Методические рекомендации по работе с Федеральной государственной информационной системой "Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (ФГИС Реестры ПО)
(утв. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ)
(по состоянию на 6 декабря 2022 г.)
Перечень условных обозначений и сокращений
Сокращение |
Определение |
ЕАЭС |
Евразийский экономический союз |
ЕСИА |
Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" |
КЭП |
|
ОПФ |
Организационно-правовая форма |
ПО |
Программное обеспечение |
ЭВМ |
Электронная вычислительная машина |
РФ |
Российская Федерация |
УЗ |
Учетная запись |
НМА |
Нематериальные активы |
ФГАУ НИИ "Восход" |
Федеральное государственное автономное учреждение "Научно-исследовательский институт "Восход" |
ФГИС Реестры ПО |
Федеральная государственная информационная система "Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных" |
1 Общие сведения
Федеральная государственная информационная система "Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - ФГИС Реестры ПО) предназначена для расширения использования программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), оказания правообладателям программного обеспечения мер государственной поддержки.
Программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и реестр евразийского программного обеспечения, признается происходящим из Российской Федерации и государства - члена Евразийского экономического союза соответственно, и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) предоставляет правообладателям программного обеспечения преференции в случае участия в государственных и муниципальных закупках в связи с установленным запретом на закупки иностранного программного обеспечения. Кроме того, в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включение сведений о программном обеспечении в реестр российского программного обеспечения дает возможность получать налоговые льготы по НДС.
Постановлением утверждены правила формирования и ведения ФГИС Реестры ПО (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 14 и 51 Правил заявление и прилагаемые к нему документы и материалы предоставляются в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации посредством заполнения соответствующих электронных форм, размещенных на официальном сайте ФГИС Реестры ПО https://reestr.digital.gov.ru/.
Для подачи заявления (обращения, уведомления) в ФГИС Реестр ПО необходимо:
1. Пройти идентификацию и аутентификацию заявителя (п. 1.1).
2. Собрать документы и материалы, необходимые для подачи заявления (обращения, уведомления) (пункты 1.2, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7, 2.1.8, 2.1.9, 2.1.10, 2.1.11, 2.1.12, 2.4.2).
3. Установить специализированное ПО для подписания заявления (обращения, уведомления) усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП) (п. 1.3).
4. Подать заявление (обращение, уведомление) (п. 2).
1.1 Идентификация и аутентификация заявителя
Для прохождения процедуры идентификации и аутентификации заявителя в личном кабинете необходимо на главной странице ФГИС Реестры ПО навести курсор на элемент экрана и в открывшемся меню выбрать соответствующий пункт (Рисунок 1):
- Для граждан Российской Федерации - если заявитель является гражданином Российской Федерации или государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, имеющим верифицированную учетную запись ЕСИА.
- Для граждан государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) - если заявитель является гражданином ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, не имеющим верифицированную учетную запись ЕСИА.
1.1.1 Для граждан Российской Федерации
Если выбран пункт меню "Для граждан Российской Федерации", то процедура идентификации и аутентификации осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА).
На странице авторизации необходимо ввести данные своей учетной записи в ЕСИА и нажать кнопку "Войти" (Рисунок 2).
Если правообладателем является физическое лицо, то достаточно подтвержденной учетной записи физического лица в ЕСИА.
Если правообладателем является юридическое лицо, то необходимо зарегистрировать учетную запись юридического лица в ЕСИА.
Для регистрации учетной записи юридического лица в ЕСИА необходимо:
1. Иметь квалифицированный сертификат электронной подписи юридического лица, выпущенный на руководителя организации (имеет право подписи без доверенности). При необходимости получения квалифицированного сертификата электронной подписи нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Список центров доступен по ссылке: http://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
2. Ознакомиться с порядком получения квалифицированного сертификата ключа электронной подписи можно на сайте выбранного аккредитованного удостоверяющего центра. Для получения сертификата необходимо представить заявление и копии документов, подтверждающие сведения о руководителе и организации (паспорт, СНИЛС, ОГРН, ИНН, документ, подтверждающий полномочия руководителя и т.д.).
3. Руководителю организации необходимо иметь подтвержденную учетную запись в качестве физического лица в ЕСИА.
4. Чтобы создать учетную запись юридического лица в ЕСИА, руководителю необходимо в личном кабинете портала Госуслуг (http://www.gosuslugi.ru/) перейти на вкладку "Организации", выбрать пункт "Создать учетную запись организации", заполнить предлагаемую форму и снова подтвердить ее квалифицированной электронной подписью. С более детальной инструкцией можно ознакомиться на сайте Госуслуг по адресу https://www.gosuslugi.ru/, либо обратиться в службу поддержки ресурса.
5. Если предполагается, что в дальнейшем подачу заявлений/уведомлений в ФГИС Реестр ПО будет осуществлять представитель организации, не являющийся ее руководителем, а действующий от ее имени по доверенности, то учетная запись физического лица в ЕСИА такого представителя должна быть привязана к организации.
