 552,80 |
12 601 552,80 |
12 601 552,80 |
12 601 552,80 |
12 601 552,80 |
12 601 552,80 |
6. |
|
Аналитические разработки |
ДПиИ |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
Создание информационных систем и реестров публичной информации |
ДПиИ |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
Реализация мер административной поддержки |
ДПиИ |
|
|
|
|
|
|
9. |
|
Принятие нормативных правовых актов, направленных на улучшении бизнес-климата на территории города |
ДПиИ |
|
|
|
|
|
|
10. |
|
Совершенствование бизнес навыков |
ДПиИ АР |
|
|
|
|
|
|
11. |
|
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
ДПиИ АР |
|
|
|
|
|
|
12. |
25П1200000 |
Популяризация предпринимательской деятельности |
ДПиИ АР |
1 600 000,00 |
1 600 000,00 |
1 600 000,00 |
800 000,00 |
800 000,00 |
800 000,00 |
13. |
|
Содействие развитию нестационарной торговли |
ДПиИ УАТиМК |
|
|
|
|
|
|
14. |
25П1400000 |
Информационно-аналитическое обеспечение развития потребительского рынка |
ДПиИ АР |
|
|
|
|
|
|
15. |
25П1500000 |
Развитие инфраструктуры потребительского рынка, обеспечение вариативности форм торговли, в том числе выставочно-ярмарочная деятельность и проведение фестивалей |
ДПиИ АР |
11 395 000,00 |
11 395 000,00 |
11 395 000,00 |
5 697 500,00 |
5 697 500,00 |
5 697 500,00 |
2.8. Анализ рисков реализации Программы
Возможные риски |
Способы минимизации |
Обострение социальной и (или) экономической ситуации, которое может привести к ухудшению показателей деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства |
Корректировка существующих и принятие новых мероприятий Программы, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства в сложившихся условиях |
Изменение федерального и регионального законодательства |
Регулярное проведение мониторинга нормативных правовых актов и своевременная корректировка Программы |
Снижение объемов финансирования мероприятий Программы |
Перераспределение денежных средств на финансирование первоочередных мероприятий |
Потеря актуальности мероприятий Программы |
Регулярное проведение мониторинга и корректировка Программы |
Значительные изменения в сфере налогообложения (введение новых систем налогообложения, изменение норм и правил налогообложения, повышение налогов) |
Анализ последствий изменения уровня налогообложения. Взаимодействие с общественными и профессиональными организациями и объединениями предпринимателей на предмет минимизации негативных изменений. Корректировка существующих и принятие новых нормативных правовых актов и своевременная корректировка Программы |
3. Оценка планируемой эффективности Программы
Социальная эффективность Программы выражается в:
Создание благоприятной бизнес-среды на территории города Нижнего Новгорода.
Создание условий для обеспечения жителей города услугами торговли, общественного питания и бытовыми услугами.
По итогам реализации Программы (и отдельно по каждому году) оценка эффективности будет проведена на основе следующих критериев:
достижение установленных значений индикаторов целей Программы и полнота выполнения ее мероприятий (отрицательное отклонение не более 10%);
выполнение плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации Программы (отрицательное отклонение не более 10%; положительное отклонение возможно при условии обеспечения опережающей динамики значений индикаторов целей и непосредственных результатов Программы);
оценка организации управления и контроля за ходом реализации Программы (экспертная оценка участников Программы);
оценка актуальности выбранной системы мероприятий Программы и своевременности ее корректировки (экспертная оценка участников Программы);
оценка реализовавшихся рисков Программы.
