Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"
Продолжающийся динамичный процесс совершенствования законодательства Российской Федерации в рамках проводимых преобразований в экономической и иных сферах отношений требует решения достаточно широкого круга вопросов, в особенности, связанных с порядком приобретения соответствующего правового статуса субъектами правоотношений, от которого зависит объем их прав и обязанностей. При этом то, насколько правильно и обоснованно было обеспечено приобретение ими такого статуса, непосредственно отражается на реально складывающихся правоотношениях, законных интересах и правах заинтересованных лиц.
Абзац третий пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что предпринимательскую деятельность вправе осуществлять лица, зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательской деятельности в установленном федеральным законом порядке. Если в части юридических лиц вопрос о порядке их государственной регистрации решен Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", то в части индивидуальных предпринимателей до настоящего времени отсутствует единый подход к законодательному регулированию их государственной регистрации.
В частности, действуют принятые до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации Закон РСФСР от 7 декабря 1991 года N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", по существу не применяемый в связи с несоответствием его отдельных положений указанному Кодексу, и утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года, в соответствии с уже утратившим силу Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, которое также не учитывает многих положений вышеуказанного Кодекса и, по существу, не должно применяться в силу вышеназванного положения статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поэтому достаточно очевидна проблема, связанная с отсутствием необходимого правового регулирования отношений в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Гражданский кодекс Российской Федерации наряду с вышеуказанным положением статьи 2 непосредственно предусматривает принятие единственного федерального закона, связанного с вопросами государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, - федерального закона о государственной регистрации юридических лиц (статья 51). Принятие иного федерального закона в данной сфере правового регулирования названным Кодексом не предусмотрено. В связи с этим, а также с учетом пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения, связанные с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, должны регулироваться Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Это позволит обеспечить единство системы законодательства, определяющего порядок и процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также единство системы регистрирующих органов и соответствующего государственного реестра.
Поэтому законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", установив соответствующий порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых данным Федеральным законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения государственного реестра, - то есть предлагается создать единую систему государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку проведение государственной регистрации индивидуальных предпринимателей предусматривается осуществлять в рамках уже созданной системы государственной регистрации юридических лиц.
Перечень
законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"
Потребуется внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине", Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также признать утратившим силу Закон РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", что предусматривается реализовать отдельным проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР", внесенным одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.