Заключение Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 сентября 2002 г. N 3.25-11/63 "По проекту федерального закона N 183327-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об электроэнергетике" доработан Правительством Российской Федерации в соответствии с решениями совместной трехсторонней рабочей группы по выработке согласованных вариантов проектов федеральных законов, касающихся государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и реформирования электроэнергетики, созданной Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2002 года.
Законопроект направлен на создание правового поля, дающего возможность постепенно заменить государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в сферах, где это возможно, на рыночное (конкурентное) ценообразование (в сфере производства электроэнергии и в сфере ее сбыта). Проект закона вносит существенные изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Основные из них - следующие:
- Вводится возможность продажи производителями на оптовом рынке электроэнергии определенной части электроэнергии по нерегулируемым ценам. Предельный объем продажи по нерегулируемым ценам устанавливается Правительством РФ;
- Вводится возможность поставки электрической энергии потребителям энергоснабжающими организациями по нерегулируемым ценам, причем в проекте закона не предусмотрено установление каким-либо органом предельного объема поставки электроэнергии потребителям по нерегулируемым ценам;
- Устанавливается государственное регулирование сбытовых надбавок организациям, осуществляющим сбыт электрической энергии потребителям;
- Устанавливается государственное регулирование тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению;
- Понятие "Федеральная энергетическая комиссия" заменяется понятием "федеральный орган исполнительной власти";
- Исключается часть существующих полномочий субъектов Федерации и, соответственно, региональных энергетических комиссий в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. В ведении субъектов Федерации сохраняется: регулирование части тарифов на тепловую энергию; установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков; установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям. Остальные функции региональных энергетических комиссий передаются федеральному органу исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В законопроекте введен новый термин "цена на электрическую энергию", однако в понятийном аппарате этот термин не определен, т.е. не ясно чем отличается "тариф" от цены.
Следует отметить, что в представленном законопроекте не учтено принятое Государственной Думой 27 июня 2002 года во втором чтении изменение статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривающее, что тарифы устанавливаются ежегодно до принятия бюджета.
По мнению Правового Управления Государственной Думы исключение из действующего закона нормы, предусматривающей, что для организаций, находящихся в муниципальной собственности, тарифы устанавливаются органами местного самоуправления, противоречит статье 31 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный проект федерального закона в первом чтении с последующей доработкой во втором чтении.
Председатель Комитета |
В.С.Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.