В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, и Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий в установленной сфере деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного горного надзора на 2023 год (далее - Программа).
2. Управлению горного надзора Ростехнадзора (В.М. Ткаченко), ответственному за реализацию Программы:
1) обеспечить контроль выполнения территориальными органами Ростехнадзора мероприятий Программы в установленные сроки;
2) не позднее 30 марта 2024 г. подготовить годовой отчет о реализации Программы, включающий в том числе информацию о реализации Программы территориальными органами Ростехнадзора;
3) не позднее 15 апреля 2024 г. направить руководителю Ростехнадзора годовой отчет о реализации Программы.
3. Территориальным органам Ростехнадзора:
1) в течение 10 дней со дня утверждения Программы сформировать и утвердить приказом график реализации профилактических мероприятий и назначить должностных лиц, ответственных за его выполнение, информацию разместить на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора;
2) обеспечить выполнение мероприятий Программы в установленные сроки;
3) не позднее 25 февраля 2024 г. направить годовой отчет о реализации Программы в Управление горного надзора (В.М. Ткаченко).
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.И. Фролова.
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Ростехнадзора
от 10 января 2023 г. N 2
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного горного надзора на 2023 год
Общая информация
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного горного надзора на 2023 год (далее - программа профилактики) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о федеральном государственном горном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного горного надзора, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного горного надзора
Положением о федеральном государственном горном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074, установлено, что предметом федерального государственного горного надзора является:
1) соблюдение юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность на объектах пользования недрами, обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленных Законом "О недрах" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением требований, являющихся предметом федерального геологического контроля (надзора) (далее - обязательные требования), в том числе:
обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленных лицензиями на пользование недрами;
обязательных требований при реализации планов и схем развития горных работ, технических проектов и иной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;
обязательных требований по проведению комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ, связанных с пользованием недрами, и прогнозирования опасных ситуаций, по своевременному определению и нанесению на планы горных работ опасных зон, по ведению геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и обеспечению ее сохранности;
обязательных требований по организации и осуществлению систематического контроля за состоянием рудничной (карьерной) атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли;
обязательных требований по осуществлению специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
обязательных требований по управлению деформационными процессами горного массива;
обязательных требований по обеспечению безопасности горных выработок, включая скважины, и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах горного отвода, сохранности горных выработок, а также требований, при ликвидации и консервации объектов пользования недрами или их участков и горных выработок, не подлежащих использованию;
обязательных требований по разработке и проведению мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения от воздействия проведения работ, от вредного воздействия этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций;
обязательных требований по организации пользователем недр геологического и маркшейдерского контроля при определении (обосновании) границ горных отводов, границ ведения горных и взрывных работ, опасных зон, зон охраны от вредного влияния горных разработок и сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков, разноса бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на безопасное состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр, параметров горных разработок, подземных и наземных сооружений, участков строительства и (или) эксплуатации объектов (сооружений), объемов горных разработок и (или) горной массы и осуществлению контроля за их соответствием проектной документации;
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
При этом оценка соблюдения обязательных требований, отнесенных к предмету федерального государственного горного надзора, на опасных производственных объектах осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
В настоящее время согласно статье 38 Закона "О недрах" оценка соблюдения обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, в рамках федерального государственного горного надзора осуществляется исключительно на объектах, не отнесенных к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
До вступления в силу изменений, внесенных в статью 38 Закона "О недрах" (до 1 июля 2021 г.) Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", задачами государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственного горного надзора), являлись предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр или лицами, осуществляющими работы на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр, требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. При этом государственный горный надзор осуществлялся при контрольно-надзорных мероприятиях в области промышленной безопасности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих исключительно опасные производственные объекты.
Учитывая изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации с 1 июля 2021 г., к объектам федерального государственного горного надзора относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с ведением горных работ и связанных с ними работ на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр на основании лицензии на пользование недрами, не относящихся к опасным производственным объектам (объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ).
Учет объектов федерального государственного горного надзора осуществляется путем ведения реестра таких объектов. Ведение реестра объектов контроля горного надзора осуществляется с использованием информации о таких объектах, полученной из государственных реестров, в том числе посредством межведомственного электронного взаимодействия.
В настоящее время подконтрольная база федерального государственного горного надзора оценивается в количестве более 10 тыс. объектов ведения горных работ.
Федеральный государственный горный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
К особенностям осуществления горного надзора на объектах пользования недрами, не отнесенных к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", можно отнести то, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении таких объектов не проводятся.
1.2. Описание текущего состояния профилактической деятельности
До вступления в силу (с 1 июля 2021 г.) Положения о федеральном государственном горном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074, профилактические мероприятия, направленные на снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на объектах, не включенных в государственный реестр опасных производственных объектов, осуществлялись при рассмотрении планов развития горных работ и проектов горноотводных актов.
За 9 месяцев 2022 г. контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и маркшейдерскими работами осуществлялся в отношении 1 200 организаций и 1 961 объекта, при этом общее количество поднадзорных опасных производственных объектов - 2 384.
