Проект федерального закона N 168328-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
список правовых актов и нормативных документов
перечень законодательных актов для изменения
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (Российская газета от 6 октября 1993 года; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст.5609) следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 3 статьи 5 дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:
"осуществляет меры по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности населения в районах размещения стартовых комплексов, пусковых установок, баз хранения ракетных топлив, падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов, в том числе при реализации международных договоров Российской Федерации;";
абзац девятый после слов "космической техники" дополнить словами ", включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, а также нормативные правовые акты по обеспечению безопасности на всех этапах космической деятельности.".
2. В части второй статьи 6:
дополнить новыми абзацами шестым, седьмым, восьмым и девятым следующего содержания:
"участвует в проведении экспертизы проектов и программ разработки, создания, испытания и использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры; проводит оценку надежности используемых средств для обеспечения безопасности членов экипажей пилотируемых космических объектов, персонала и населения;
осуществляет совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне наблюдение за космическими объектами и явлениями, представляющими угрозу жизни и здоровью экипажей пилотируемых космических объектов, персоналу, населению, угрозу нанесения вреда государственному имуществу, имуществу муниципальных объединений, имуществу организаций и граждан, и своевременно информирует органы государственной власти о возникшей угрозе;
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвует в работе экспертных комиссий, создаваемых по решению Правительства Российской Федерации, организует и проводит работу экспертных комиссий по расследованию обстоятельств, исследованию причин и оценке последствий происшествий при осуществлении космической деятельности в научных и (или) социально-экономических целях, с установлением объема (размера) нанесенного ущерба;
участвует в заключении договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении участков территории под районы падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов;";
абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"в соответствии с настоящим Законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации совместно с соответствующими органами государственной власти организует и контролирует выполнение мероприятий по обеспечению космической безопасности, осуществляемой в научных и (или) социально-экономических целях, в том числе по международным договорам Российской Федерации;".
3. Часть вторую статьи 7 дополнить новыми абзацами девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:
"организует и координирует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, осуществляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвует в работе экспертных комиссий, создаваемых по решению Правительства Российской Федерации, организует и проводит работу экспертных комиссий по расследованию обстоятельств, исследованию причин и оценке последствий происшествий при осуществлении космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, с установлением объема (размера) нанесенного ущерба;
участвует в заключении договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении участков территории под районы падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов;".
4. Раздел V Закона дополнить новыми статьями 22-1, 22-2, 22-3, 22-4 и 22-5 следующего содержания:
"Статья 22-1. Понятие безопасности космической деятельности
В целях настоящего Закона под безопасностью космической деятельности понимается сохранение на всех этапах разработки, создания, испытания и использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, производства космических материалов и разработки космических технологий состояния, при котором исключено влияние (обеспечивается снижение до допустимых пределов) опасностей, создающих угрозу:
нанесения вреда жизни и здоровью членов экипажей пилотируемых космических объектов, персонала и населения;
повреждения (выхода из строя) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
нанесения ущерба государственному имуществу, имуществу муниципальных образований, имуществу организаций и граждан, окружающей природной среде.
Статья 22-2. Цели обеспечения безопасности космической деятельности
Целями обеспечения безопасности космической деятельности являются:
предотвращение нанесения вреда жизни и здоровью членам экипажей пилотируемых космических объектов, персоналу и населению;
предотвращение нанесения ущерба государственному имуществу, имуществу муниципальных образований, имуществу организаций и граждан;
предотвращение повреждения (выхода из строя) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
обязательность выявления и устранения причин аварий, происшествий и катастроф;
предупреждение и снижение вредных воздействий на окружающую природную среду до допустимого нормативными документами уровня.".
Статья 22-3. Основные требования по обеспечению безопасности космической деятельности
1. Космическая деятельность должна осуществляться с соблюдением мер безопасности, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Безопасность космической деятельности должна обеспечиваться:
выбором конструктивных и технологических решений, а также проведением организационно-технических мероприятий, направленных на исключение возникновения происшествий, аварий и катастроф;
созданием и использованием (эксплуатацией) надежной и безопасной космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
испытаниями по доведению и подтверждению требуемой надежности и безопасности космической техники;
участием в космической деятельности при разработке, создании, испытании и использовании (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры персонала, имеющего необходимый профессиональный уровень подготовки.
3. Функциональная структура, конструкция космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры должна предусматривать:
возможность установки и подключения систем обнаружения, распознавания, локализации и парирования нештатных, в том числе аварийных, ситуаций, а также опасных и вредных воздействующих факторов для различных режимов функционирования космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
исключение самопроизвольного или несанкционированного формирования команд и сигналов оповещения об опасности, включения аварийных средств защиты и спасения на всех режимах эксплуатации и применения.
4. Порядок обеспечения безопасности космической деятельности в районах падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов определяется Правительством Российской Федерации.
5. При подготовке и проведении запусков космических объектов по коммерческим проектам и (или) программам организации - заказчики работ вопросы обеспечения безопасности населения и охраны окружающей природной среды должны решать на договорной основе с администрацией субъектов Российской Федерации, с территории которых осуществляется запуск космических объектов.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны согласовывать с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и федеральным органом исполнительной власти по обороне социально-экономические планы развития территорий размещения, создания, испытания и использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, районов падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов, а также непосредственно примыкающих территорий.
