Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Мацко Ю.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Щербины В.А. (доверенность от 14.06.2011), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Транснефть-Сервис" (ИНН 2315140196, ОГРН 1072315011042), направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2011 (судья Хахалева Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 (судьи Винокур И.Г., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-1953/2011, установил следующее.
ЗАО "Транснефть-Сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительными требования инспекции от 01.12.2010 N 1 в части возврата в бюджет суммы процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 53 659 рублей, и требования от 13.12.2010 N 2 об уплате процентов в сумме 53 659 рублей в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса.
Решением суда от 10.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2011, требования общества удовлетворены. Суды пришли к выводу, что оснований для начисления и уплаты процентов не имеется в связи с отсутствием факта пользования бюджетными денежными средствами, поскольку в спорный период общество имело переплату по соответствующему КБК в сумме, превышающей излишне заявленный к возмещению НДС.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, в удовлетворении требований обществу - отказать. В кассационной жалобе инспекция указывает, что вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что при наличии переплаты в бюджете налогоплательщик, получив возмещенный ему в заявительном порядке НДС, не пользуется бюджетными денежными средствами, противоречит действующему законодательству. По мнению подателя жалобы, проценты начислены правомерно.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество 20.07.2010 подало в инспекцию налоговую декларацию по НДС за II квартал 2010 года с пакетом документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
Согласно указанной декларации подлежал возмещению НДС в сумме 156 502 725 рублей. Одновременно с налоговой декларацией заявителем представлена банковская гарантия от 15.07.2010 N Г-54/10, выданная ОАО "Собинбанк", и заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС.
Инспекцией 27.07.2010 принято решение N 1070 о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. Указанная сумма налога возмещена обществу путем перечисления его на расчетный счет.
Камеральной налоговой проверкой выявлены нарушения обществом законодательства о налогах и сборах, о чем составлен акт от 28.10.2010 N 32674. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение от 25.11.2010 N 62965 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно инспекция приняла решение от 25.11.2010 N 1 об отмене решения от 27.07.2010 N 1070 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в части 1 108 406 рублей, а также решение от 25.11.2010 N 1 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке от 27.07.2010 N 8880 в части 1 108 406 рублей.
Инспекция направила обществу требование от 01.12.2010 N 1 о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке 1 108 406 рублей НДС и 53 659 рублей начисленных на основании пункта 17 статьи 176.1 Кодекса процентов.
7 декабря 2010 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о зачете 1 108 406 рублей переплаты по НДС в счет задолженности по НДС согласно требованию от 01.12.2010 N 1. Инспекцией принято решение от 09.12.2010 N 46050 о зачете переплаты НДС в сумме 1 108 406 рублей. Извещением от 09.12.2010 N 40785-11-70/15752 общество уведомлено о принятом решении.
13 декабря 2010 года инспекция направила обществу требование N 2 об уплате в бюджет 53 659 рублей процентов, начисленных на излишне полученные (зачтенные) в заявительном порядке 1 108 406 рублей НДС.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обжаловало требования инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что с 26.05.2010 у общества образовалось 1 771 779 рублей переплаты в бюджет по соответствующему КБК и пришли к выводу, что оснований для начисления и уплаты процентов не имеется в связи с отсутствием факта пользования бюджетными денежными средствами.
Вывод судов об отсутствии факта пользования бюджетными денежными средствами является неправильным. Вместе с тем, данный вывод не привел к принятию неправильного по существу решения, поскольку оснований для начисления и уплаты процентов в данном случае не имеется.
При рассмотрении кассационной жалобы суд руководствовался следующим.
Налогоплательщики, уплачивающие НДС, вправе начиная с первого квартала 2010 года воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в соответствии со статьей 176.1 Кодекса. Заявительный порядок возмещения - это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий определенным критериям.
