Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства финансов Тульской области
от 16 ноября 2022 г. N 149
Изменения и дополнения,
которые вносятся в приказ министерства финансов
Тульской области от 18 июля 2014 г. N 79 "Об утверждении
Методических рекомендаций по ведению заказчиками
Тульской области претензионной и исковой работы в
рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии
с Федеральным законом от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
1. Разделы 3, 4, 5 приложения N 1 к приказу изложить в новой редакции:
"3. Организация претензионной и исковой работы
3.1. Руководитель заказчика приказом определяет должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за ведение претензионной и исковой работы. Обязанности лица, связанные с осуществлением претензионной и исковой работы должны быть отражены в должностном регламенте (должностной инструкции). Вышеназванные обязанности возлагаются преимущественно на лиц, имеющих высшее профессиональное образование по специальностям, предусмотренным направлением подготовки "Юриспруденция", удостоверенное дипломом государственного образца, либо лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в указанной сфере.
Судебное представительство могут осуществлять исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
В случае отсутствия в штате заказчика специалиста в области юриспруденции, органу исполнительной власти, являющемуся главным распорядителем бюджетных средств по отношению к такому заказчику, необходимо обеспечить надлежащее ведение претензионной и исковой работы в таких учреждениях.
3.2. Система контроля за исполнением условий контракта должна в полной мере обеспечивать возможность оперативного и надлежащего реагирования заказчика на нарушение условий контракта контрагентом, в том числе, своевременную регистрацию и документирование фактов выявленных нарушений, направление претензий и иное урегулирование спорных ситуаций.
3.3. Должностному лицу заказчика, ответственному за исполнение контракта, рекомендуется организовать непрерывный контроль за исполнением контрагентами условий контракта, в частности:
соблюдением сроков исполнения условий контракта - сроком начала исполнения контракта, в том числе этапов его исполнения (при наличии этапов в контракте), сроков окончании исполнения своих обязательств по контракту;
соблюдением условий об объеме (количество и комплектность) и качестве поставляемых по контракту товаров. При этом необходимо обращать внимание на точное соблюдение контрагентом требований заявки на поставку, спецификации и т.п. документов, согласно описанию объекта закупки по конкретному контракту;
соблюдением контрагентом условий об объеме, составе и качестве выполняемых работ (оказываемых услуг). При этом необходимо осуществлять контроль за количеством и качеством используемых или поставляемых при выполнении работ (оказании услуг) товаров, материалов, оборудования и т.п., согласно описанию объекта закупки по контракту;
соблюдением контрагентом иных условий контракта.
В случае выявления нарушений требуется незамедлительно сообщить лицу, ответственному за ведение претензионной и исковой работы, о возникших в ходе исполнения контракта нарушениях.
3.4. Фактом нарушения условий контракта и, соответственно, основанием для направления претензии заказчиком является любое нарушение условий контракта контрагентом, ставящее под угрозу достижение конечного результата исполнения контракта, а именно:
нарушение сроков начала и/или окончания исполнения по контракту, в том числе по каждому этапу (при их наличии);
нарушение объема (количества и комплектности), качества поставляемых по контракту товаров, либо объема, состава и качества выполняемых работ (оказываемых услуг) по контракту, а также количества и качества используемых или поставляемых при выполнении работ (оказании услуг) товаров, материалов, оборудования и т.п.;
нарушение установленных заказчиком сроков устранения недостатков поставленного товара (результатов выполненных работ, оказанных услуг), выявленных заказчиком;
иные нарушения условий контракта со стороны контрагента, ставящие под угрозу достижение целей исполнения контракта.
4. Документальное оформление фактов неисполнения
или ненадлежащего исполнения и/или просрочки
исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
обязательства, предусмотренного контрактом
4.1. Принципиально важным моментом в организации претензионной и исковой работы является надлежащее документальное оформление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения, и/или просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом.
Заказчиком для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, может создаваться приемочная комиссия, а также утверждаться порядок приемки товаров (работ, услуг) по контрактам. Выполнение данного условия позволяет надлежащим образом оформить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения, и/или просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом.
От качества документирования нарушений условий контрактов зависит результат направления претензии, а в последующем и рассмотрения искового заявления в суде.