1.1.2 Для граждан ЕАЭС
Если выбран пункт меню "Для граждан государства - члена Евразийского экономического союза", то процедура идентификации и аутентификации осуществляться# посредством ввода значения "Логин" и "Пароль" учетной записи, зарегистрированной для этого пользователя в Системе (Рисунок 3).
Если пользователь не зарегистрирован в Системе, то на странице авторизации необходимо нажать на кнопку "Зарегистрироваться" и в открывшемся окне заполнить все обязательные поля, отмеченные звездочкой (Рисунок 4) с учетом требований, указанных в Таблице 1.
Таблица 1 - Требования к полям при регистрации пользователей из ЕАЭС
N |
Наименование поля |
Обязательное/уникальное поле |
Комментарии по заполнению |
1. |
Гражданство |
Да/Нет |
Выбор из справочника - необходимо заполнить значением, соответствующим гражданству Заявителя |
2. |
Фамилия |
Да/Нет |
Строго: на русском языке |
3. |
Имя |
Да/Нет |
Строго: на русском языке |
4. |
Отчество |
Нет/Нет |
При наличии - строго на русском языке |
5. |
Адрес электронной почты |
Да/Да* |
Уникальный идентификатор пользователя в системе. После регистрации используется как логин при авторизации |
6. |
Мобильный телефон |
Да/Нет |
Телефон заявителя, по которому будет производиться связь с ним, в случае необходимости. Страна регистрации сотового оператора - неважна, но в случае ввода кода оператора совпадающего по принадлежности кода со страной гражданства Заявителя - автоматически система предоставляет маску ввода |
Группа полей, относящихся к документу, удостоверяющему личность
| |||
7. |
Наименование документа |
Всегда "Паспорт" |
Паспорт, подтверждающий гражданство Заявителя |
8. |
Серия/Номер/Дата выдачи |
Да/Есть ограничения** |
Идентификационные номера документа и дата его выдачи |
9. |
Кем выдан |
Да/Нет |
Заполняется информацией, указанной в паспорте (заполнение на русском языке) |
10. |
Копия документа |
Да/Нет |
Прикрепляется файл(ы) со сканом всех информативных (подтверждающих введенную информацию) страниц |
11. |
Идентификационный номер |
Да/Нет |
Регистрационный номер владельца учетной записи, вводится по маске в соответствии с Приложением Б. Маска ввода зависит от "Поля-основания" = "Гражданство" |
12. |
Адрес регистрации по месту жительства (пребывания) |
Да/Нет |
Адрес постоянной прописки по паспорту |
13. |
Адрес места фактического проживания |
Да/Нет |
Адрес временной регистрации |
Группа полей "Как представитель организации"
| |||
14. |
Государство регистрации в качестве юридического лица |
Да/Нет |
Выбор из справочника - необходимо заполнить значением, соответствующего государства |
15. |
Полное наименование организации |
Да/Не проверяется |
В соответствии с регистрационной информацией об организации (на русском языке) |
16. |
Сокращенное наименование организации |
Нет/Не проверяется |
При наличии: в соответствии с регистрационной информацией об организации (на русском языке). Если сокращенного наименования нет, то указывается повторно полное наименование |
17. |
Идентификационный номер |
Да/Не проверяется |
В соответствии с Приложением Б в зависимости от государства регистрации |
18. |
Должность в организации |
Да/Не проверяется |
На русском языке в соответствии с занимаемой должностью |
______________________________
* В случае возникновения ошибки регистрации по этому полю - см. Приложение А
** Уникальность проверяется по паспорту по правилам: у каждого пользователя (по паспорту) может быть одна УЗ с формой регистрации "физ. лицо" (с регистрацией через ЕСИА или с регистрацией через логин/пароль), не ограниченное число УЗ с формой регистрации как "представитель" но только для разных организаций - см. Приложение Б.
После заполнения всех обязательных полей пользователь должен дать согласие на обработку персональных данных, после чего станет доступна кнопка "Зарегистрироваться". Часто встречаемые ошибки в форме регистрации УЗ для граждан ЕАЭС приведены в Приложении А.
Далее оператор реестра, осуществляет проверку предоставленной информации, по результатам которой либо активирует УЗ, либо направит письмо на указанный при регистрации адрес электронной почты с вариантом информирования (например, с запросом дополнительной информации, не указанной при заполнении полей).
Если оператор активировал УЗ Заявителя, то в письме Заявитель получит ссылку, по которой попадет на форму создания своего пароля.
Логином является адрес электронной почты, указанной при регистрации, а пароль пользователь должен сформировать самостоятельно.
После успешного завершения процедуры идентификации и аутентификации пользователя будет предоставлен доступ к функциям личного кабинета заявителя ФГИС Реестры ПО.
1.2 Документы и материалы для подачи заявления о включении сведений
Для подачи заявления о включении сведений необходимо приложить следующие документы и материалы:
а) экземпляр программного обеспечения без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав в случаях, если соответствующий экземпляр программного обеспечения не был представлен оператору реестра российского программного обеспечения ранее;
б) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) программного обеспечения (не требуется, если заявление подписано правообладателем, являющимся гражданином Российской Федерации, или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц);
в) копию устава правообладателя программного обеспечения (требуется, если исключительное право на программное обеспечение принадлежит организации, указанной в абзаце пятом или шестом подпункта "а" пункта 5 Правил);
г) документы, подтверждающие соответствие программного обеспечения требованию, установленному подпунктом "а" пункта 5 Правил;
д) документацию, содержащую описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения;
е) документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.
