Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей"
Осознание необходимости защиты права ребенка на жизнь уже до его рождения глубоко укоренено в исторических традициях России.
Соответствует это право и ратифицированным Россией международным документам. Так, согласно преамбуле Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 N 1559-1, Россия официально признала себя правопреемницей СССР) "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения".
В то же время в нашем обществе распространяется взгляд на аборт (искусственное прерывание беременности) как на обычную медицинскую процедуру, единственной отрицательной стороной которой может быть вред, нанесенный здоровью женщины. Вопрос о праве нерожденных детей на жизнь при этом практически остается вне внимания законодателя.
Предложенный законопроект ставит перед собой цель ликвидировать наиболее вопиющие недостатки действующего законодательства и подготовить общественное мнение к принятию более последовательных решений, направленных на защиту жизни нерожденных детей.
Вносимые в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" изменения ставят собой цель изъять из юридической практики России понятие "искусственное прерывание беременности по социальным показателям", которое по своей природе предполагает, что право на жизнь человека может быть поставлено в зависимость от материального положения людей и социальных факторов. Приводим Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 567 от 8 мая 1996 года:
1. Наличие инвалидности I - II группы у мужа
2. Смерть мужа во время беременности
3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы
4. Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными
5. Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав
6. Женщина, не состоящая в браке
7. Расторжение брака во время беременности
8. Беременность в результате изнасилования
9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире
10. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца
11. Многодетность (число детей 3 и более)
12. Наличие в семье ребенка инвалида
13. Доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона
Последовательное проведение такого взгляда может привести к лишению права на жизнь и других социально ущемленных граждан: больных, инвалидов, пожилых людей и.т.д.
Предусмотренный действующим законодательством аборт "по социальным показаниям" подталкивает к определенному выбору колеблющихся женщин, как бы снимая с них ответственность за принятие решения, санкционируя аборт авторитетом законодателя. Кроме того, аборты "по социальным показаниям" проводятся при сроке беременности до 22 недель.
Вносимые в Федеральный закон от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" изменения и дополнения предусматривают необходимость специальной маркировки контрацептивов абортивного действия, которая должна # возможность осознанного их выбора (или не выбора) потребителем, а также для ответственного принятия решения об их продаже продавцом.
Вносимые в Федеральный закон "О рекламе" изменения и дополнения запрещают рекламу абортов и контрацептивов абортивного действия, что не исключает помещения информации о них (не носящей рекламного характера) в специализированных медицинских изданиях. Запрет такого рода может быть обойден рекламой типа "Все виды гинекологических операций", однако сама необходимость избегать прямого упоминания об абортах создает в обществе отрицательное отношение к ним.
Внесение в Семейный кодекс Российской Федерации положения о том, что мужчина, уклоняющийся от действий, необходимых для положительного или отрицательного решения об установлении отцовства, может быть признан отцом ребенка, должна усилить осознание того, что ответственность за жизнь ребенка несут как мать, так и отец.
Внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей право медицинского работника отказаться от проведения аборта (за исключением по медицинским показаниям) в соответствии со своими убеждениями, подчеркивает, что беременность - не болезнь, а аборт - не медицинская операция, необходимая для оказания помощи больному.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей" подлежит
отмене Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 567 "Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности",
изменению Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 242 от 11 июня 1996 года "О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных # на защиту жизни нерожденных детей"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных # на защиту жизни нерожденных детей" расходов из Федерального бюджета не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.