Заключение Комитета по государственному строительству
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 21 октября 2002 г.
на проект федерального закона N 215805-3 "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"
В законопроекте закреплен статус ГАС "Выборы" как федеральной информационной системы, декларированы основные принципы ее использования, эксплуатации и развития (статья 4), условия придания юридической силы и обеспечения достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС "Выборы" (статьи 12, 13) и др.
Статьи 1, 5, 6, 10, 21 законопроекта предусматривают использование "ГАС "Выборы" для решения задач, не связанных с выборами или референдумом, хотя случаи и порядок такого использования законопроектом не регламентированы, а имеются лишь отсылочные нормы к иным федеральным законам и нормативным актам ЦИК. Представляется необходимым предусмотреть в законопроекте: как, когда, и в каких случаях данная информационная система будет использоваться для других целей.
Необходимо регламентировать невозможность вмешательства в работе ГАС "Выборы" лиц, не обладающих санкцией на доступ к системе. В этой связи предлагается установить в законопроекте точный перечень лиц, наделенных право доступа к информационным ресурсам системы, предусмотреть нормы, регулирующие порядок использования системы в случаях внезапного отказа или простаивания техники, а также обеспечить невозможность получения любых несанкционированных данных с использованием автоматизированной системы.
Кроме того, в случаях использования автоматизированной системы по более широкому кругу задач, чем предусмотрено законопроектом, следует рассмотреть возможность более точного ее наименования.
Представляется целесообразным дополнить статью 10 законопроекта нормами, регулирующими использование ГАС "Выборы" в целях информационного обеспечения деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и проведения выборов и референдума на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Нормами статьи 24 проекта предусматривается создание группы контроля за использованием ГАС "Выборы", однако порядок образования такой группы и количество членов этих групп в законопроекте не определены. Предлагается предусмотреть в законопроекте порядок и механизм формирования групп контроля разных уровней. Кроме того, представляется необходимым согласовать нормы, регулирующие контроль за использованием ГАС "Выборы", с нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяющими основания для создания групп контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы.
Следует привести в соответствие с Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи" от 10 января 2002 года N 1-ФЗ такие понятия, как "электронная цифровая подпись", "закрытый" и "открытый" "ключ ЭЦП", а также уточнить определения основных терминов, используемых в законопроекте ("информационная система", "документы на бумажном носителе", "компьютерная распечатка", "системный администратор" и т.п.).
Наряду с этим следует уточнить статус системного администратора и отношений данной должности к государственной или муниципальной службе.
Законопроект содержит значительное количество отсылочных норм (статьи 4, 5, 6, 7, 9, 10, 14, 18, 19, 21, 24 и др.). Совершенно необходимо резкое сокращение такого рода норм и замена их нормами прямого действия. Необходимо также предусмотреть, что во исполнение данного закона Правительством Российской Федерации должны быть изданы акты, определяющие порядок использования ГАС "Выборы" в части, не урегулированной федеральным законодательством.
В процессе подготовки ко второму чтению следует привести нормы о разграничении финансирования при использовании фрагментов ГАС "Выборы" между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в соответствие со статьями 132 и 133 Конституции Российской Федерации.
Комитет в основном поддерживает также замечания и предложения, высказанные в заключении Правового управления по рассматриваемому законопроекту.
На проект федерального закона получены положительные отзывы из 60 субъектов Российской Федерации, из которых 32 полностью поддерживают законопроект, а 28 субъектов Российской Федерации высказали замечания, которые могут быть учтены в процессе второго чтения.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству полагает возможным рекомендовать Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении при условии внесения в проект во втором чтении поправок, вытекающих из замечаний, высказанных в настоящем заключении, обеспечив невозможность использования ГАС "Выборы" для фальсификации выборов и нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации.
Принято на заседании комитета 21 октября 2002 г.
Председатель Комитета |
В.В.Гребенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.