Заключение Комиссии по информационной политике
Совета Федерации Федерального Собрания РФ
от 22 апреля 2002 г.
"По Федеральному закону "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", принятому Государственной Думой 5 апреля 2002 года"
Комиссия Совета Федерации по информационной политике по поручению Председателя Совета Федерации рассмотрела в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федеральный закон "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Представленный Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с использованием в названии средства массовой информации фирменных наименований и наименований других объектов интеллектуальной собственности, наименований международных организаций, политических партий, бранных слов и словосочетаний, образованных на их основе, фамилий (в том числе имен, псевдонимов и производных от них, портретов и факсимиле) известных лиц, а также вводит дополнительные основания по отказу в регистрации средства массовой информации.
Неурегулированность этого вопроса в настоящее время позволяет различным средствам массовой информации использовать (маскируясь под издания, имеющих положительную репутацию и авторитет у населения) фирменные знаки, известные имена, марки, названия др. для ведения недобросовестной политической и экономической борьбы, для распространения ложной рекламы и сокрытия доходов от налоговых служб.
Федеральный закон согласуется с системой российского законодательства и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Однако неточности в ряде определений и формулировок снижают возможность его эффективного применения.
Закон носит декларативный характер и не имеет реального механизма обеспечения указанной в законе защиты прав граждан. В нем не содержится способа информирования общественности о регистрациях в качестве названия средства массовой информации.
Предложенный Закон не предлагает механизма разрешения споров при столкновении между указанными исключительными правами и названием средства массовой информации.
Кроме того, остался без внимания вопрос о том, что делать в случаях, когда нарушения прав третьих лиц произошло после регистрации средства массовой информации с соответствующим названием. А ведь на практике обнаружение нарушения прав третьих лиц происходит не до регистрации, а после. Указанный Федеральный закон вызывает и ряд других замечаний. Например, в предложенном пункте 1 статьи 7.1 имеется указание на недопустимость использования "фирменных наименований и наименований других объектов интеллектуальной собственности без разрешения их правообладателя". Указанная формулировка не согласуется с терминологией российского законодательства.
Пункт 3 части первой статьи 7.1 содержит запрет на использование в качестве названия средств массовой информации "бранных слов и словосочетаний, образованных на их основе". Предложенная норма основывается на термине, отсутствующем в российском законодательстве.
Часть третья новой статьи 7.1 предлагает установить ограничения в отношениях по использованию названия средств массовой информации фамилий и известных лиц. Выделение правового положения указанной категории граждан не согласуется с частью 2 статьи 19 Конституции РФ, в которой закреплено, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. К этим обстоятельствам можно отнести и признак известности.
В связи с изложенным Комиссия Совета Федерации по информационной политике считает необходимым рекомендовать Совету Федерации Федерального Собранию # Российской Федерации отклонить Федеральных закон о внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", принятому Государственной Думой 5 апреля 2002 года, с созданием согласительной комиссии.
Председатель Комиссии |
Д.Ф.Мезенцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.