За 9 месяцев 2022 г. территориальными органами Ростехнадзора при осуществлении надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, проведено 293 обследования, выявлено 1 022 нарушения требований по маркшейдерскому обеспечению горных работ, наложено 124 административных наказания за несоблюдение установленных требований по производству маркшейдерских работ и безопасному ведению горных работ, наложено штрафов на общую сумму 6 439 тыс. рублей, рассмотрено 1 234 плана развития горных работ (при этом выявлено нарушений - 322; согласовано планов развития горных работ - 1 046), 80 единиц проектной маркшейдерской документации (при этом выявлено нарушений - 30; согласовано документации - 61), 348 проектов горных отводов (при этом выявлено нарушений - 110; оформлено проектов горных отводов - 289), 10 материалов на ликвидацию (консервацию) объектов, связанных с пользованием недрами, включая ликвидацию (консервацию) скважин различного назначения (нефтегазодобывающих, разведочных, наблюдательных и т.д.) (согласовано - 10).
В настоящее время на официальном сайте Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены документы, информирующие субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, основные из которых следующие:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного горного (контроля) надзора (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/mining/acts/);
актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований по адресу: https://www.gosnadzor.ru/mining/acts/);
программы профилактики рисков причинения вреда (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/public/law enforcement/);#
доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder).
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактики направлена на снижение уровня аварийности и травматизма на объектах пользования недрами, не отнесенных к опасным производственным объектам.
Основными проблемами, на решение которых направлена программа профилактики, являются:
возникновение опасных участков (провалов, оползней, деформаций горного массива) в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
внезапные выбросы газов, прорывы воды, полезных ископаемых и вмещающих пород;
содержание в атмосфере карьеров пониженных содержаний кислорода, наличие вредных и взрывоопасных газов и пыли;
наличие объектов, их участков и горных выработок (включая скважины), не подлежащих использованию, но не прошедших ликвидацию и консервацию.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями реализации программы профилактики являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации программы профилактики являются:
формирование в Ростехнадзоре единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий;
создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении федерального государственного горного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения представлены в таблице N 1
Таблица N 1
Перечень мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
N |
Профилактическое мероприятие |
Сроки периодичность проведения |
Ответственный исполнитель |
Пояснения по порядку реализации |
1. |
Информирование |
|||
1.1. |
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Ростехнадзора и его территориальных органов в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах |
Постоянно |
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора) |
Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункт 26 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 |
Ответственные за подготовку документов отделы Управления горного надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора) | ||||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
|||
2.1. |
Направление проекта обзора правоприменительной практики в Управление горного надзора Ростехнадзора на адрес электронной почты: ruda@gosnadzor.ru. |
До 30 января 2023 года по итогам работы за 2022 год |
Территориальные органы Ростехнадзора |
Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, Пункт 27 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 Приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работ по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" |
2.2. |
Размещение доклада о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора |
До 15 марта 2023 года |
Ответственное структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора |
|
3. |
Объявление предостережения |
|||
3.1. |
Объявление предостережения |
В случае наличия сведений о возможных нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) |
Территориальные органы Ростехнадзора |
Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункты 28-36 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 |
4. |
Профилактический визит |
|||
4.1. |
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Проводится не позднее чем в течение 1 года после принятия решения о согласовании плана развития горных работ |
Территориальные органы Ростехнадзора |
Статья 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункты 32-33 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 |
5. |
Консультирование |
|||
5.1. |
Консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия) |
Постоянно |
Территориальные органы Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора) |
Статья 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункты 37-42 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 |
Территориальные органы Ростехнадзора на основании сведений, приведенных в таблице N 2, разрабатывают и представляют график реализации профилактических мероприятий, в котором определяются должностные лица территориального органа Ростехнадзора, ответственные за их реализацию.
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показатели результативности и эффективности программы профилактики определяются исходя из перечня профилактических мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном горном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074.
4.1. Информирование
Наименование показателя |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Доля единиц информации об осуществлении федерального государственного горного надзора, размещенных на официальном сайте Ростехнадзора и официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, в общем количестве единиц информации об осуществлении федерального государственного горного надзора, подлежащих размещению в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктом 26 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074, в процентах |
100 |
100 |
4.2. Обобщение правоприменительной практики
Наименование показателя |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Доля проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики осуществления федерального государственного горного надзора в общем количестве таких мероприятий, запланированных к проведению в отчетном периоде, в процентах |
100 |
100 |
Количество проведенных публичных обсуждений, в ед. |
5 |
5 |
4.3. Объявление предостережений
Наименование показателя |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Доля объявленных предостережений в общем количестве случаев поступления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований при осуществлении федерального государственного горного надзора или признаках нарушений таких обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) в отчетном периоде, в процентах |
100 |
100 |
Количество предостережений, в ед. |
10 |
12 |
4.4. Консультирование
Наименование показателя |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Доля проведенных консультирований в общем количестве обращений заявителей за консультированием в отчетном периоде, в процентах |
100 |
100 |
Количество обращений, в ед. |
1600 |
1700 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор спланировал на 2023 г. мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в рамках федерального государственного горного надзора.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 января 2023 г. N 2 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного горного надзора на 2023 год"
Опубликование:
-