Временные правила определения очередности перевозок грузов
(приложение к протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 27 декабря 2022 г. N 102)
I. Общие положения
1. Настоящие Временные правила устанавливают основные принципы очередности перевозок грузов и особенности рассмотрения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее - заявка на перевозку грузов), применяемые в ОАО "РЖД" на время приостановки действия Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710 (далее - ПНД).
II. Порядок определения очередности перевозок грузов
2. При рассмотрении заявок на перевозку грузов и осуществлении перевозок учитывается следующая очередность перевозок грузов:
1-я очередь - перевозки грузов, приоритетность которых определена федеральными законами (воинские, специальные и иные);
2-я очередь - перевозки грузов с целью обеспечения субъектов Российской Федерации, пострадавших от стихийных бедствий (на основании отдельных указов, распоряжений Президента Российской Федерации или постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации);
3-я очередь - перевозки грузов на основании отдельных указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
4-я очередь - перевозки грузов, в отношении производства и (или) перевозки которых предоставляются субсидии в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации;
5-я очередь - перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, а также экспортные перевозки сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, несырьевых грузов, зерновых и продовольственных грузов в следующем порядке:
а) грузы во внутригосударственном сообщении в следующем порядке:
- грузы для нужд Минобороны России, ФСБ России, Ведомственной охраны, МВД России, МЧС России (не относящиеся к воинским и специальным перевозкам), перечень которых определяется ежемесячно за 10 дней до начала планируемого месяца перевозки на основе писем (обращений) указанных федеральных органов исполнительной власти (организаций) или соответствующего наименования грузоотправителя в заявке на перевозку грузов;
- социально значимые грузы, перечень которых определяется в соответствии с перечнем групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. N 497-р;
- грузы, перевозимые в адреса предприятий ЖКХ и энергетики, перечень которых определяется ежемесячно за 10 дней до начала планируемого месяца по информации Минстроя России и Минэнерго России в виде данных о планируемых объемах перевозок на планируемый месяц в разрезе: станция отправления, грузоотправитель, груз, станция назначения, грузополучатель, а также остатков на складах на дату передачи информации или соответствующего признака в заявке на перевозку грузов;
- грузы для посевной кампании, перечень грузов определяется на основе перечня, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или соответствующего признака в заявке на перевозку грузов;
- грузы, перевозимые в соответствии с заключенными согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) долгосрочными договорами об организации перевозок грузов;
- грузы, перевозимые в адреса предприятий непрерывного производства (непрерывно действующих организаций, организаций, имеющих оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса)*;
- грузы, перевозимые в рамках реализации государственных программ и национальных проектов, в соответствии с информацией, указанной грузоотправителем в заявке на перевозку грузов;
б) экспортные сырьевые энергетические грузы, перевозимые в специализированном подвижном составе;
в) грузы, требующие высокой скорости и надежности доставки в следующем порядке:
- грузы, отправляемые во внутригосударственном сообщении в рамках предоставления услуг по перевозкам грузов по расписанию, грузовые экспрессы (груз перевозится в рамках соответствующего договора);
- грузы, следующие в составе контейнерных поездов во внутригосударственном и экспортно-импортном сообщениях;
г) иные грузы, перевозимые во внутригосударственном сообщении;
д) экспортные несырьевые грузы;
е) экспортные зерновые грузы;
ж) экспортные продовольственные грузы;
з) экспортные сырьевые неэнергетические грузы;
и) транзитные контейнерные грузы, за исключением следующих с/на территорию иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, Российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
6-я очередь - экспортные перевозки сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе, заявляемые грузоотправителями, осуществляющими добычу и/или переработку угля на угольных обогатительных предприятиях (фабриках) (на основании данных Минэнерго России), в следующем порядке:
6.1 экспорт угля каменного с предприятий и/или железнодорожных станций, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, на период приостановления действии ПНД, в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации параметрами (формирование плана экспортных перевозок осуществляется в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Временным правилам);
6.2 экспорт угля каменного с кодами ЕТСНГ 161043, 161132, 161147, 161151, 161166 и 161016 в следующей очередности:
а) с предприятий и/или железнодорожных станций, расположенных на территории, Республики Хакасия, Республики Бурятия и Республики Тыва;
б) остальные экспортные перевозки угля каменного;
6.3 экспорт прочих сырьевых энергетических грузов в следующей очередности:
а) с предприятий и/или железнодорожных станций, расположенных на территории, Республики Хакасия, Республики Бурятия и Республики Тыва;
б) остальные экспортные перевозки прочих сырьевых энергетических грузов.
7-я очередь - иные перевозки грузов.
3. Очередность перевозок грузов внутри 5 и 6 очередей, в том числе на отдельных направлениях, может быть изменена ОАО "РЖД" в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, охраны природы и культурных ценностей, с обязательным уведомлением Минтранса России и ФАС России (в ФАС России предоставляется вместе с отчетом, направляемым в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил).
III. Особенности рассмотрения заявок на перевозку грузов с учетом очередности
4. Заявки на перевозку угля каменного, рассматриваются и согласовываются отдельно по каждому коду груза ЕТСНГ - в соответствии с предусмотренной настоящими Правилами очередностью.
