г. Краснодар |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А32-39572/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (ИНН 2310040800, ОГРН 1022302390736) - Гущина С.В. (доверенность от 06.12.2013), от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю - Матвеевой А.А. (доверенность от 26.03.2013), в отсутствие представителей третьих лиц: администрации муниципального образования Динской район, Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-39572/2013, установил следующее.
ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании незаконными действий в части аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведений о земельном участке общей площадью 27 кв. м с кадастровым номером 23:07:0502002:1, расположенном по адресу (имеющем адресные ориентиры): Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Красносельское", участок N 1; признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес общества информации об аннулировании и исключении из ГКН сведений об указанном земельном участке и возложении на заинтересованное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем восстановления аннулированных и исключенных из ГКН сведений о земельном участке, продления срока временного кадастрового учета земельного участка до 09.09.2016.
Заявленные требования мотивированы тем, что действиями учреждения нарушены права общества как собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0502002:1. Прекращение кадастрового учета названного участка исключает возможность исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2013 по делу N А32-33357/2012, включая срок предъявления исполнительного листа к исполнению.
Решением от 26.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2014, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что наличие оснований для регистрации права аренды общества на спорный земельный участок установлено вступившим в законную силу решением от 22.07.2013 по делу N А32-33357/2012. Снятие земельного участка с учета исключает возможность исполнения судебного акта, создает препятствия в реализации обществом права на аренду, нарушает положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и субъективное право заявителя в сфере экономической деятельности. Реальное восстановление нарушенных прав общества (с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела) возможно лишь путем продолжения учета земельного участка в ГКН.
В кассационной жалобе учреждение просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на то, что при совершении оспариваемых действий заинтересованное лицо руководствовалось нормами действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отметив, что заявитель не имел возможности своевременно зарегистрировать права на земельный участок по причине отказа (признанного незаконным в судебном порядке) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Фактически в отношении земельного участка, поставленного на временный кадастровый учет, имелся судебный спор.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве. Третьи лица явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником объекта недвижимости - линейного сооружения - магистральный трубопровод (линейная часть) на участке 452-1495 км протяженностью 1043 км. Опора электропередач 10 кВ входит в состав объекта недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0502002:1 общей площадью 27 кв. м имеет разрешенное использование - для эксплуатации опоры линии электропередач 10 кВ.
26 мая 2011 года на основании постановления от 17.05.2011 N 1025 администрации муниципального образования Динской район управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район (далее - арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 0700002747 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, общей площадью 27 кв. м с кадастровым номером 23:07:0502002:1, расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Красносельское", участок N 1, предназначенного для эксплуатации опоры линии электропередач 10 кВ, на 49 лет (т. 1, л. д. 122 - 128).
13 апреля 2012 года общество обратилось в Динской отдел управления с заявлением о государственной регистрации названного договора.
Сообщением от 13.04.2012 N 31/034/2012-381 управления в лице Динского отдела информировало заявителя о приостановлении государственной регистрации договора до 14.05.2012 по причине непредставления документов, подтверждающих принадлежность обществу на праве собственности опоры линии электропередач 10 кВ, последнему предложено представить соответствующие документы (т. 1, л. д. 111). Впоследствии управление отказало обществу в государственной регистрации договора (сообщение от 10.08.2012 N 36-22/1467).
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2013 по делу N А32-33357/2012 признан незаконным отказ от 10.08.2012 N 36-22/1467, в государственной регистрации договора от 26.05.2011 N 0700002747 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:07:0502002:1 общей площадью 27 кв. м, расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Красносельское", участок N 1, предназначенного для эксплуатации опоры линии электропередач 10 кВ, подписанного обществом и управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район. Суд возложил на управление обязанность произвести государственную регистрацию данного договора в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда (т. 1, л. д. 53 - 59). По делу выдан исполнительный лист (т. 1, л. д.61 - 65).
6 декабря 2012 года в порядке пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок с кадастровым номером 23:07:0502002:1 снят учреждением с государственного кадастрового учета.
Полагая, что действия учреждения по снятию рассматриваемого земельного участка с государственного кадастрового учета нарушают права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ ГКН является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, названной нормой регламентировано правило, согласно которому кадастровый учет осуществляется в связи с образованием (созданием), прекращением или изменением объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, внесенные в ГКН сведения, при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Закона.
Пунктом 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ определено, что сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном данным Законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН.
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения ГКН, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него.
Таким образом, законодательство о кадастровом учете связывает обязанность органов кадастрового учета по аннулированию и исключению из ГКН сведений, носящих временный характер, именно с фактом отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок по истечении двух лет с даты его постановки на кадастровый учет.
Данная норма закона носит императивный характер и не содержит каких-либо исключений и оговорок для ее применения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Наличие оснований для регистрации права аренды общества на спорный земельный участок установлено вступившим в законную силу решением от 22.07.2013 по делу N А32-33357/2012, возможность исполнения которого исключена в связи с аннулированием в ГКН сведений о земельном участке.
Следовательно, действиями учреждения созданы препятствия к реализации обществом в отношении земельного участка права на аренду, нарушены положения статьи 36 Земельного кодекса и субъективное право заявителя в сфере экономической деятельности, о чем верно указали суды.
Реальное восстановление нарушенных прав общества, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, может быть достигнуто только путем восстановления в ГКН сведений о земельном участке, что согласуется с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.12.2011 N Д23-5165 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках", допускающим приостановление, продление или прекращение срока действия временного характера сведений ГКН о земельных участках по решению суда.
В силу части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Восстанавливая сведения о земельном участке в ГКН, суды учли особенности кадастрового учета объектов недвижимости, сведения о которых до государственной регистрации прав на них носят временный характер, продлив срок временного кадастрового учета земельного участка до 19.02.2016.
Соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных акты в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А32-39572/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие оснований для регистрации права аренды общества на спорный земельный участок установлено вступившим в законную силу решением от 22.07.2013 по делу N А32-33357/2012, возможность исполнения которого исключена в связи с аннулированием в ГКН сведений о земельном участке.
Следовательно, действиями учреждения созданы препятствия к реализации обществом в отношении земельного участка права на аренду, нарушены положения статьи 36 Земельного кодекса и субъективное право заявителя в сфере экономической деятельности, о чем верно указали суды.
Реальное восстановление нарушенных прав общества, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, может быть достигнуто только путем восстановления в ГКН сведений о земельном участке, что согласуется с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.12.2011 N Д23-5165 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках", допускающим приостановление, продление или прекращение срока действия временного характера сведений ГКН о земельных участках по решению суда.
В силу части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 октября 2014 г. N Ф08-6730/14 по делу N А32-39572/2013