4.2. Действия по документальному оформлению указанных фактов при их выявлении, как правило, осуществляются:
при осуществлении контроля за соблюдением сроков исполнения контракта;
при осуществлении приемки поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по контракту.
4.3. При выявлении факта просрочки исполнения условий контракта (этапов его исполнения), должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за исполнение контракта:
сообщает лицу, ответственному за ведение претензионной и исковой работы, в день, следующий за днем, с которого обязательство по контракту считается просроченным контрагентом, информацию о выявленном факте нарушения;
о принимает меры по оформлению заключения (акта) о выявленном факте просрочки (со ссылками на соответствующие положения контракта, с указанием реквизитов и предмета контракта, наименования и реквизитов заказчика и контрагента, контрольных дат (срока допущенной просрочки);
совместно с лицом, ответственным за ведение претензионной и исковой работы, составляет претензию в адрес контрагента с требованием устранить нарушение сроков исполнения контракта (его этапов) и добровольно перечислить денежные средства на счет заказчика в счет неустойки (пени). Обязательным приложением к претензии является копия заключения (акта) о выявленном факте просрочки. Срок устранения нарушений и перечисления денежных средств устанавливается с учётом минимальных разумно допустимых сроков и с учётом особенностей контрагента. Рекомендуется рассматривать в качестве минимального срока 10 рабочих дней;
в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением контрагентом условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) путем направления электронных уведомлений в соответствии с частью 16 статьи 94 Закона N 44-ФЗ;
в случае обмена документами при применении мер ответственности и Совершении иных действий в связи с нарушением контрагентом условий контракта в отношении контракта, заключенного без электронных процедур, претензия направляется в адрес контрагента способом, позволяющим подтвердить получение направляемой корреспонденции адресатом.
4.4. В случае выявления в процессе исполнения контракта и/или при приемке товаров (работ, услуг) факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом в части объемов и/или качества, должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за исполнение контракта:
сообщает лицу, ответственному за ведение претензионной и исковой работы, в день, следующий за днем, с которого обязательство по контракту считается нарушенным контрагентом, информацию о выявленном факте нарушения;
проверяет соответствие товаров (работ, услуг) условиям контракта (на предмет соблюдения количества, комплектности и качества товаров (соответствующих показателей работ или услуг), а также их соответствие сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах (при их наличии);
проводит анализ отчетных документов и материалов, представленных контрагентом, на предмет соответствия их оформления требованиям законодательства Российской Федерации и условиям контракта, проверяет комплектность и количество экземпляров представленной документации, а также рассматривает экспертные заключения (при наличии);
при необходимости запрашивает от контрагента недостающие документы и материалы, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам;
при выявлении несоответствий или недостатков товаров (работ, услуг), препятствующих их приемке в целом или отдельного этапа, незамедлительно принимает меры к оформлению акта, перечисляющего выявленные недостатки и устанавливающего сроки их устранения (мотивированный отказ);
в случае если контрагентом добровольно и оперативно (в разумно допустимые сроки) нарушения не устранены, - совместно с лицом, ответственным за ведение претензионной и исковой работы, составляет претензию в адрес недобросовестного контрагента с требованием устранить нарушение условий исполнения контракта (его этапов) и добровольно перечислить денежные средства на счет заказчика в счет неустойки (штраф) по контракту. Приложением к претензии является копия заключения (акта) о выявленном факте нарушения условий контракта либо мотивированный отказ. Срок устранения нарушений и перечисления денежных средств устанавливается с учётом минимальных разумно допустимых сроков и с учётом особенностей контрагента. Рекомендуется рассматривать в качестве минимального срока 10 рабочих дней;
в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением контрагентом условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, такой обмен осуществляется с использованием ЕИС путем направления электронных уведомлений в соответствии с частью 16 статьи 94 Закона N 44-ФЗ;
в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением контрагентом условий контракта в отношении контракта, заключенного без электронных процедур, претензия направляется в адрес контрагента способом, позволяющим подтвердить получение направляемой корреспонденции адресатом;
осуществляет иные действия для всесторонней оценки (проверки) соответствия товаров (работ, услуг) условиям контракта и требованиям законодательства Российской Федерации.
5. Порядок подготовки и предъявления требования
(претензии) недобросовестному контрагенту
5.1. Требование (претензия) предъявляется в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением, а также в случае просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, взысканием неустойки (пеней, штрафов), а также убытков, причиненных заказчику вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны контрагента.
