Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Троицком Я.С.
с участием прокурора Сосковец И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2022 года административное дело по коллективному административному исковому заявлению Костарева С. В. и других об оспаривании постановления Правительства Омской области от 15 декабря 2021 года N 609-П "О создании природного рекреационного комплекса регионального значения "Старозагородный" и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 16 февраля 2011 года N 26-П", установил:
постановлением Правительства Омской области от 15 декабря 2021 года N 609-п (далее - Постановление N 609-п) создан природный рекреационный комплекс регионального значения "Старозагородный" площадью 97 292 кв. м (пункт 1); утверждено Положение о природном рекреационном комплексе регионального значения "Старозагородный" (приложению N 1), описаны его границы (приложение N 2) (пункт 2); внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 16 февраля 2011 года N 26-п "О памятнике природы регионального значения "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе" (пункт 3) (т. 1 л.д. 118-119).
Постановление опубликовано на сайте http://pravo.gov.ru 16 декабря 2021 года (т. 1 л.д. 157).
Костарев С.В. и лица, присоединившиеся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц: Чебыкин Д.С., Некурящих А.В., Родькин Н.Я., Кинг Р.Р., Грунин Д.В., Давыдов Р.В., Романовский М.В., Васильева А.О., Ахметгариев Р.Р., Рагозина М.В., Ревенкова Н.В., Зауминская А.В., Завьялова Е.Н., Карабанова В.В., Жданова Э.В., Кабаков Д.В., Корецкая В.В., Сухова И.-Л.П., Яковлев М.А., Шамшура К.А., Казаков А.Г., Домрачев Р.Ю., Макаренко И.Ф., Зачиняева М.А., Карев А.А., Кошкарова В.Г. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением к Губернатору Омской области, Правительству Омской области, Министерству природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Минприроды Омской области) об оспаривании Постановления N 609-п, распоряжения Минприроды Омской области от 13 октября 2021 года N 268, заключения Государственной экологической экспертизы от 11 октября 2021 года N 3 по проекту Постановления от 15 декабря 2021 года N 609-п (т. 1 л.д. 4-14).
Писаренко А.К. обратился в суд с аналогичными требованиями (т. 5 л.д. 109-117).
Определением Омского областного суда от 16 февраля 2022 года административные дела по названным выше административным искам объединены в одно производство (т. 5 л.д. 96-99).
Определением Омского областного суда от 22 февраля 2022 года административные исковые требования к Минприроды Омской области об оспаривании распоряжения от 13 октября 2021 года N 268 и заключения государственной экологической экспертизы от 11 октября 2021 года N 3 выделены в отдельное производство, направлены по подсудности в Куйбышевский районный суд г. Омска (т. 5 л.д. 248-252).
Предметом рассмотрения по настоящему административному делу являются требования административных истцов к Губернатору Омской области, Правительству Омской области об оспаривании Постановления N 609-п.
В обоснование требований административные истцы ссылались на нарушения, допущенные при проведении государственной экологической экспертизы; понижение природоохранного статуса территории, отделенной от памятника природы регионального значения "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе", при этом изъятие земель природно-заповедного фонда противоречит положениям пункта 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; также указали, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административных истцов как жителей города Омска на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании административные истцы участие не принимали, их представитель Дуденко М.А. поддержал заявленные требования по указанным в коллективном административном исковом заявлении основаниям.
Представители административных ответчиков Губернатора Омской области, Правительства Омской области Сенокосова Е.К., заинтересованного лица Минприроды Омской области Якимов Я.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 108-114, 198-202).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, заключение прокурора Сосковец И.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административных истцов на благоприятную окружающую среду, в связи с чем Костарев С.В. и другие вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
К числу полномочий Правительства Омской области в области охраны окружающей среды относятся, в том числе, создание особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством; утверждение границ и определение режима особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральным законодательством (пункты 7, 8.2 статьи 4 Закона Омской области от 6 октября 2005 года N 673-ОЗ "Об охране окружающей среды в Омской области".
В силу пункта 1 статьи 6 указанного Закона Омской области решение о создании, преобразовании или упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения принимается Правительством Омской области по представлению органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 17 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года N 483-ОЗ "О Правительстве Омской области" нормативные правовые акты Правительства Омской области издаются в форме постановлений Правительства Омской области и подписываются Председателем Правительства Омской области или лицом, его замещающим.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом, с соблюдением формы и порядка опубликования. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (статья 26 Федерального закона N 33-ФЗ).
