Правительство Республики Марий Эл постановляет:
Внести в государственную программу Республики Марий Эл "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. N 398 "Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2030 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 19 декабря 2019 г., N 19122019040342; 15 марта 2021 г., N 15032021040083; 28 февраля 2022 г., N 28022022040076), следующие изменения:
а) позицию "Соисполнитель Государственной программы" паспорта Государственной программы изложить в следующей редакции:
б) позицию "Показатели (индикаторы) подпрограммы" паспорта подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" изложить в следующей редакции:
в) в паспорте подпрограммы 2 "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях":
позицию "Соисполнитель подпрограммы" изложить в следующей редакции:
позицию "Показатели (индикаторы) подпрограммы" изложить в следующей редакции:
г) раздел "Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий Республики Марий Эл" изложить в следующей редакции:
"Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий Республики Марий Эл
Приоритеты и цели государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий сформулированы в следующих основополагающих документах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р;
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;
Стратегия социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 г. N 12.
В соответствии с указанными выше правовыми актами основными направлениями государственной политики в сфере развития сельских территорий в Республике Марий Эл определены:
создание комфортных и экологически благоприятных условий проживания на сельских территориях;
обеспечение транспортной доступности сельских населенных пунктов, развитие телекоммуникационной, инженерной, социальной инфраструктур сельских территорий до современного уровня городских стандартов;
поддержка местных инициатив на основе принципа инициативного бюджетирования.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, численность населения Республики Марий Эл, проживающего в сельской местности, на начало 2022 года составляла 214,98 тыс. человек, или 32 процента от общей численности населения, из них 55,9 процента граждан трудоспособного возраста, 18 процентов - моложе трудоспособного возраста и 26,1 процента - старше трудоспособного возраста.
С 2012 по 2021 год наблюдается убыль численности сельского населения. За 11 лет численность сельского населения уменьшилась на 35,89 тыс. человек, или на 14,3 процента (с 250,87 тыс. человек в 2012 году до 214,98 тыс. человек в 2021 году).
На территории Республики Марий Эл наблюдается отток населения в другие субъекты Российской Федерации. В миграционном обмене с регионами России Республика Марий Эл является донором. В основном жители переезжают в г. Москву и Московскую область, Республику Татарстан, Нижегородскую область, Чувашскую Республику, г. Санкт-Петербург, Кировскую область. Среднегодовое значение по миграции населения в период с 2010 по 2020 год составляет 17 тыс. человек.
Тенденция снижения численности сельского населения является общероссийской проблемой. В связи с этим одной из важнейших задач является сохранение доли численности сельского населения в общей численности населения. Решение этой задачи возможно только при консолидации усилий всех органов исполнительной власти Республики Марий Эл, мероприятия государственных программ которых реализуются на сельских территориях и направлены на повышение уровня жизни и комфортности проживания сельского населения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 1689-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" отнесена к комплексным государственным программам.
Субъекты Российской Федерации разрабатывают аналогичные региональные государственные комплексные программы, отражающие сведения обо всех мероприятиях и результатах, направленных на развитие сельских территорий, в рамках всех отраслевых государственных программ субъектов Российской Федерации.
Эффективным механизмом работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл является проектный принцип работы, в том числе в части привлечения всех возможных источников финансирования.
Финансирование мероприятий, направленных на развитие сельских территорий, в Республике Марий Эл производится посредством государственной поддержки в рамках федеральных и региональных проектов, государственных программ Республики Марий Эл, муниципальных программ, республиканской адресной инвестиционной программы, индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл.
За период с 2014 по 2022 год общий объем финансирования мероприятий, направленных на развитие сельских территорий, составил 11 266 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 8 494 млн. рублей, республиканского бюджета - 1 855 млн. рублей, местных бюджетов - 444 млн. рублей, внебюджетных источников - 473 млн. рублей.
