Заключение Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 сентября 2002 г. N 325-11/63
"По проекту федерального закона N 202990-3 "Об электроэнергетике", внесенному Правительством Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об электроэнергетике" доработан Правительством Российской Федерации в соответствии с решениями совместной трехсторонней рабочей группы по выработке согласованных вариантов проектов федеральных законов, касающихся государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и реформирования электроэнергетики, созданной Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2002 года.
Он содержит правовые нормы, обеспечивающие реформирование электроэнергетики и ее функционирование после реформирования в соответствии с Основными направлениями реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526.
Законопроект устанавливает, что электроэнергетика является частью федеральных энергетических систем, отнесенных в соответствии со статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, и что принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, осуществляет Правительство РФ. Эта базовая норма позволяет на федеральном уровне регулировать все взаимоотношения в электроэнергетике и запрещает органам власти субъектов федерации и органам власти местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики.
В законопроекте устанавливаются общие принципы организации хозяйственных отношений и основы федеральной политики в сфере электроэнергетики. В число этих принципов входят такие основополагающие принципы как "технологическое единство электроэнергетики РФ" и "обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики". Кроме того, в число принципов включены такие принципы, как "использование рыночных отношений и конкуренции в качестве основного инструмента формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию" и "недопущение избыточного государственного вмешательства в деятельность субъектов электроэнергетики".
В законопроекте кроме понятия "Единая энергетическая система России" вводится новое понятие - "Единая национальная электрическая сеть" (ЕНЭС). Установлены основные критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной электрической сети. Собственники объектов, входящих в ЕНЭС, частично ограничиваются в своих правах. В законопроекте установлено, что создается новая "Организация по управлению ЕНЭС", которая является открытым акционерным обществом
Установлено, что не менее 52 процента # ее акций должно принадлежать Российской Федерации, хотя более целесообразно было бы установить норму 75% плюс одна акция.
В законопроекте устанавливается, что регулирование инвестиционной деятельности Организации по управлению ЕНЭС осуществляется федеральным органом исполнительной власти, т.е. практически так же, как регулируется эта деятельность в настоящее время для РАО "ЕЭС России".
Большое внимание уделено в законопроекте оперативно-диспетчерскому управлению - одному из важнейших элементов надежного энергоснабжения потребителей.
Верхним уровнем иерархии оперативно-диспетчерского управления установлена новая организация - Системный оператор Единой энергетической системы России, являющееся # открытым акционерным обществом.
Установлено, что не менее 52 процента # его акций принадлежит Российской Федерации, хотя более целесообразно было бы установить норму 75% плюс одна акция. Законопроектом установлена очень важная норма - право выдачи системным оператором субъектам электроэнергетики, находящимся в любой собственности, обязательных для исполнения оперативно-диспетчерских команд.
В законопроекте очень подробно регламентированы федеральные полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике и полномочия субъектов федерации.
В проекте закона регламентируются не решенные в настоящее время вопросы доступа к электрическим сетям новых потребителей, что позволит ликвидировать существующий произвол в этом вопросе.
Установлена норма, запрещающая веерные отключения, а также норма, предоставляющая Правительству Российской Федерации право утверждать для отдельных групп потребителей особый порядок их отключения, и даны основные принципы и условия, которые должны содержаться в указанном особом порядке.
В законе устанавливается, что основой инвестиционной политики государства в электроэнергетике является содействие привлечению частных инвестиций посредством формирования благоприятного инвестиционного климата, однако отсутствуют какие-либо правовые нормы, обеспечивающие этот принцип. Кроме того, отсутствуют какие-либо нормы по бюджетному финансированию развития ЕЭС, хотя бюджетные средства могут являться, и являются в настоящее время, одним из источников финансирования.
Большая часть законопроекта посвящена законодательному регулированию оптового и розничного рынков электроэнергии. Установлено, что цена на электрическую энергию для покупателей оптового рынка складывается под воздействия спроса и предложения и определяется по результатам сопоставления ценовых заявок поставщиков и покупателей электроэнергии, т.е. без прямого государственного воздействия.
Установлено также, что при заключении прямых договоров между поставщиками и потребителями цена на электроэнергию в таком договоре определяется его участниками самостоятельно. Правила оптового рынка утверждаются Правительством Российской Федерации.
В законопроекте введено новое понятие - "гарантирующий поставщик". Это специализированная энергосбытовая организация, обязанная заключить договор о поставке электроэнергии с любым обратившимся к ней потребителем, если этот потребитель не может или не хочет заключить договор с энергосбытовой организацией. Кроме того, введено понятие "энергосбытовая организация" вместо применяемого в Гражданском кодексе понятия "энергоснабжающая организация". Таким образом, предлагается организовать розничный рынок в сфере сбыта электроэнергии.
В части ценообразования на розничных рынках в проекте закона установлено, что регулируются только сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, а тарифы на электроэнергию, поставляемую потребителям энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, не подлежат государственному регулированию. Приведенные в финансово-экономическом обосновании проекта закона расчеты показывают, что ожидаемый рост цен на электроэнергию при ликвидации государственного регулирования составит примерно 60%.
В законопроекте отсутствуют ряд статей и норм, которые было бы целесообразно в нем иметь. Так, отсутствуют нормы надежности энергоснабжения конечных потребителей, в которых устанавливались бы государственные стандарты надежности и группы неотключаемых потребителей; отсутствуют нормы, обеспечивающие государственное регулирование инвестиционной деятельности в электроэнергетике; вопросы нетрадиционной электроэнергетики.
В части теплоснабжения и функционирования ТЭЦ, особенно в условиях ликвидации вертикально-интегрированных региональных энергокомпаний, в законопроекте делается ссылка, что правовое регулирование этой сферы осуществляется иными законами и правовыми актами, которых еще нет.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный проект федерального закона в первом чтении с последующей доработкой во втором чтении.
Председатель Комитета |
В.С.Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.