Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В настоящее время при осуществлении своей деятельности ломбарды в соответствии с пунктом 5 статьи 358 ГК РФ в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, вправе продать это имущество в установленном законом порядке. Указанная продажа осуществляется для обеспечения требований ломбарда к залогодателю (должнику), которые включают в себя ранее выданный кредит, плату за пользование кредитом и за прочие услуги ломбарда, и производится по истечении льготного месячного срока на основании исполнительной надписи нотариуса.
При этом согласно части второй Налогового кодекса Российской Федерации ломбарды при продаже невостребованного имущества залогодателя обязаны начислять налог на добавленную стоимость на всю сумму, вырученную от продажи заложенного имущества, что приводит к соответствующему росту цен на услуги ломбардов и уменьшению размеров выдаваемых ими кредитов.
Из положений ГК РФ следует, что невыкупленное имущество, а следовательно и полученные в результате его продажи деньги, принадлежат не ломбарду, а залогодателю. Залогодателем в ломбарде согласно пункту 1 статьи 358 ГК РФ является гражданин, то есть физическое лицо, причем сдаваемые в ломбард вещи должны быть предназначены для его личного потребления. Следовательно, залогодателем ломбарда может быть только физическое лицо, не выступающее в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части второй Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, кроме индивидуальных предпринимателей, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Поэтому начисление и уплата ломбардами налога на добавленную стоимость на всю сумму, вырученную от продажи невостребованного имущества залогодателя, вступает в прямое противоречие с положениями Налогового Кодекса РФ.
В то же время продажа ломбардами невостребованного имущества залогодателя по своей сути аналогична предоставлению услуги, предусмотренной агентскими договорами, хотя и не оформляется таким договором, поскольку осуществляется на основании специальной нормы договора о залоге вещей в ломбарде (пункт 5 статьи 358 ГК РФ). При этом статьей 156 части первой НК РФ установлено, что "налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров".
В связи с изложенным было бы логично и справедливо, чтобы при реализации залогодержателем (ломбардом) невостребованных залогов налогом на добавленную стоимость облагался бы только доход, полученный ломбардами в виде вознаграждения, что и предусматривается предлагаемым законопроектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.