В соответствии с частью 7 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. N 159 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации";
приказ Минэкономразвития России от 26 июля 2016 г. N 471 "О внесении изменений в Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. N 159".
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.
Министр |
М.Г. Решетников |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 23 декабря 2022 г. N 733
Методические рекомендации
по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - проекты нормативных правовых актов), оценки применения обязательных требований (далее - оценка применения), в том числе оценки фактического воздействия (далее - ОФВ), а также экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее соответственно - экспертиза, нормативные правовые акты) в соответствии с требованиями статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и определяют рекомендуемый порядок действий по проведению ОРВ проектов нормативных правовых актов, оценки применения, в том числе ОФВ, и экспертизы нормативных правовых актов.
1.2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения единого подхода при проведении ОРВ также рекомендуется использовать:
а) методику оценки регулирующего воздействия, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290;
б) методику оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. N 830;
в) методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669;
г) методику проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утвержденную приказом Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. N 454.
1.3. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие основные понятия и их определения:
обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
уполномоченный орган - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за развитие процедуры ОРВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанной процедуры, осуществляющий подготовку заключений об ОРВ по проектам нормативных правовых актов, входящим в предметную область, установленную статьей 53 Федерального закона N 414-ФЗ;
орган, уполномоченный на проведение экспертизы, - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или специально созданный коллегиальный орган, ответственный за развитие процедуры экспертизы, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанной процедуры, а также осуществляющий подготовку заключений об экспертизе;
орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения, - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или специально созданный коллегиальный орган, ответственный за развитие процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанных процедур, а также осуществляющий подготовку заключений о достижении целей введения обязательных требований и заключений об ОФВ;
разработчики проектов нормативных правовых актов (далее - разработчики) - органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, а также на участие в процедурах ОРВ, оценки применения, ОФВ в части организации публичных консультаций и подготовки сводного отчета об ОРВ, доклада о достижении целей введения обязательных требований, отчета об ОФВ, а также других действий, определенных порядком проведения ОРВ, оценки применения, ОФВ;
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое разработчиком в ходе проведения процедур ОРВ, оценки применения и ОФВ;
дополнительные публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ, органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, - при подготовке заключения о достижении целей введения обязательных требований и заключения об ОФВ, органом, уполномоченным на проведение экспертизы, - при подготовке заключения об экспертизе;
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
сводка предложений - документ, содержащий все комментарии и предложения, поступившие в рамках публичных консультаций (дополнительных публичных консультаций), а также результат их рассмотрения и его обоснование в случае отказа от учета предложения;
сводный отчет о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов ее решения;
доклад о достижении целей введения обязательных требований - документ, содержащий выводы по итогам проведения оценки применения о достижении целей регулирования, заявленных при разработке рассматриваемого нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
отчет об ОФВ - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об ОРВ - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, о наличии либо отсутствии в сводном отчете достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на проведение экспертизы, и содержащий выводы о наличии в нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов;
заключение о достижении целей введения обязательных требований - завершающий процедуру оценки применения документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, и содержащий выводы о достижении или недостижении заявленных целей регулирования, об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об ОФВ - завершающий процедуру ОФВ документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, и содержащий оценку положительных или отрицательных последствий действия нормативного правового акта, а также предложения об отмене, изменении нормативного правового акта или его отдельных положений или продлении срока его действия;
официальный сайт - специализированный единый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определенный в субъекте Российской Федерации для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, оценки применения, ОФВ и экспертизы, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах.
1.4. В целях обеспечения высокого качества регулирования рекомендуется оценивать проекты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, на предмет учета принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ. Указанную оценку целесообразно проводить в том числе уполномоченному органу при подготовке заключений об ОРВ, а также органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, при подготовке заключения о достижении целей введения обязательных требований и заключения об ОФВ.
1.5. В целях обеспечения актуальности регулирования при принятии новых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, может быть установлен срок их действия, не превышающий 6 лет.
1.6. В целях обеспечения предсказуемости регулирования нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены даты вступления в силу для нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также определен минимальный возможный отлагательный период между принятием нормативного правового акта и его вступлением в силу.
1.7. В целях обеспечения принципа открытости в субъекте Российской Федерации официальный сайт рекомендуется определить в качестве единой площадки в сети "Интернет" для раскрытия информации о процедурах ОРВ, оценки применения, ОФВ и экспертизы, в том числе проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов и нормативным правовым актам.
II. Рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации
2.1. Предметная область ОРВ
2.1.1. В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
2.1.2. В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
а) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2.1.3. В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ не проводится в отношении:
а) проектов законов субъектов Российской Федерации об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные отношения;
в) проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
2.1.4. В целях проведения ОРВ при определении иной экономической деятельности рекомендуется руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-4513, согласно которой под экономической деятельностью понимается взаимосвязанная совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, и целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ. Понятие инвестиционной деятельности является частью понятия экономической деятельности.
2.2. Рекомендуемый порядок проведения ОРВ
2.2.1. ОРВ рекомендуется проводить разработчику проекта нормативного правового акта. Результаты проведения ОРВ отражаются разработчиком в сводном отчете и публикуются в открытом доступе для проведения публичных консультаций.
2.2.2. При проведении ОРВ рекомендуется обеспечить:
а) определение проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, и измеримых целей, на достижение которых оно направлено;
б) объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования, начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования), посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
в) количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;
г) свободный доступ заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и учет такого мнения. В целях получения максимального отклика от заинтересованных лиц все этапы и сроки ОРВ рекомендуется исчислять в рабочих днях;
д) разделение функций участников процедуры ОРВ путем закрепления за разработчиками обязанности по размещению уведомления, подготовке сводного отчета и проведению публичных консультаций, а за уполномоченным органом - обязанности по подготовке заключения об ОРВ;
е) обязательность наличия сводного отчета и заключения об ОРВ для проектов нормативных правовых актов, входящих в предметную область, установленную статьей 53 Федерального закона N 414-ФЗ.
2.2.3. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования рекомендуется основывать на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении между собой и с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
2.2.4. Субъекты Российской Федерации могут предусмотреть градацию проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия и определить особенности проведения ОРВ для каждой степени в порядке проведения ОРВ в субъекте Российской Федерации.
2.2.5. При проведении ОРВ разработчику рекомендуется определить показатели, на основании которых можно сделать вывод о достижении или недостижении целей регулирования, и срок их оценки, который не должен превышать 5 лет. В случае принятия предлагаемого регулирования разработчику рекомендуется обеспечить мониторинг правоприменительной практики, в том числе сбор данных для расчета фактических значений указанных показателей.
2.2.6. В случае несогласия разработчика с выводами уполномоченного органа, изложенными в заключении об ОРВ, рекомендуется проводить согласительные процедуры по проекту нормативного правового акта.
2.3. Размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования
2.3.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, разработчику рекомендуется проводить публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
2.3.2. Организацию проведения публичных консультаций в отношении уведомления рекомендуется осуществлять по следующим этапам:
а) конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;
б) составление перечня вопросов, которые разработчик считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;
в) размещение информации о проведении публичных консультаций на официальном сайте;
г) анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;
д) подведение разработчиком итогов проведения публичных консультаций, составление сводки предложений.
2.3.3. Разработчику рекомендуется размещать на официальном сайте уведомление, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям, в котором рекомендуется представлять сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы и указывать ожидаемый результат предлагаемого правового регулирования. Для проведения публичных консультаций в уведомлении рекомендуется указывать:
а) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
б) ожидаемый результат (выраженный установленными разработчиком показателями) предлагаемого правового регулирования;
в) цели предлагаемого регулирования;
г) описание предлагаемого варианта решения проблемы и иных возможных способов решения проблемы и оценку их соответствия принципам установления и оценки применения обязательных требований, если предлагаемое регулирование предполагает введение обязательных требований.
2.3.4. С уведомлением рекомендуется размещать на официальном сайте материалы, обосновывающие выбор варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для участников публичных консультаций, в который рекомендуется включать следующие вопросы:
а) "Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?";
б) "Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";
в) "Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";
г) "Какие альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы существуют?";
д) "Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию".
Разработчику рекомендуется включать в данный перечень дополнительные вопросы, исходя из специфики предлагаемого им регулирования.
2.3.5. При размещении уведомления разработчику рекомендуется указывать срок, в течение которого проводятся публичные консультации. Рекомендуется, чтобы данный срок составлял не менее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения уведомления на официальном сайте.