4. План реализации муниципальной программы
Таблица 5
План реализации муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде" на 2023 - 2028 годы на 2023 год
N |
Код основного мероприятия целевой статьи расходов |
Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия, мероприятия |
Ответственный за выполнение мероприятия |
Срок |
Показатели непосредственного результата реализации мероприятия (далее - ПНР) |
Объемы финансового обеспечения, руб. |
|||||||
начала реализации |
окончания реализации |
Наименование ПНР |
Ед. изм. |
Значение |
Собственные городские средства |
Средства областного бюджета |
Средства федерального бюджета |
Прочие источники |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
Всего по муниципальной программе |
50 596 552,80 |
- |
- |
- |
|||||||||
Задача: Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест. | |||||||||||||
1. |
25П01 |
Основное мероприятие. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
25 000 000,00 |
- |
- |
- |
|||||||
1.1. |
|
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество предпринимателей, получивших субсидии |
Ед. |
25 |
15 000 000,00 |
- |
- |
- |
|
1.2. |
|
Субсидии на поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства и(или) физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в виде предоставления грантов |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество предпринимателей, получивших возмещение затрат |
Ед. |
12 |
10 000 000,00 |
- |
- |
- |
|
2. |
Основное мероприятие. Консультирование о мерах финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса |
- |
- |
- |
- |
||||||||
2.1. |
|
Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", о возможных мерах финансовой поддержки |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получивших консультацию |
Ед. |
10 |
- |
- |
- |
- |
|
3. |
Основное мероприятие. Консультирование в области налогообложения |
- |
- |
- |
- |
||||||||
3.1. |
|
Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в области налогообложения о возможных к применению системах налогообложения и льготах по налогам для субъектов предпринимательской деятельности и самозанятых граждан |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получивших консультацию |
Ед. |
100 |
- |
- |
- |
- |
|
4. |
Основное мероприятие. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
- |
- |
- |
- |
||||||||
4.1. |
|
Ведение и публикация реестра муниципального имущества, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства, помощь в выборе и аренде нежилых муниципальных помещений, необходимых для осуществления деятельности субъектов МСП |
КУГИиЗР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Создание актуального реестра |
Ед. |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
4.2. |
|
Предоставление в аренду субъектам МСП по приоритетным отраслям площадей муниципальной собственности на льготных условиях (путем проведения специализированных аукционов для субъектов МСП по продаже права аренды объектов муниципального нежилого фонда) |
КУГИиЗР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество обратившихся |
Ед. |
5 |
- |
- |
- |
- |
|
4.3. |
|
Заключение с субъектами МСП договоров купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на объекты нежилого фонда с условием рассрочки платежа в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ |
КУГИиЗР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Заключено договоров |
Ед. |
3 |
- |
- |
- |
- |
|
5. |
25П05 |
Основное мероприятие. Финансовое обеспечение уставной деятельности АНО "Центр поддержки предпринимательства города Нижнего Новгорода" |
12 601 552,80 |
- |
- |
- |
|||||||
5.1. |
|
Субсидия в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения уставной деятельности АНО "Центр поддержки предпринимательства города Нижнего Новгорода" |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Деятельность ЦПП |
Ед. |
1 |
12 601 552,80 |
- |
- |
- |
|
6. |
Основное мероприятие. Аналитические разработки |
- |
- |
- |
- |
||||||||
6.1. |
|
Проведение постоянного мониторинга размещения нестационарных торговых объектов |
ДПиИ УАТиМК |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество проведенных обследований |
Ед. |
50 |
- |
- |
- |
- |
|
6.2. |
|
Мониторинг общественного мнения (проведение опросов) |
ДПиИ АР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Проведено опросов |
Ед. |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
Количество участников опросов |
Чел. |
300 |
|||||||||||
7. |
Основное мероприятие. Создание информационных систем и реестров публичной информации |
- |
- |
- |
- |
||||||||
7.1. |
|
Создание и поддержание в актуальном состоянии раздела АНО "Центр поддержки предпринимательства города Нижнего Новгорода" на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода нижнийновгород.рф, содержащего информацию о поддержке, оказываемой МСП города Нижнего Новгорода |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество публикаций |
Ед. |
12 |
- |
- |
- |
- |
|
7.2 |
|
Ведение страниц в социальных сетях содержащих информацию о мерах поддержки МСП города Нижнего Новгорода |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество публикаций |
Ед. |
300 |
|
|
|
|
|
8. |
Основное мероприятие: Реализация мер административной поддержки |
- |
- |
- |
- |
||||||||
8.1. |
|
Контроль за соблюдением квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (30 процентов) и проведение мероприятий, направленных на увеличение данного процента |
ДЭР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Соблюдение квоты |
