Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Илюшникова С.М. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис"" (г. Моздок, ИНН 1510014002, ОГРН 1071510000352), ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания, третьих лиц - МУ "Управление социальной защиты населения по Моздокскому району Республики Северная Осетия - Алания", Правительства Республики Северная Осетия - Алания, Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис"" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу N А61-2327/2010 (судьи Жуков Е.В., Винокурова Н.В., Сулейманов З.М.), установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Жилсервис"" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минтруда республики), а при недостаточности у него денежных средств - с казны Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минфин республики) 200 301 рубля 48 копеек убытков в виде выпадающих доходов от предоставления с 01.11.2008 по 31.12.2008 отдельным категориям гражданам льгот по оплате содержания и текущего ремонта имущества в многоквартирном доме (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Управление социальной защиты населения по Моздокскому району Республики Северная Осетия - Алания", Правительство Республики Северная Осетия - Алания и Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление).
Определением от 09.03.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением от 28.04.2011 (судья Агаева А.В.) с казны Республики Северная Осетия - Алания в лице Минфина республики в пользу компании взыскано 200 301 рубль 48 копеек. В иске к Минтруду республики отказано. В части требований к Минфину России о взыскании 56 051 рубля 89 копеек задолженности по федеральному бюджету за декабрь 2008 года и взыскании 50 191 рубля 48 копеек задолженности по республиканскому бюджету производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в названной части. Компании выдана справка на возврат из федерального бюджета 10 555 рублей 46 копеек государственной пошлины. Суд исходил из того, что неполученные компанией доходы должны компенсироваться за счет средств республиканского бюджета. Размер понесенных истцом убытков подтверждается материалами дела.
Постановлением апелляционного суда от 11.08.2011 абзац 1 резолютивной части решения от 28.04.2011 изложен в следующей редакции: "Взыскать с муниципального образования - Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис"" 200 301 рубль 48 копеек". Абзац 6 резолютивной части решения изложен в редакции: "Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис"" возвратить из федерального бюджета 3 549 рублей 43 копейки государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.09.2010 N 281. Выдать справку на возврат государственной пошлины". Резолютивная часть решения от 28.04.2011 дополнена абзацем: "Взыскать с муниципального образования - Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис"" 7 006 рублей 03 копейки в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины по иску". В остальной части решение от 28.04.2011 оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что в резолютивной части решения суд первой инстанции неправомерно указал на взыскание с казны публично-правового образования вместо указания самого публично-правового образования. Кроме того, суд неправильно распределил судебные расходы.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление. По мнению заявителя, указание в резолютивной части постановления на взыскание задолженности с муниципального образования - Республики Северная Осетия - Алания в лице Минфина республики за счет средств казны муниципального образования неправомерно и делает постановление неисполнимым. Компания просила рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителя.
В отзывах управление и Правительство Республики Северная Осетия - Алания поддержали жалобу компании, Минфин республики отклонил ее доводы. Участники спора просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что резолютивную часть постановления следует изменить.
Как видно из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, с 01.11.2008 по 31.12.2008 компания предоставляла отдельным категориям гражданам льготы по оплате содержания и текущего ремонта имущества в многоквартирном доме. Названные льготы предоставлены по республиканским регистрам и подлежат возмещению за счет казны Республики Северная Осетия - Алания.
Обоснованность данных выводов стороны не оспаривают.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом. Заявитель, обжалуя постановление, ссылается только на то, что в резолютивной части названного судебного акта неправомерно указано на взыскание задолженности с муниципального образования - Республики Северная Осетия - Алания в лице Минфина республики за счет средств казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта.
Таким образом, резолютивная часть должна быть сформулирована так, чтобы могла быть исполнимой и дословно перенесена в исполнительный лист.
Из пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что надлежащим ответчиком по делу является соответствующее публично-правовое образование, а главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде от имени публично-правового образования.
В силу подпункта "в" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны, в числе прочего, сведения о должнике и взыскателе: для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
Таким образом, в резолютивной части судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правового образования за счет казны такого образования судам надлежит указывать главного распорядителя бюджетных средств.
Указанный правовой подход выработан в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6763/10.
Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации Республика Северная Осетия - Алания является субъектом Российской Федерации. В резолютивной части постановления апелляционный суд ошибочно именовал Республику Северная Осетия - Алания муниципальным образованием, что влечет неисполнимость судебного акта (в частности, неясно, с казны какого публично-правового образования надлежит взыскать денежные суммы).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что резолютивную часть постановления апелляционного суда надлежит изменить, исключив из нее слова "муниципального образования".
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Республики Северная Осетия - Алания в лице Минфина республики за счет казны в пользу компании надлежит взыскать 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу N А61-2327/2010 изменить, исключив из его резолютивной части слова "муниципального образования".
В остальной части постановление оставить без изменения.
Взыскать с Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания за счет казны в пользу ООО "Управляющая компания "Жилсервис"" 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.