1.3 Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП)
Заявления и уведомления подписываются усиленной КЭП правообладателя.
Для этого у заявителя должно быть установлено на компьютере специализированное программное обеспечение для подписания документов в формате pdf.
После заполнения всех электронных форм на официальном сайте ФГИС Реестры ПО необходимо скачать автоматически сгенерированное заявление и подписать его с использованием усиленной КЭП.
Для подписания может быть использован любой, сертифицированный ФСБ, Криптопровайдер:
- КриптоПро CSP (версии 4 или 5) и специальное приложение для формирования подписи КриптоАРМ или CryptCP;
- ViPNet CSP;
- Рутокен ЭЦП 2.0;
- JaCarta-2 ГОСТ.
Если правообладателем является физическое лицо, то подписание осуществляется его личной усиленной КЭП.
Если правообладателем является юридическое лицо, то подписание осуществляется усиленной КЭП организации в лице ее руководителя или уполномоченного лица (на основании доверенности).
Получить усиленную КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре. Со списком центров можно ознакомиться в сети интернет или на сайте Госуслуг: https://e-trust.gosuslugi.ru/#/portal/accreditation/accreditedcalist.
Также существует возможность подписи через веб-страницу с помощью КриптоПро ЭЦП Browser plug-in без выгрузки pdf-файла.
Для этого необходимо установить криптопровайдер (КриптоПро CSP) и КриптоПро ЭЦП Browser plug-in:
https://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin.
5 Часто задаваемые вопросы
1. Ошибка в Адресе регистрации по месту жительства (пребывания) и (или) Адрес места фактического проживания недействителен, проверьте актуальность данных в ЕСИА и повторите попытку.
Решение: Необходимо в ЕСИА актуализировать адрес, удалить и с помощью конструктора адреса (под строкой ввода) заново ввести, затем снова авторизоваться на сайте Реестра.
2. Если программное обеспечение не будет продаваться то, что в данном случае указывать?
Решение: Если программное обеспечение не продается и разработано для собственных нужд, то оно включается только в классе "05.07 Специализированное ПО органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных корпораций, компаний и юридических лиц с преимущественным участием Российской Федерации для внутреннего использования". В иных случаях информация должна быть представлена на сайте.
3. Как оформить документ по жизненному циклу?
Решение: Информация о процессах разработки и поддержки (подпункт "е" пункта 11 Правил):
а. Подготовьте информацию о процессе разработки:
- данные о персонале, задействованном в процессе разработки (количество, квалификация);
- фактический почтовый адрес, по которому осуществляется процесс разработки заявляемого ПО;
б. Подготовьте информацию о процессе сопровождения:
- данные о возможных средствах коммуникации со службой поддержки;
- данные о режиме работы службы поддержки;
- данные о персонале, задействованном в процессе сопровождения (количество);
- фактический почтовый адрес, по которому осуществляется процесс сопровождения;
в. Подготовьте документацию, содержащую описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;
г. В качестве ориентира по полному составу процессов жизненного цикла ПО может использоваться стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 "Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств";
д. В качестве минимально необходимых должны быть описаны следующие процессы:
- процессы реализации (разработки) ПО - проектирование, конструирование, сборка, тестирование;
- процессы поддержки ПО - менеджмент конфигурации ПО, процесс решения проблем в ПО.
4. Что подразумевается под документом "Документация, содержащая информацию, необходимую для эксплуатации экземпляра программного обеспечения, предоставленного для проведения экспертной проверки"?
Решение: Необходимо загрузить руководство пользователя или руководство администратора.
5. Можно ли Оператору Реестра ПО загрузить/изменить документ в поданное заявление?
Решение: Нет, Оператор Реестра ПО не меняет сведения в заявлениях, подаваемых Заявителем.
6. Ошибка "Сертификат на КЭП выписан на другого субъекта".
Решение: Эта проверка работает на стороне ФГИС Реестры ПО. Ошибка означает, что данные, указанные в сертификате КЭП не соответствуют данным о пользователе в ЕСИА.
Заявление подается и подписывается одним лицом.
Если осуществлен вход на сайт Реестры ПО как Юридическое лицо в лице сотрудника, то подписывается заявление/уведомление усиленной КЭП, выпущенной на организацию в лице данного сотрудника.
Если у заявителя имеется усиленная КЭП, которая выпущена на организацию в лице генерального директора (руководителя), то заявитель должен осуществить вход, как Юридическое лицо в лице руководителя.
7. Что делать если изменился состав бенефициаров, поменялась организационно-правовая форма или поменялись паспортные данные?
Решение: Необходимо на сайте Реестра ПО подать заявление о внесении изменений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по работе с Федеральной государственной информационной системой "Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (ФГИС Реестры ПО) (утв. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) (в редакции от 9 апреля 2024 г.)
Опубликование:
-