Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Практика применения статей 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации показала несовершенство уголовного законодательства в части налоговых преступлений, поэтому указанные статьи требуют существенной переработки.
В связи с этим 6 ноября 2001 года депутатом Государственной Думы Г.В.Боосом был внесен проект федерального закона N 148535-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации".
16 мая 2002 года Комитет Государственной Думы по законодательству рассмотрел указанный законопроект и рекомендован Государственной Думе принять его в первом чтении. При этом в заключении Комитета были изложены ряд замечаний к законопроекту, которые по мнению Комитета необходимо было учесть.
В этой связи подготовлена уточненная редакция проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса", в которой учтены замечания Комитета по законодательству, а также внесены ряд изменений, исключающие возможность различной трактовки отдельных положений статей 198 и 199 Уголовного кодекса.
Уточненная редакция указанного законопроекта предусматривает следующие наиболее важные изменения по сравнению с действующей редакцией статей 198 и 199 Уголовного кодекса.
1. Устанавливается закрытый перечень способов уклонения от уплаты налогов как для физических лиц, так и для организаций. К способам уклонения от уплаты налогов относятся либо непредставление налоговой декларации в случаях, когда подача такой декларации является обязательной, либо умышленное включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, повлекшее неуплату налогов.
2. Законодательно устанавливается обязанность налоговой полиции доказывать умышленный характер действий налогоплательщиков по неуплате налогов.
3. Устанавливается для физических лиц и организаций одинаковый размер налога, неуплата которого признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов превышает шестьсот тысяч рублей, а в особо крупном - шесть миллионов рублей.
4. Предусматривается механизм, который позволит сократить количество случаев, когда налогоплательщик, уплачивая в бюджет большие суммы налогов, но, из-за постоянно меняющегося налогового законодательства, неоднозначности и противоречивости многих его норм, не отразив в налоговой декларации незначительную сумму налогов и, соответственно, не перечислив ее в бюджет, становится объектом уголовного преследования. Для этого предлагается неуплату налогов не признавать совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов не превышает десяти процентов, а в особо крупном размере - двадцати процентов от суммы налогов, включенных налогоплательщиком в налоговую декларацию за тот же налоговый период.
5. В Уголовном кодексе устанавливается новая статья 199.1 - уклонение от перечисления налогов налоговым агентом. Это позволит привлекать к уголовной ответственности налоговых агентов на невыполнение ими обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом.
6. Сохраняется норма об освобождении лица от уголовной ответственности за налоговые преступления, если оно полностью возместило причиненный ущерб и способствовало раскрытию преступления.
В целях недопущения возникновения у государства финансовых обязательств в связи принятием указанного законопроекта предусматривается норма, согласно которой при пересмотре в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса судами дел в отношении лиц, осужденных за совершение деяний, предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного кодекса, до вступления настоящего федерального закона в силу, возврат денежных средств в виде уплаченных указанными лицами налогов, сборов, пеней, штрафов и иных платежей не производится, а причиненный таким лицам правомерными действиями ущерб, возмещению не подлежит.
Принятие данного законопроекта не приведет к изменению финансовых обязательств государства и не потребует расходов из федерального бюджета. Поэтому на указанный законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации
В целях недопущения возникновения у государства финансовых обязательств в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" предусматривается норма, согласно которой при пересмотре в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса судами дел в отношении лиц, осужденных за совершение деяний, предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного кодекса, до вступления настоящего федерального закона в силу, возврат денежных средств в виде уплаченных указанными лицами налогов, сборов, пеней, штрафов и иных платежей не производится, а причиненный таким лицам правомерными действиями ущерб, возмещению не подлежит.
Поэтому принятие указанного законопроекта не приведет к изменению финансовых обязательств государства и не потребует расходов из федерального бюджета. В связи с этим на указанный законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.