5. Перевозка порожних грузовых вагонов под погрузку грузов осуществляется с учетом необходимости обеспечения очередности перевозок грузов.
IV. Особенности подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов
6. ОАО "РЖД" осуществляет определение пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) и расчет загруженности элементов инфраструктуры в соответствии с Методикой определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденной приказом Минтранса России от 18 июля 2018 г. N 266 (далее - Методика) с учетом ограничений в эксплуатационной работе.
7. ОАО "РЖД" определяет, что перевозка груза осуществляется по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью при условии, если в течение календарного месяца объемы заявок на перевозку грузов, соответствующие перерабатывающей способности станции отправления и станции назначения, превышают пропускную и провозную способность инфраструктуры (включая станции отправления и назначения), определенную по Методике с учетом ограничений в эксплуатационной работе.
ОАО "РЖД" размещает информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о конкретном направлении движения поездов по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью до 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлены ограничения пропускной способности инфраструктуры.
8. ОАО "РЖД" устанавливает факт, что конкретное направление движения поездов перестало быть инфраструктурой с ограниченной пропускной способностью, когда в течение календарного месяца объемы заявок на перевозку грузов не превышают пропускную и провозную способность инфраструктуры (включая станции отправления и назначения), определенную по Методике с учетом ограничений в эксплуатационной работе, о чем ОАО "РЖД" размещает информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором объемы заявок на перевозку грузов не превышали пропускную и провозную способность инфраструктуры.
9. Если перевозка груза по заявке осуществляется по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью, грузоотправитель направляет заявку на перевозку грузов ОАО "РЖД" до 15 числа месяца, предшествующего календарному месяцу, в котором планируется перевозка груза, со сроком действия не более чем календарный месяц (основной объем).
10. Доступ к информации по заявке на перевозку грузов имеют ОАО "РЖД", грузоотправитель, а также лица, осуществляющие согласование заявки на перевозку грузов.
11. ОАО "РЖД" осуществляет хранение заявки на перевозку грузов и документов, имеющих отношение к рассмотрению заявки на перевозку грузов, в течение одного года.
Данные в информационных системах ОАО "РЖД" о заявке на перевозку грузов хранятся в течение трех лет.
12. ОАО "РЖД" осуществляет проверку заявки на возможность осуществления перевозки с учетом Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 6 сентября 2010 г. N 192 (далее - Перечень критериев).
При перевозке в адрес припортовых станций каждую заявку на перевозку грузов в информационной системе ОАО "РЖД" (в случае подключения к АС ЭТРАН) согласовывает со своей стороны оператор морского терминала, участвующий в перевозочном процессе. Если за 5 дней до начала планируемого месяца перевозки оператор морского терминала не предоставил согласие или мотивированный отказ, то заявка на перевозку грузов принимает статус - "отклонена". В случае отсутствия подключения оператора морского терминала к информационной системе ОАО "РЖД" (АС ЭТРАН), согласование происходит на бумажном носителе. При отказе в согласовании со стороны оператора морского терминала заявка на перевозку грузов отклоняется в соответствии с п. 3 Перечня критериев.
13. Рассмотрение ОАО "РЖД" заявки на перевозку груза по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью осуществляется после окончания срока подачи заявок на перевозку грузов, установленного пунктом 9 настоящего документа.
14. После регистрации ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью, осуществляется ранжирование заявок на перевозку грузов в соответствии с очередностью, установленной разделом II настоящих Правил, с присвоением номера очереди с целью их рассмотрения.
Все заявки на перевозку грузов, поданные в сроки, установленные пунктом 9 настоящих Правил, независимо от времени подачи заявки, рассматриваются ОАО "РЖД" в рамках своей очереди и имеют одинаковый приоритет в рамках очереди.
Рассмотрение каждой очереди осуществляется поэтапно, переход от очереди к очереди осуществляется только после полного рассмотрения заявок на перевозку грузов предшествующей очереди.
Согласование ОАО "РЖД" заявок на перевозку грузов в рамках очереди, в которой полное удовлетворение заявок на перевозку грузов невозможно в связи с ограничениями пропускной и провозной способности инфраструктуры, осуществляется пропорционально заявленным объемам перевозки грузов (за исключением контейнерных поездов).
В случае недостаточности пропускной способности инфраструктуры планирование контейнерных перевозок осуществляется с учетом сохранения технологии формирования и отправления полносоставных контейнерных поездов, требующей высокой скорости доставки.
В случаях невозможности одновременного удовлетворения заявок на перевозку контейнерного поезда на направлении с ограниченной пропускной способностью инфраструктуры, рассмотрение и согласование заявок осуществляется по мере их поступления от грузоотправителей (в рамках сроков, установленных пунктом 9 настоящих Временных правил).