На территории Омской области отношения, направленные на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий регулируются Законом Омской области от 6 октября 2005 года N 673-ОЗ "Об охране окружающей среды в Омской области" (далее - Закон N 673-ОЗ).
Подпунктом 1 пункта 9 статьи 6 Закона N 673-ОЗ предусмотрена такая категория особо охраняемых природных территорий регионального значения как природные рекреационные комплексы - территории природных комплексов, имеющие особое рекреационное значение, используемые для организации отдыха, туризма, экологического просвещения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности населения, с установленным режимом особой охраны, основной задачей которого является регулирование антропогенной нагрузки на эти территории.
Как следует из материалов административного дела, постановлением Правительства Омской области от 16 февраля 2011 года N 26-п природный комплекс "Омский городской дендрологический сад" объявлен памятником природы регионального значения, территория памятника природы площадью 186 061 кв. м - особо охраняемой природной территорией регионального значения (т. 1 л.д. 158). На основании постановления Правительства Омской области от 23 июля 2014 года N 159-п наименование памятника природы изменено на "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе" (т. 1 л.д. 176).
Памятник природы регионального значения "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе" находится в ведении Минприроды Омской области, его территория состоит из двух несмежных между собой частей и включает в себя земельные участки с кадастровыми номерами: <...>.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 названного Закона N 673-ОЗ под преобразованием особо охраняемых природных территорий регионального значения понимается изменение границ, режима особой охраны, категории особо охраняемой природной территории регионального значения или профиля государственного природного заказника.
Проект Постановления N 609-п подготовлен Минприроды Омской области в связи с принятием решения о преобразовании памятника природы регионального значения "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе" в границах пяти входящих в действующую особо охраняемую природную территорию и обследованных земельных участков с кадастровыми номерами <...>.
Указанный проект был согласован, в том числе с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (т. 1 л.д. 137, 138, 139, т. 6 л.д. 96), в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ.
Принятию названного постановления предшествовало проведение государственной экологической экспертизы на основании материалов комплексного экологического обследования, материалов оценки воздействия на окружающую среду (т. 2, т. 3). Проект постановления прошел процедуру общественных слушаний. (т. 4)
По итогам проведения государственной экологической экспертизы комиссией экспертов подготовлено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 11 октября 2021 года N 3, утвержденное распоряжением Минприроды Омской области от 13 октября 2021 года N 268 (т. 1 л.д. 140, 141-156).
Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение, отвечающее требованиям статьи 18 этого закона.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Закона об экологической экспертизе).
Законность указанного заключения и утвердившего его распоряжения явилась предметом оценки Куйбышевского районного суда г. Омска при рассмотрении административного дела N <...>. Решением суда от 24 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 сентября 2022 года, административное исковое заявление Костарева С.В. и других оставлено без удовлетворения (т. 6 л.д. 2-24).
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Исходя из изложенного доказательством, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание природного рекреационного комплекса регионального значения "Старозагородный", требованиям действующего законодательства, в том числе в части проведения процедуры общественных слушаний, следует считать заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
При таком положении доводы административных истцов о нарушениях при проведении государственной экологической экспертизы проекта Постановления N 609-п подлежат отклонению.
В соответствии с частью 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Доводы административных истцов о понижении природоохранного статуса территории, отделенной от памятника природы регионального значения "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе", нарушении в связи с этим приведенных выше положений пункта 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" проверены судом, во внимание приняты быть не могут.
Из заключения государственной экологической экспертизы следует, что памятник природы "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе" состоит из двух несмежных между собой частей, что свидетельствует об отсутствии единства экосистемы.
Наиболее сформирована и структурно обустроена восточная часть памятника природы; западная часть общей площадью <...> кв. м включает земельные участки с кадастровыми номерами: <...>, и представляет собой отдельную экосистему, не связанную с восточной частью.
Преобразование предлагается провести в границах пяти указанных земельный участках (западная часть), включающих в том числе и водные объекты.
Территория памятника природы в границах земельных участков с кадастровыми номерами <...> (восточная часть) преобразованию не подлежит.
Режим такой особо охраняемой природной территории как природные рекреационные комплексы позволяет осуществлять деятельность, направленную на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия, а также использование этих территорий для организации отдыха, туризма, экологического просвещения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности населения, с установлением режима особой охраны, основной задачей которого является регулирование антропогенной нагрузки на эту территорию.
