Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации"
Проект федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) разработан в соответствии с планом первоочередных мероприятий на 2001 - 2002 годы по реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.
При подготовке законопроекта учтены не противоречащие указанной Концепции положения Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", федеральных законов, регулирующих военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации, и других законов, регулирующих прохождение государственной службы.
Законопроектом определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, которую образуют три вида федеральной государственной службы (федеральная государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба) и государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации.
Законопроект состоит из четырех глав.
В главе 1 "Общие положения" государственная служба Российской Федерации определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, учрежденные конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В законопроекте даются определения федеральной государственной службы и ее видов, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Должности федеральной государственной службы разделены на три группы: должности федеральной государственной гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы. При этом понятия "должность федеральной государственной гражданской службы" и "должность правоохранительной службы", равно как и понятие "правоохранительная служба", вводятся в законодательство Российской Федерации впервые. В законопроекте определено, что государственным нанимателем для федеральных государственных служащих является Российская Федерация, для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
В главе 2 "Общие условия государственной службы" определены общие условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Законопроектом вводится понятие "контракт (служебный контракт)", заключаемый при поступлении гражданина на государственную службу.
В главе 2 закреплено также общее правило о включении в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида продолжительности государственной службы других видов, а также периодов замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных должностей в органах местного самоуправления на постоянной основе и должностей муниципальной службы.
Поскольку ведение реестра государственных служащих и учет их персональных данных относятся к числу общих вопросов, касающихся всех видов государственной службы, эти вопросы также отражены в законопроекте. При этом предусматривается ведение реестра государственных служащих в каждом отдельном государственном органе.
В главе 3 законопроекта "Система управления государственной службой Российской Федерации" определены цели создания системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне, источники финансирования федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. При этом законопроектом не предусматривается создание специального государственного органа по управлению государственной службы.
В главе 4 законопроекта устанавливается порядок вступления федерального закона в силу.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, дополнительных ассигнований из федерального бюджета на реализацию законопроекта не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.