Заявка на перевозку грузов, поданная после сроков, установленных пунктом 9 настоящих Правил (дополнительный объем), ОАО "РЖД" рассматривается в случае наличия (появления) возможности для перевозки груза (высвобождения пропускной способности инфраструктуры), в связи с отказом грузоотправителей по согласованным ранее заявкам (прием дополнительного объема перевозок). Заявка на перевозку грузов на дополнительный объем рассматривается ОАО "РЖД" по алгоритму, аналогичному рассмотрению заявок на перевозку грузов на основной объем.
15. ОАО "РЖД" при невозможности согласовать заявку на перевозку грузов (частично или в полном объеме), направляет при возможности осуществить перевозку с изменением ее параметров грузоотправителю предложение по корректировке параметров предъявления груза к перевозке.
16. В случае отсутствия пропускных и провозных способностей инфраструктуры и невозможностью осуществить перевозку груза по причине проведения плановых работ по ремонту и реконструкции инфраструктуры по маршрутам следования грузов, ОАО "РЖД" предлагает грузоотправителю изменение таких параметров поданной заявки, как график подачи и объемы грузов. При несогласии грузоотправителя с предложенной корректировкой, для рассмотрения грузоотправителю в соответствии с пунктом 16 приказа Минтранса России от 21.12.2009 N 245 "Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог" предлагается иной маршрут следования грузов (при наличии иных маршрутов следования - в полном объеме или в части, далее - маршрут).
Расчет маршрутов осуществляется перевозчиком исходя из возможности доставки грузов на станцию назначения исходя из пропускных и провозных способностей инфраструктуры. При этом последовательно рассматриваются маршруты, начиная с маршрутов с наименьшим расстоянием. Поиск маршрута выполняется в следующем порядке:
- в соответствии с пропускными и провозными способностями инфраструктуры формируется перечень возможных маршрутов, позволяющих перевести отправку;
- получившийся перечень сортируется по возрастанию фактической длины маршрута;
- последовательно, по возрастанию общего фактического расстояния перевозки, выполняется поиск маршрута из перечня, по которому возможно пропустить по инфраструктуре с учётом загрузки на дату отправления;
- результатом является определенный маршрут с минимальным из возможных к реализации расстоянием, который запоминается в виде перечня станций маршрута по направлению следования отправки в качестве результата.
В этом случае заявка на перевозку грузов возвращается грузоотправителю с предложением "согласовать перевозку всего объема по иному маршруту", либо "отказаться от предлагаемых вариантов" (в этом случае заявка на перевозку грузов с текущими параметрами автоматически отклоняется ОАО "РЖД"). Если грузоотправитель в течение 2-х суток не принимает решение по маршруту перевозки, заявка на перевозку грузов автоматически отклоняется. На период согласования объем резервируется за грузоотправителем.
При согласии грузоотправителя с рассчитанным маршрутом, заявка на перевозку грузов принимает статус "согласована по иному маршруту". Результаты расчетов маршрута передаются в производственные системы для организации исполнения.
17. При несогласии грузоотправителя с предлагаемыми по итогам рассмотрения инфраструктурных возможностей вариантами ее реализации заявка на перевозку грузов получает статус "отклонена" и с соответствующей отметкой возвращается грузоотправителю.
18. При исполнении заявки, в целях уточнения фактических объемов предъявляемого груза, заявленного в согласованной заявке на перевозку грузов, грузоотправитель подает суточный клиентский план погрузки.
На период действия согласованной заявки на перевозку грузоотправителем может быть изменен запланированный график предъявления груза. С помощью суточного клиентского плана погрузки (автоматизированный механизм корректировки графика подач) грузоотправитель может подтверждать объем отгружаемой продукции для оперативной оценки возможности приёма груза ранее согласованного в заявке на перевозку или восполнения пропущенных дат графика подач с целью эффективного использования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
19. ОАО "РЖД" вправе отказать в согласовании заявки на перевозку грузов в случаях, установленных статьей 11 Устава, в том числе при отсутствии технических и технологических возможностей осуществления перевозки на основании Перечня критериев.
20. ОАО "РЖД" при рассмотрении заявки на перевозку грузов учитываются перерабатывающие способности и вместимость железнодорожных путей необщего пользования, мест общего и необщего пользования на железнодорожной станции отправления и назначения груза, предусмотренные соответствующими договорами с пользователями услуг железнодорожного транспорта.
ОАО "РЖД" доводит до сведения грузоотправителей информацию о результатах рассмотрения заявок на перевозку грузов в электронном виде не позднее чем за 3 дня до начала календарного месяца, в котором планируется перевозка груза.
Заявка на перевозку грузов в случае отказа в ее согласовании возвращается грузоотправителю в электронном виде с указанием причин отказа.
21. ОАО "РЖД" ежемесячно направляет в ФАС России отчет о структуре спроса на перевозку грузов по каждому направлению движения поездов по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью по форме согласно Приложению N 2 к настоящим Временным правилам.
______________________________
* Терминология использовалась ранее в рамках Указов Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, которыми были установлены меры по противодействию распространения коронавирусной инфекции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные правила определения очередности перевозок грузов (приложение к протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 27 декабря 2022 г. N 102)
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения, утвержденные решением правления ОАО "РЖД" от 27 декабря 2022 г. (протокол N 102)
Изменения вступают в силу с 27 марта 2023 г.