5.2. Согласно части 1 статьи 550 Гражданского кодекса Российской Федерации, под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник (контрагент) обязан уплатить кредитору (заказчику) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
5.3. В контрактах, как правило, используются две формы ответственности недобросовестного контрагента - пени и штраф:
пеня - определенная контрактом денежная сумма, которую контрагент обязан уплатить заказчику в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за каждый день просрочки.
штраф - определенная контрактом денежная сумма, которую контрагент обязан уплатить заказчику в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
5.4. Должностное лицо заказчика, ответственное за ведение претензионной исковой работы, при получении материалов для предъявления претензии должно проверить:
наличие правовых оснований на предъявление претензии;
полноту полученных материалов по факту нарушения условий контракта и их надлежащее документальное оформление (наличие доказательств). При необходимости следует получить дополнительные материалы.
5.5. Заказчик, в случае выявления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также в случае просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, в установленный контрактом срок, обязан направить претензию (требование) в адрес контрагента с учетом требований части 16 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Претензия (требование) должна предъявляться в письменной форме за подписью должностного лица, обладающего правом подписи от имени заказчика либо лицом по доверенности. Такие полномочия могут быть предусмотрены в положении об органе государственной власти, Уставе учреждения, должностном регламенте (инструкции) и т.п., или в доверенности.
5.6. Претензия пишется в произвольной письменной форме с указанием реквизитов заказчика, реквизитов контрагента, в адрес которого направляется претензия, суммы претензионных требований, содержание этих требований и доводов в пользу их удовлетворения, подтвержденных ссылками на документы и нормативные правовые акты, регулирующие возникшие между сторонами отношения, а также положения контракта (при наличии).
В претензии следует конкретно и подробно изложить свои требования. Конкретность должна характеризовать требования заявителя (заказчика). Недопустимо заявление сослагательных требований, которые ставятся в зависимость от других действий или обязательств.
В случае если претензионные требования подлежат денежной оценке, в претензии (требовании) указывается истребуемая сумма и приводится ее полный и обоснованный расчет. В противном случае, ответчику (контрагенту) не представляется возможным проверить обоснованность требований и по существу дать ответ по заявленной претензии. Отсутствие в содержании претензии полного и обоснованного расчета истребуемой суммы осложняет и затягивает процесс защиты прав заказчика.
Требования, заявленные в претензии, должны быть основаны на конкретных обстоятельствах и доказательствах, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации. Если истребуются пени, штрафы или убытки, необходимо сослаться на нормативный правовой акт и/или контракт, положениями которого установлена эта ответственность. Также претензия может содержать и другие сведения, которые, по мнению заказчика, будут способствовать более быстрому и правильному ее рассмотрению, объективному урегулированию спора.
Заявленные требования в обязательном порядке подтверждаются необходимыми документами, которые прилагаются к претензии в подлинном виде или надлежащие заверенные копии либо выписки из них. Если какие-то документы у другой стороны имеются, например, контракт (договор), соглашение о цене, их направление не является обязательным.
В претензии рекомендуется устанавливать конкретный срок ее рассмотрения ответчиком (контрагентом), но не более 10 рабочих дней со дня ее получения.
5.7. Надлежащей формой направления претензии признается электронное уведомление средствами ЕИС, телеграфная, телетайпная претензия, а также претензия, переданная с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления. При этом доказательства отправки претензии заказной корреспонденцией, почтовая квитанция в приеме заказного письма почтовым отделением должна сохраняться у заявителя (заказчика) до предъявления иска. Почтовая квитанция или электронное уведомление прикладывается к исковому заявлению, направляемому в арбитражный суд, в качестве доказательства принятия мер к непосредственному урегулированию спора, если не будет получен ответ на претензию.