7. Траектории (трассы) выведения космических объектов на орбиты должны выбираться из условий обеспечения безопасности населения, объектов космической инфраструктуры и охраны окружающей природной среды, повреждения которых может привести к катастрофическим последствиям.
Порядок выбора и согласований траектории (трасс) выведения космических объектов на орбиту определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 22-4. Права и обязанности членов экипажей пилотируемых космических объектов, должностных лиц и персонала при осуществлении космической деятельности
1. Члены экипажей пилотируемых космических объектов и персонал при осуществлении космической деятельности имеют право на:
защиту жизни и здоровья;
достоверную информацию об опасностях, которые могут возникнуть в процессе создания, испытания и использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
защиту своих мнений у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции о достаточности принятых мер, выбранных способов, методов и средств по обеспечению безопасности, а также по устранению причин и вредных последствий происшествий, возникших при осуществлении космической деятельности.
2. Члены экипажей пилотируемых космических объектов и персонал при осуществлении космической деятельности обязаны:
выполнять в пределах своих должностных обязанностей требования законодательных, нормативных и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности, в том числе экологической;
применять в практической работе способы и средства индивидуальной и коллективной защиты, а также средства обнаружения (контроля), распознавания, локализации и ликвидации последствий происшествий;
информировать органы государственной власти в соответствии с их компетенцией о нарушениях правил и мер обеспечения безопасности, о неправомерных действиях или бездействии должностных лиц по обеспечению безопасности, об обстоятельствах происшествий на космической технике, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
совершенствовать профессиональный уровень по обеспечению безопасности.
3. Должностные лица организаций, осуществляющих разработку, создание, испытания и использование (эксплуатацию) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, в пределах их компетенции обязаны:
выполнять требования международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности, в том числе экологической;
обеспечивать создание условий, отвечающих требованиям обеспечения безопасности и охране здоровья членам экипажа пилотируемых космических объектов и персоналу;
допускать к работе по выполнению операций при эксплуатации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры персонал, соответствующий требованиям по профессиональной пригодности, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, определяемых законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
исключать возможность несанкционированных действий с космической техникой, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
исключать присутствие персонала или обеспечить требуемый уровень его безопасности при проведении опасных операций на космической технике, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, путем автоматизации и (или) механизации технологических процессов;
создавать зоны безопасности в местах хранения и использования взрывоопасных, пожароопасных и высокотоксичных веществ в районах эксплуатации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры.
Статья 22-5. Особенности обеспечения безопасности космической деятельности при реализации космических проектов и (или) программ по международным договорам Российской Федерации
1. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических проектов и (или) программ по международному договору Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международным договором Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами, касающихся вопросов исследования и использования космического пространства и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организации и граждане Российской Федерации, участвующие в реализации космических проектов и (или) программ по международному договору Российской Федерации, обязаны:
обеспечивать безопасность космической деятельности в соответствии с настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
выявлять опасности, возникающие при осуществлении космической деятельности, информировать о них установленном # порядком органы государственной власти Российской Федерации и международные организации в пределах их компетенции;
осуществлять взаимодействие с иностранными организациями и гражданами через органы государственной власти Российской Федерации, специально уполномоченные Правительством Российской Федерации. #"
5. В статье 22:
в абзаце первом пункта 1 слово "законами" заменить словами "настоящим Законом, другими федеральными законами";
6. В статье 23:
статью дополнить пунктом 1 следующего содержания:
"1. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
происшествие - событие, возникающее вследствие нарушений работоспособного состояния образцов космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, ошибочных действий персонала, нерасчетных (превышающих допустимый уровень) воздействий на окружающую среду и иных причин;
авария - происшествие без гибели членов экипажа пилотируемого космического объекта, персонала или населения, приведшее к причинению ущерба здоровью членам экипажа, персоналу или населению, срыву решаемых задач космической деятельности, к утрате, повреждениям или иному ущербу: образцам космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, государственному имуществу, имуществу муниципальных образований, имуществу организаций и граждан, к превышению допустимых воздействий на окружающую среду;
катастрофа - происшествие, связанное с гибелью членов экипажа пилотируемого космического объекта, персонала или населения, или приведшее к срыву решаемых задач космической деятельности, утрате или выходу из строя космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, к превышению допустимых воздействий на окружающую природную среду, требующих проведения специальных природовосстановительных мероприятий;"
пункт 1 считать пунктом 2, слово "законами" заменить словами "настоящим Законом, другими федеральными законами";
статью дополнить новыми пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Происшествия, не приводящие к срыву выполнения космических проектов и (или) программ по международному договору Российской Федерации, расследуются экспертной комиссией, создаваемой в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
4. Происшествия, включая аварии и катастрофы, при реализации космических проектов и программ по международному договору Российской Федерации, расследуются экспертной комиссией, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.";
пункт 2 считать пунктом 5.
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Статья 3. Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.