Из них объем средств, направленных на мероприятия государственных программ развития сельских территорий, реализуемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, составляет 2 297,53 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 237,3 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Марий Эл - 781,06 млн. рублей, местных бюджетов - 69,55 млн. рублей, внебюджетных источников - 209,62 млн. рублей. В рамках программных мероприятий за период с 2014 года введено в эксплуатацию более 16 тыс. кв. метров жилья на селе (социальные выплаты на строительство жилья получили 134 сельские семьи), построено порядка 100 км газовых сетей, 28 км водопроводных сетей, 75 км автомобильных дорог, реализовано 198 проектов благоустройства сельских территорий.
Исходя из основных направлений государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий, сформулированы следующие цели Государственной программы:
обеспечение комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий на сельских территориях;
содействие в привлечении высококвалифицированных специалистов и создание новых рабочих мест на сельских территориях;
активизация участия граждан в реализации проектов, направленных на решение приоритетных задач развития сельских территорий.
В основу Государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал. При грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения.
Для оценки состояния сельских территорий определены три основных показателя (индикатора) Государственной программы:
доля сельского населения в общей численности населения Республики Марий Эл;
соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.
Показатели (индикаторы) не имеют конкретной отраслевой принадлежности. Соответственно, выполнение указанных показателей возможно только при консолидации усилий всех органов исполнительной власти Республики Марий Эл, мероприятия государственных программ которых реализуются на сельских территориях и направлены на повышение уровня жизни и комфортности проживания сельского населения.
По показателю (индикатору) "Доля сельского населения в общей численности населения" на период 2023 - 2025 годов ставится задача ежегодного сохранения численности сельского населения на уровне не ниже 32,0 процента.
По показателю (индикатору) "Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств" значение 2021 года (96,91 процента) значительно отличается от значений предыдущих лет, что отражает статистическую выборку в 2021 году обследуемых домохозяйств в пригородных сельских зонах, нетипичных для всей республики. В связи с этим расчет значений показателя на период 2023 - 2025 годов произведен от базового значения 2020 года (75,9 процента).
По показателю (индикатору) "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" значения на период 2023 - 2025 годов планируются с ежегодным приростом в 1,5 процента.
Эффективное управление в сфере комплексного развития сельских территорий в Республике Марий Эл должно реализовываться с учетом определения основных направлений развития территории при софинансировании проектов за счет консолидации средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл, средств граждан, бизнес-структур и общественных организаций, на принципах обеспечения максимальной эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых на развитие сельских территорий, обеспечения доступности и адресности предоставляемых средств, а также соответствовать приоритетам, целям и задачам, обозначенным в Государственной программе.
Основные мероприятия, осуществляемые органами исполнительной власти Республики Марий Эл и муниципальными образованиями в Республике Марий Эл в рамках реализации Государственной программы, обеспечивают достижение ее целей и решение задач, учитывают специфику природно-экономических и социальных условий развития сельских территорий и выполняются на основе:
разработки, принятия и реализации государственных и муниципальных программ, направленных на развитие сельских территорий (далее - программы развития сельских территорий);
выполнения показателей (индикаторов) программ развития сельских территорий;
реализации иных программ или мероприятий муниципальных образований в Республике Марий Эл, обеспечивающих развитие сельских территорий на республиканском и муниципальном уровнях.
Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы, подпрограмм и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Перечень основных мероприятий Государственной программы указан в приложении N 2 к Государственной программе.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы отражены в приложении N 3 к Государственной программе.
Расходы Государственной программы формируются за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл, внебюджетных источников финансирования.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансовое обеспечение реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл представлено в приложениях N 4.1 и 4.2 к Государственной программе.
Прогнозная оценка расходов на реализацию целей Государственной программы приведена в приложениях N 5.1 и 5.2 к Государственной программе.
Реализация Государственной программы осуществляется в соответствии с планом реализации Государственной программы (приложение N 6 к Государственной программе).
Перечень объектов капитального строительства, реализуемых в рамках Государственной программы, приведен в приложении N 7 к Государственной программе.";
д) приложения N 1 - 2 к Государственной программе изложить в новой редакции (прилагаются).
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 января 2023 г. N 3 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. N 398"
Вступает в силу с 27 января 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 16 января 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 17 января 2023 г. N 1200202301170001