Таким образом земельные участки с кадастровыми номерами <...> не лишаются статуса особо охраняемой природной территории, а подлежат преобразованию в иную категорию особо охраняемой природной территории - природный рекреационный комплекс, с учетом их фактического использования, а также ввиду особенностей экосистемы.
Следовательно, оспариваемым нормативным актом производится не изъятие, а преобразование особо охраняемой природной территории. Преобразованная часть территории памятника природы "Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе" не теряет статус особо охраняемой природной территории, приобретая статус природного рекреационного комплекса, являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения в соответствии с Законом N 673-ОЗ и имеющего особый режим охраны, установленный Постановлением N 609-п.
Также суд приходит к выводу о несостоятельности довода относительно того, что категория особо охраняемой природной территории - природный рекреационный комплекс допускает множество видов хозяйственной деятельности в сфере организации туризма, отдыха, физкультуры и спорта, которые могут оказать негативное воздействие на сохранность памятника природы; тогда как в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, запрещается всякая деятельности, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно Положению о природном рекреационном комплексе регионального значения "Старозагородный" (приложение N 1 к Постановлению N 609-п) задачами рекреационного комплекса являются: поддержание условий, обеспечивающих санитарную и пожарную безопасность; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); проведение научных исследований; ведение эколого-просветительской работы; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (пункт 3).
На территории природного рекреационного комплекса запрещается: в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий, сооружений, а также размещение некапитальных строений и сооружений, не связанных с обеспечением функционирования природного рекреационного комплекса и разрешения задач, предусмотренных в пункте 3 настоящего Положения (пункт 4).
На территории природного рекреационного комплекса в целях решения, установленных пунктом 3 задач, допускается: рекультивация нарушенных земель; удаление усохших, поврежденных, ослабленных деревьев и кустарников, проведение санитарных рубок, рубок ухода; посадка деревьев, кустарников и других зеленых насаждений, содействие естественному возобновлению; обустройство экологических и прогулочных троп, прогулочных и экскурсионных маршрутов; проведение мероприятий по благоустройству территории с целю проведения досуга населения; проведение массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий; строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий, строений, сооружений, размещение некапитальных строений и сооружений, предназначенных для обеспечения функционирования природного рекреационного комплекса в соответствии с настоящим Положением; въезд, движение, остановка и стоянка механизированных транспортных средств, обеспечивающих функционирование природного рекреационного комплекса, а также объектов, расположенных на территории природного рекреационного комплекса; нахождение на территории животных, задействованных в проведении эколого-просветительских и культурно-массовых мероприятий (пункт 5). Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах природного рекреационного комплекса: охрана природных территорий; проведение научных испытаний; природно-познавательный туризм; площадка для занятия спортом; благоустройство территории (пункт 8).
На земельных участках в границах природного рекреационного комплекса установлены предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальный отступ от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, - 3 метра; предельное количество этажей зданий, строений, сооружений, - не выше двух надземных этажей; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - 3% (пункт 9) (т. 5 л.д. 120-122).
Из показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля директора бюджетного учреждения Омской области "Управление по охране животного мира" Тулаева С.Б. следует, что в настоящее время учреждением разрабатывается концепция природного рекреационного комплекса "Старозагородный". Преобразование ранее существующей особо охраняемой природной территории позволит в соответствии с Положением на обособленной западной его части восстановить естественные ландшафты, оборудовать зоны рекреации, дорожно-тропиночную сеть, поддержанную зеленым каркасом, и таким образом провести дальнейшее развитие территории, что невозможно в условиях памятника природы. Коммерческая застройка на территории природного рекреационного комплекса не предусмотрена.
Таким образом, Положение о природном рекреационном комплексе регионального значения "Старозагородный" предусматривает возможность строительства, реконструкции и капитальный ремонт зданий, сооружений, а также размещение некапитальных строений и сооружений только для обеспечения функционирования природного рекреационного комплекса и решения задач, указанных в пункте 3, при этом процент застройки не должен превышать 3%. При этом возможность установления в положении об особо охраняемой природной территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрена пунктом 14 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Костарева Сергея Владимировича и других об оспаривании постановления Правительства Омской области от 15 декабря 2021 года N 609-П "О создании природного рекреационного комплекса регионального значения "Старозагородный" и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 16 февраля 2011 года N 26-П" оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.В. Ланцова |
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 16 ноября 2022 г. N 3а-177/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 15.12.2021 N 609-П "О создании природного рекреационного комплекса регионального значения "Старозагородный" и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 16 февраля 2011 года N 26-П"
Опубликование:
-