В силу пункта 7 статьи 176.1 Кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств. В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 Кодекса (в случае их уплаты)), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в случае если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 176.1 Кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, а также при превышении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке над суммами указанных недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению, возвращается налогоплательщику на основании решения налогового органа о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
Таким образом, размер суммы НДС, подлежащего возмещению, определяется налоговым органом исходя из сальдо всех расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 176.1 Кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 15 статьи 176.1 Кодекса в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 данной статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 16 статьи 176.1 Кодекса налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятых решениях, указанных в пунктах 14 и 15 данной статьи, в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Согласно пункту 17 статьи 176.1 Кодекса одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 данной статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке) (далее в данной статье - требование о возврате). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня: 1) фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога в заявительном порядке; 2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке - в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.
Таким образом, законодатель предусматривает наличие неблагоприятных правовых последствий несвоевременного возврата излишне полученных денежных средств, как на стороне налогоплательщика, так и на стороне налогового органа. При этом принципы такой ответственности не могут быть разными.
Возврат излишне полученных денежных средств производится в рамках налоговых правоотношений, путем вынесения решения налогового органа и последующего бесспорного взыскания сумм, указанных в требовании. Порядок вынесения решения и процедура бесспорного взыскания определены пунктами 14 - 23 статьи 176.1 Кодекса. Неправомерно возмещенный НДС налоговый орган вправе потребовать вернуть в рамках налоговых правоотношений.
Основанием для уплаты процентов является взятый на себя налогоплательщиком риск самостоятельного расчета НДС, в соответствующем заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса.
Начисление указанных процентов призвано компенсировать бюджету минимальные потери, возлагая на налогоплательщика риск ненадлежащего расчета возмещаемых сумм в виде уплаты процентов (исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что использование заявительного порядка возмещения является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Таким образом, законодатель стимулирует налогоплательщика к добросовестному и ответственному подходу к расчету сумм НДС, подлежащих возмещению в заявительном порядке.
Суд кассационной инстанции не принимает ссылку инспекции на статью 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" положения статьи 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Проценты, предусмотренные пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, начисляемые на подлежащие возврату налогоплательщиком в бюджет суммы излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке возмещения НДС, по своей правовой природе являются платой за пользование бюджетными денежными средствами, которая носит компенсационный характер. Начисление и взыскание указанных процентов производится в рамках налоговых правоотношений.
Наличие у налогоплательщика переплаты по НДС в бюджете в период пользования бюджетными средствами имеет правовое значение, поскольку наличие переплаты не приводит к возникновению финансовых потерь на стороне бюджета. Следовательно, если весь период пользования у налогоплательщика имелась переплата по НДС за спорный период, то проценты за пользование неправомерно возмещенным на основании статьи 176.1 Кодекса НДС начислению не подлежат.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что с 26.05.2010 у общества имелась переплата по НДС в сумме 1 771 779 рублей. Инспекция данное обстоятельство не оспаривает.
Таким образом, в связи с наличием у общества в период пользования бюджетными средствами переплаты по НДС за спорный период, проценты за пользование неправомерно возмещенным на основании статьи 176.1 Кодекса НДС начислению не подлежат.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права и подлежат отклонению. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 по делу N А32-1953/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проценты, предусмотренные пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, начисляемые на подлежащие возврату налогоплательщиком в бюджет суммы излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке возмещения НДС, по своей правовой природе являются платой за пользование бюджетными денежными средствами, которая носит компенсационный характер. Начисление и взыскание указанных процентов производится в рамках налоговых правоотношений.
Наличие у налогоплательщика переплаты по НДС в бюджете в период пользования бюджетными средствами имеет правовое значение, поскольку наличие переплаты не приводит к возникновению финансовых потерь на стороне бюджета. Следовательно, если весь период пользования у налогоплательщика имелась переплата по НДС за спорный период, то проценты за пользование неправомерно возмещенным на основании статьи 176.1 Кодекса НДС начислению не подлежат.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что с 26.05.2010 у общества имелась переплата по НДС в сумме 1 771 779 рублей. Инспекция данное обстоятельство не оспаривает.
Таким образом, в связи с наличием у общества в период пользования бюджетными средствами переплаты по НДС за спорный период, проценты за пользование неправомерно возмещенным на основании статьи 176.1 Кодекса НДС начислению не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф08-7274/11 по делу N А32-1953/2011