Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Современное страховое законодательство Российской Федерации отстает от реалий, складывающихся на страховом рынке, Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон), основу которого составляет Закон Российской Федерации "О страховании", принятый в 1992 г., нуждается в корректировке, с учетом изменений законодательства в смежных отраслях, необходимости восполнения правовых пробелов по отдельным вопросам, связанным с выполнением обязательств по договору страхования, изменившихся экономических условий, а также в связи с исполнением международных соглашений и процессом присоединения России к ВТО, необходимости гармонизации страхового законодательства Российской Федерации с зарубежным законодательством.
Развитие страхового рынка способствовало формированию новой инфраструктуры и появлению новых субъектов рынка, вынужденных работать в правовом вакууме. Регулирование их деятельности позволит разрешить существующие конфликтные ситуации, в результате которых страдают предприниматели, застрахованные лица и интересы государства.
В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации четкого определения профессиональных участников страхового рынка и существованием разногласий в трактовке данного понятия, являющегося одним из основополагающих для страхового рынка. Закон дополнен статьей, содержащей такое определение. Дано определение страховой деятельности.
Федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит надзор за страховой деятельностью (далее именуется - уполномоченный орган), установлен ряд нарушений со стороны страховых организаций, связанных с тем, что выплаты по договорам страхования не соответствуют понесенным убыткам в части формы их возмещения. С этой целью в статью 10 вносится изменение, ограничивающее компенсацию ущерба в натуральной форме только имуществом, аналогичным утраченному.
В настоящий момент лицензирование страховой деятельности осуществляется на основе приказа Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 "Об утверждении новой редакции "Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации". Данный документ определяет условия осуществления лицензирования отдельных видов страховой деятельности, однако в нем отсутствуют требования к профессиональной подготовке страховых работников, порядку выдачи и отказа в выдаче лицензии, ограничения, приостановления и отзыва лицензии.
Выдача и отказ в выдаче лицензии, ограничение, приостановление и отзыв лицензии осуществляются в соответствии с "Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности", утвержденным приказом Минфина России от 17 июля 2001 г. N 52н. Нормы указанных документов включены в настоящий проект федерального закона.
В целях закрепления в законодательстве единых принципов и требований к проведению лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, а также к контролю за финансовой устойчивостью организаций, осуществляющих страховую деятельность на основе лицензии, выданной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, статья 32 Закона предлагается в новой редакции "Лицензирование профессиональных участников страхового рынка".
Лицензирование распространяется на общества взаимного страхования (далее именуется - ОВС) поскольку они создаются для осуществления страхования (страховой деятельности). Под страховой деятельностью понимается деятельность не только страховых организаций, но и иных профессиональных участников связанная с формированием специальных страховых фондов, необходимых для предстоящих страховых выплат, что в равной мере относится к страховщикам и ОВС. Число членов ОВС неуклонно растет, для избежания негативных социальных последствий и с целью минимизации злоупотреблений на финансовом рынке требуется осуществление надзора за страховой деятельностью обществ.
На уполномоченный орган, возлагается ведение Единого государственного страхового реестра, в который наряду со страховщиками, объединениями страховщиков и страховыми брокерами будут вноситься сведения и об иных профессиональных участниках страхового рынка - ОВС, страховых актуариях.
Плата за рассмотрение заявления соискателя, выдачу лицензии установлена в пределах затрат, необходимых для проведения такой работы.
В связи с необходимостью принятия мер, направленных на прекращение практики неисполнения страховщиком обязательств по договорам страхования и защиты прав застрахованных внесены изменения, касающиеся обеспечения финансовой устойчивости страховщиков и гарантий их платежеспособности.
Страховой рынок занимает особое место на российском финансовом рынке. В связи с его развитием необходимо совершенствование системы надзора за страховой деятельностью, способной решать задачи связанные с регулированием страхования путем установления общих требований и правил предоставления страховых услуг, а также осуществлением контроля за деятельностью профессиональных участников страхования. Требование об усилении функций, связанных с осуществлением страхового надзора, вытекает из решений и договоренностей, достигнутых в рамках Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН), членом которой является Российская Федерация. При этом необходимо создание целостной системы предварительного, текущего и последующего контроля за профессиональными участниками страхового рынка. В этой связи в Закон внесены нормы, определяющие систему организации, основные функции, компетенцию государственного страхового надзора в Российской Федерации, а также вопросы координации деятельности с министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в плане методологии страхования, а также осуществления контроля за исполнением страхового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Директив ЕС в законопроекте предусмотрена специализация страховых организаций на: осуществляющих личное страхование, в первую очередь страхование жизни, и имущественное страхование. Такое разделение необходимо также в целях более жесткого контроля за деятельностью страховщиков, привлекающих средства населения на долгосрочной основе по страхованию жизни и пенсий. Данная мера будет способствовать развитию классических видов долгосрочного страхования жизни и пенсий, позволит обеспечить финансовую устойчивость страховщиков, осуществляющих эти виды, и выполнении ими в конечном счете обязательств перед страхователями и застрахованными.
Вступление в силу данного закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Принятие данного законопроекта не потребует отмены и изменения действующих законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации
Законопроект не требует дополнительного финансирования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации
В связи с данным законопроектом приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства, а также подлежащих признанию утративших силу, не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.