2.3.6. О проведении публичных консультаций рекомендуется извещать следующие органы и заинтересованных лиц:
а) субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляющие деятельность в соответствующей сфере общественных отношений, чью сферу регулирования затрагивает предлагаемое правовое регулирование;
б) уполномоченный орган и иные заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации;
в) органы и организации, действующие на территории субъекта Российской Федерации, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
г) уполномоченный по правам предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
д) иные лица, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
2.3.7. В случае отсутствия исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, рекомендуется направлять извещения о проведении публичных консультаций в общественные, экспертные и научные организации в соответствующей сфере общественных отношений.
2.3.8. В ходе публичных консультаций рекомендуется рассматривать все предложения, поступившие в установленный срок. По результатам рассмотрения предложений рекомендуется составлять сводку предложений согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
2.3.9. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены также посредством проведения разработчиком совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения разработчику рекомендуется рассматривать и включать в общую сводку предложений.
2.3.10. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по уведомлению, размещается на официальном сайте государственными органами, проводившими указанные публичные консультации.
2.3.11. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций по уведомлению, поступивших в связи с размещением уведомления, разработчику рекомендуется принимать решение о подготовке либо об отказе от подготовки проекта нормативного правового акта.
2.3.12. При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта информацию о соответствующем решении рекомендуется размещать на официальном сайте и доводить до органов и заинтересованных лиц, которые приняли участие в публичных консультациях.
2.3.13. Проведение ОРВ и публичных консультаций по уведомлению не является обязательным. В случае отказа от проведения ОРВ и публичных консультаций по уведомлению разработчику рекомендуется проводить ОРВ и публичные консультации сразу по проекту нормативного правового акта.
2.4. Формирование и обсуждение сводного отчета и проекта нормативного правового акта
2.4.1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы разработчику рекомендуется выбирать наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывать соответствующий проект нормативного правового акта и формировать сводный отчет в отношении указанного проекта нормативного правового акта. Выбор наилучшего варианта правового регулирования рекомендуется осуществлять с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
2.4.2. Для проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету разработчику рекомендуется размещать указанные документы на официальном сайте.
2.4.3. В сводном отчете рекомендуется указывать следующие сведения:
а) степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (в случае если в субъекте Российской Федерации предусмотрена градация проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия);
б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
в) анализ опыта иных субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности;
г) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
д) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
е) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
ж) новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
з) оценка соответствующих расходов бюджета субъекта Российской Федерации (возможных поступлений в него);
и) новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации обязательные требования для предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также порядок организации их исполнения;
к) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанных с введением или изменением ответственности;
л) риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;
м) описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
н) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
о) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;
п) предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента;
р) сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях органа-разработчика;
с) наличие или отсутствие в проекте нормативного правового акта обязательных требований;
т) иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
В случае если в субъекте Российской Федерации предусмотрена градация проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия, то для проектов нормативных правовых актов с высокой степенью регулирующего воздействия в сводном отчете рекомендуется указывать все сведения, предусмотренные настоящим пунктом. В сводном отчете для проектов нормативных правовых актов со средней степенью регулирующего воздействия рекомендуется указывать сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "л" и "п" - "т" настоящего пункта. В сводном отчете для проектов нормативных правовых актов с низкой степенью регулирующего воздействия рекомендуется указывать сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б", "г" - "е", "л" и "р" - "т" настоящего пункта.
2.4.4. В сводном отчете рекомендуется приводить источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, рекомендуется приводить в приложении к нему. Рекомендуется, чтобы информация об источниках данных и методах расчетов обеспечивала возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к расчету в полном объеме.
2.4.5. Целями проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету являются:
а) сбор мнений заинтересованных лиц в отношении выявленной проблемы и обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования разработчиком;
б) установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
в) определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
г) оценка заинтересованными лицами качества подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта с точки зрения соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
2.4.6. С проектом нормативного правового акта и сводным отчетом рекомендуется размещать на официальном сайте перечень вопросов для участников публичных консультаций и иные материалы и информацию по усмотрению разработчика, обосновывающие выбор предлагаемого варианта правового регулирования.
2.4.7. Информацию о проведении публичных консультаций рекомендуется размещать на официальном сайте, включая информацию о сроках их проведения и способах участия, о контактных данных разработчика. Рекомендуется организовать несколько способов участия в публичных консультациях, в том числе посредством направления предложений по электронной почте или на почтовый адрес.
