Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2022 г. N 5-КАД22-39-К2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловой Е.Н. на решение Московского городского суда от 24 мая 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 г. по административному делу N За-390/2021 по административному исковому заявлению Орловой Е.Н. и общества с ограниченной ответственностью "ФОРТ ЭДЕЛЬВЕЙС" о признании недействующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей административного истца Бедарева А.А., Горелова А.С., представителей Правительства Москвы Стренцель Д.А., Тетериной Е.В., представителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Стренцель Д.А. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
согласно проекту межевания территории квартала района ..., ограниченного ... улицей, ... переулком, улицей ..., переулком (N ...), утвержденному распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20 января 2016 г. N 769, по адресу: г. ... - определен участок N площадью 0,038 га. Из приложенных к проекту чертежей следует, что на участке N ... расположены земельный участок с кадастровым номером ... площадью 200 кв. м, имеющий вид разрешенного использования "для эксплуатации административных организаций", и дополняющий его земельный участок с кадастровым номером ... площадью 150+/-4 кв. м, имеющий вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером площадью 521,7 кв. м, расположенное по адресу: г. ..., находится на указанных выше земельных участках.
С 2016 г. по договору купли-продажи от 27 апреля 2016 г. нежилое здание и земельный участок с кадастровым номером как единый имущественный комплекс переданы в собственность ООО "ФОРТ ЭДЕЛЬВЕЙС". С 5 февраля 2020 г. право собственности на здание и земельный участок перешло Орловой Е.Н.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http:/www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 г. и последующие налоговые периоды.
В Перечни на 2019 г., 2020 г., 2021 г. включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: г. ..., поскольку вид разрешенного использования одного из земельных участков, на которых расположено указанное здание, позволяет отнести его к земельным участкам, предназначенным для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Орлова Е.Н. и ООО "ФОРТ ЭДЕЛЬВЕЙС" обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействущими данных пунктов Перечней, мотивируя тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378 2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Решением Московского городского суда от 24 мая 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 г., в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, Орлова Е.Н. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378 2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (часть 3 статьи 378 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого нормативного правового акта, суды исходили из того, что, поскольку один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено капитальное строение, допускает размещение здания для осуществления деловой и коммерческой деятельности, в том числе размещение офисов, включение в Перечни данного объекта недвижимости для целей налогообложения в порядке статьи 378 2 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
С таким формальным подходом к рассмотрению настоящего дела Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться ввиду следующего.
Судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела не учтено, что разрешенное использование земельного участка, с которым законодатель связывает возможность включения в Перечни объекта недвижимости, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являясь характеристикой правового режима земельного участка, определяется в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 8 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (в редакции от 1 апреля 2015 г.) земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, названным законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков (часть 1). Основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договоры аренды. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (часть 1.1).
При предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка (часть 2). Фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости (часть 2.1).
Установление федеральным законодателем вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в качестве условия для признания здания как административно-делового центра при включении его в Перечни для целей налогообложения предполагает, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, подлежащее включению в Перечни, является актуальным, достоверным, отвечающим требованиям ясности и определенности.
Исходя из материалов дела виды разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)", присвоенные земельному участку с кадастровым номером распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12 января 2017 г. N 317, то есть после вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, однозначно не предполагают отнесение объектов к административно-деловому центру, что не отвечает требованиям правовой определенности.
На правовую неопределенность установления вида разрешенного использования земельного участка указывает и то обстоятельство, что нежилое здание общей площадью 521,7 кв. м. находится одновременно на двух земельных участках, при этом на земельном участке с кадастровым номером... расположено лишь 4,56 процента от общей площади нежилого здания, принадлежащего административному истцу.
Относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих либо опровергающих факт использования в налоговый период не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, административным ответчиком в суд первой инстанции не представлено.
Судом первой инстанции при исследовании доказательств фактического использования здания установлено, что вся площадь помещений в здании, расположенном по адресу: г. ..., передана в 7 аренду ИП Л. по договору от 22 июля 2019 г. для размещения учебного центра сроком на 3 года.
Исходя из вышеперечисленного с учетом того, что земельный участок площадью 200 кв. м с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования "эксплуатация административных организаций", что не тождественно виду "эксплуатация в целях делового, административного или коммерческого назначения", основания для включения в Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером для целей налогообложения в порядке статьи 378 2 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 24 мая 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 г. отменить.
Административное исковое заявление Орловой Е.Н. и общества с ограниченной ответственностью "ФОРТ ЭДЕЛЬВЕЙС" удовлетворить.
Признать недействующими отдельные положения приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство города полагает, что здание, расположенное на участке, имеющем вид разрешенного использования "для эксплуатации административных организаций", правомерно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Правительства города необоснованной.
Указанный вид разрешенного использования однозначно не предполагает отнесение объектов к административно-деловому центру и не тождественен виду использования "эксплуатация в целях делового, административного или коммерческого назначения".
При этом здание находится одновременно на двух земельных участках, и на спорном участке расположена лишь очень незначительная часть общей площади здания.
Доказательств, достоверно подтверждающих использование не менее 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не представлено. Напротив, установлено, что вся площадь помещений в здании передана в аренду ИП для размещения учебного центра.
Суд пришел к выводу, что здание неправомерно включено в Перечень.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2022 г. N 5-КАД22-39-К2
Опубликование:
-