5.8. При работе по факту поставки некачественной продукции или ее недопоставки, в претензии рекомендуется, кроме приведенного в пункте 5.6 настоящих Методических рекомендаций, указывать: наименование получателя (заказчика);
фамилии, имена, отчества лиц, участвующих в приемке и составлении акта, с указанием занимаемой должности;
дату, время начала и окончания приемки, место составления акта, если приемка произведена с приостановлением, время начала и окончания перерыва, причины, послужившие основанием для приостановления приемки, меры, принятые к обеспечению сохранности товаров во время перерыва в приемке; реквизиты контракта, места, партии; наименование, адрес поставщика; наименование товара; дата получения товара получателем;
номера накладной, а также других сопроводительных документов; количество товара по каждой позиции ассортимента, указанного в упаковочном листе, спецификации и других сопроводительных документах, в других документах, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке, фактическое количество, установленное составителями акта;
недостача товара по количеству, против указанного в упомянутых документах;
некомплектность, недостижение обусловленных контрактом гарантийных показателей работы комплектного оборудования (по производительности, качеству готового продукта, расходу сырья, материалов и т.п.), несоответствие качества и ассортимента товаров документам, представленным поставщиком, и/или условиям контракта (при недостаче товара, нарушении ассортимента, некомплектности - данные о фактической недостаче, нарушении ассортимента или некомплектности в единицах измерения, указанных в транспортных документах или упаковочном листе, спецификации или другом сопроводительном документе;
при несоответствии товара установленным требованиям по качеству - дефект и его характер, фактическое количество товара, не соответствующего условиям контракта, а также снижение уровня качества товара в процентах); состояние тары и упаковки;
если состояние тары и упаковки могло повлиять на сохранность товара, дается подробное описание тары, наружной и внутренней упаковки; маркировку на таре и, если это возможно, на товаре;
причины, вызвавшие поставку некачественной продукции, недостачу товара и/или его дефект (производственные дефекты, повреждение в пути, ненадлежащее хранение и т.д.) и другую информацию, позволяющую оперативно и точно рассмотреть претензию контрагентом;
копия экспертного заключения, оформленного при проведении экспертизы поставленного товара.
5.9. При выявлении факта просрочки исполнения условий контракта (этапов его исполнения), заказчик обязан в день, следующий за днем, с которого обязательство по контракту считается просроченным контрагентом:
подготовить претензию (требование) в адрес недобросовестного контрагента с требованием устранить нарушение сроков исполнения контракта (его этапов) и добровольно перечислить денежные средства на счет заказчика в счет неустойки (пени), в которой детально описать факт нарушения, произвести расчет неустойки (пени предусмотренные контрактом), сформулировать требования об устранении нарушения (в том числе срок устранения), установить срок ответа на претензию (с учетом такого срока согласно контракту). Приложением к претензии является копия заключения (акта) о выявленном факте просрочки.
После исполнения контрагентом обязательств заказчик обязан в день, следующий за днем, с которого обязательство по контракту считается исполненным контрагентом, повторно направить претензию, содержащую полный расчет неустойки (пени) с требованием добровольно перечислить денежные средства на счет заказчика в счет неустойки (пени).
5.10. При организации претензионной и исковой работы по фактам неисполнения и/или ненадлежащего исполнения контрактов на выполнение работ (оказание услуг) претензия составляется с учетом нормативных требований к их выполнению (оказанию).
5.11. В случае неудовлетворения претензии или оставления претензии без ответа контрагентом заказчиком принимается решение о выборе способа исполнения требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а именно:
1) Удержание суммы неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
При этом, в отношении сведений о контракте в ЕИС, заключенном по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, на вкладке "Общая информация" в блоке "Общие данные" должен быть установлен признак "Контрактом предусмотрено удержание суммы неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю)".
2) Удовлетворение претензии за счет обеспечения исполнения контракта.
При этом, в отношении сведений о контракте в ЕИС, заключенном по
результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, на вкладке "Общая информация" в блоке "Общие данные" должен быть установлен признак "Сведения об удержании денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта".
3) Обращение в судебные органы с исковым заявлением о взыскании неустоек (штрафов, пеней).
Для формирования информации о начисленной неустойке (штрафе, пени) необходимо применять актуальную версию Руководства пользователя ЕИС "Реестр контрактов" или краткую инструкцию, размещенную в ЕИС в разделе "Личный кабинет 44-ФЗ" - "База знаний" - "Часто задаваемые вопросы" - "Как отразить информацию о неустойках (штрафах, пени) (вкладка "Неустойки, штрафы, пени" в информации об исполнении контракта)."."
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства финансов Тульской области от 16 ноября 2022 г. N 149 "О внесении изменений и дополнений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.