Ед. |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
8.2. |
|
Оценка регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность |
ДЭР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество подготовленных экспертных заключений в год |
Ед. |
20 |
- |
- |
- |
- |
|
9. |
Основное мероприятие: Принятие нормативных правовых актов, направленных на улучшении бизнес-климата на территории города |
||||||||||||
9.1. |
|
Разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на улучшении бизнес-климата на территории города |
ДП КУГИиЗР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество НПА |
Ед. |
2 |
- |
- |
- |
- |
|
10. |
Основное мероприятие. Совершенствование бизнес навыков |
- |
- |
- |
- |
||||||||
10.1. |
|
Проведение обучающих программ, тренингов для развития бизнес навыков нижегородских предпринимателей и самозанятых граждан |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество участников, прошедших обучение |
Чел. |
500 |
- |
- |
- |
- |
|
11. |
Основное мероприятие. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
- |
- |
- |
- |
||||||||
11.1. |
|
Консультирование по юридическим и практическим вопросам субъектов МСП, а также не занятых в экономике граждан или граждан, самозанятых в неформальном секторе экономики, в том числе по вопросам соблюдения прав потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". |
ДПиИ АР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Проконсультировано СМСП и граждан |
Чел. |
3600 |
- |
- |
- |
- |
|
11.2. |
|
Организация встреч главы города Нижнего Новгорода, с участием бизнес-ассоциаций, ТПП Нижегородской области и других предпринимательских объединений с предпринимательским сообществом для разрешения спорных и проблемных ситуаций участников хозяйственной деятельности |
ДПиИ АР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Проведено мероприятий |
Ед. |
4 |
- |
- |
- |
- |
|
Количество участников |
Ед. |
300 |
|||||||||||
12. |
25П12 |
Основное мероприятие. Популяризация предпринимательской деятельности |
1 600 000,00 |
- |
- |
- |
|||||||
12.1. |
|
Организация и проведение мероприятий, конкурсов, форумов и семинаров, содействующих поддержке, развитию и популяризации малого и среднего предпринимательства, а также на выполнение требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Проведено мероприятий |
Ед. |
6 |
1 600 000,00 |
- |
- |
- |
|
Количество участников |
Ед. |
400 |
|||||||||||
12.2. |
|
Освещение предпринимательской тематики в медийном пространстве |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Опубликовано статей, видеоматериалов |
Ед. |
10 |
- |
- |
- |
- |
|
12.3. |
|
Организация и проведение мероприятий, конкурсов, форумов и семинаров, содействующих поддержке, развитию и популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Организовано мероприятий |
Ед. |
2 |
- |
- |
- |
- |
|
Задача: Содействие в развитии малого и среднего предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. | |||||||||||||
13. |
Основное мероприятие Содействие развитию нестационарной торговли |
- |
- |
- |
- |
||||||||
13.1. |
|
Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество внесения изменений |
Ед. |
100 |
- |
- |
- |
- |
|
13.2. |
|
Проведение электронных аукционов на размещение нестационарных торговых объектов |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество аукционов |
Ед. |
17 |
|
|
|
|
|
14. |
Основное мероприятие. Информационно-аналитическое обеспечение развития потребительского рынка |
- |
- |
- |
- |
||||||||
14.1. |
|
Проведение мониторинга и анализа развития потребительского рынка города |
ДПиИ АР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество подготовленного информационно-аналитического материала |
Ед. |
2 |
|
- |
- |
- |
|
15. |
25П15 |
Основное мероприятие. Развитие инфраструктуры потребительского рынка, обеспечение вариативности форм торговли, в том числе выставочно-ярмарочная деятельность и проведение фестивалей |
11 395 000,00 |
- |
- |
- |
|||||||
15.1. |
|
Проведение постоянно действующих регулярных ярмарок |
ДПиИ |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество мероприятий |
Ед. |
8 |
- |
- |
- |
- |
|
Количество торговых мест |
Ед. |
1300 |
- |
- |
- |
- |
|||||||
15.2. |
|
Проведение выставок-ярмарок выходного дня |
ДПиИ АР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество мероприятий |
Ед. |
7 |
- |
|
|
|
|
Количество торговых мест |
Ед. |
112 |
- |
- |
- |
- |
|||||||
15.3. |
|
Проведение сезонных ярмарок |
ДПиИ АР |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Количество мероприятий |
Ед. |
4 |
11 395 000,00 |
|
|
|
|
Количество торговых мест |
Ед. |
100 |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29 декабря 2022 г. N 7216 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде" на 2023 - 2028 годы"
Начало срока действия Программы, утвержденной постановлением, установлено с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (http://нижнийновгород.рф) 30 декабря 2022 г., в газете "День города. Нижний Новгород" от 3 февраля 2023 г. N 8
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 1 августа 2024 г. N 6160
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 6 мая 2024 г. N 2938
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 19 февраля 2024 г. N 1096
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 26 декабря 2023 г. N 9714
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31 октября 2023 г. N 7928
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 9 августа 2023 г. N 5497
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2023 г. N 2607