2.4.8. На период публичных консультаций рекомендуется обеспечивать непрерывный доступ к тексту проекта нормативного правового акта и сводному отчету. Не рекомендуется внесение изменений в указанные документы до завершения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету.
2.4.9. Публичные консультации рекомендуется проводить открыто, ограничение участия в публичных консультациях не рекомендуется. В целях повышения качества информирования заинтересованных лиц о проведении публичных консультаций рекомендуется дополнительно извещать заинтересованные органы и организации.
2.4.10. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить срок проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта не менее 10 рабочих дней.
2.4.11. В случае отсутствия предложений (замечаний, мнений) в рамках публичных консультаций в отношении проекта нормативного правового акта от заинтересованных лиц разработчик может принять решение о продлении срока их проведения.
2.4.12. В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и заинтересованных лиц, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
2.4.13. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций, должна размещаться на официальном сайте разработчиком.
2.4.14. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, разработчику при необходимости рекомендуется дорабатывать сводный отчет и проект нормативного правового акта. Доработанные проект нормативного правового акта и сводный отчет разработчику рекомендуется размещать на официальном сайте и направлять вместе со сводкой предложений, составленной по результатам публичных консультаций, в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ.
2.5. Заключение об ОРВ
2.5.1. Заключение об ОРВ рекомендуется подготавливать уполномоченному органу согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям, в котором рекомендуется отражать выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
2.5.2. В заключении об ОРВ рекомендуется отражать оценку уполномоченным органом показателей достижения заявленных целей регулирования и сроков их оценки, предложенных разработчиком в сводном отчете, в том числе возможности организации их мониторинга и верифицируемости. В случае установления разработчиком уже достигнутых значений показателей достижения заявленных целей регулирования или значений, которые, по мнению уполномоченного органа, могут быть достигнуты без принятия предлагаемого регулирования, такую позицию уполномоченного органа рекомендуется отражать в заключении об ОРВ, а также делать вывод о необоснованности предлагаемого регулирования.
2.5.3. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить возможность возвращения проекта нормативного правового акта и сводного отчета уполномоченным органом разработчику на доработку без подготовки заключения об ОРВ, в случае если уполномоченным органом сделан вывод о несоблюдении порядка проведения ОРВ разработчиком, в том числе в случае неполного и (или) некачественного заполнения сводного отчета. Рекомендуется также закрепить срок, в течение которого уполномоченный орган может возвращать материалы на доработку без подготовки заключения об ОРВ.
2.5.4. Уполномоченному органу при получении материалов для подготовки заключения об ОРВ рекомендуется предварительно проверить их полноту, качество заполнения сводного отчета и соблюдение порядка проведения ОРВ. В случае возврата материалов на доработку без подготовки заключения об ОРВ уполномоченному органу рекомендуется письменно извещать разработчика о несоблюдении порядка проведения ОРВ.
2.5.5. В случае установления соответствия проведенной разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям уполномоченному органу рекомендуется осуществлять анализ обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, анализ положений проекта нормативного правового акта на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования.
2.5.6. При подготовке заключения об ОРВ уполномоченному органу на основании информации из сводного отчета рекомендуется оценить обоснованность и соразмерность решения проблемы предложенным способом регулирования.
2.5.7. Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, рекомендуется отражать в заключении об ОРВ.
2.5.8. Анализ, проводимый уполномоченным органом, рекомендуется основывать на результатах исследования разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете, а также на основании информации, полученной уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и самостоятельного исследования. При этом рекомендуется учитывать также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций. Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных консультаций. В случае если уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные консультации были организованы неэффективно, это также рекомендуется отмечать в заключении об ОРВ.
2.5.9. Уполномоченному органу рекомендуется проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о существовании проблемы или о возможных способах ее решения, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.
2.5.10. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется предусмотреть положения, определяющие возможность проведения дополнительных публичных консультаций уполномоченным органом, сроки и порядок проведения таких консультаций.
2.5.11. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченному органу рекомендуется формировать мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
2.5.12. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченному органу рекомендуется обращать внимание на следующие характеристики сводного отчета:
а) точность формулировки выявленной проблемы;
б) обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
в) объективность определения целей предлагаемого правового регулирования;
г) практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
д) верифицируемость целевых значений показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
е) корректность оценки разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
ж) степень выявления разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования;
з) учет принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
2.5.13. Мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания рекомендуется включать в заключение об ОРВ. В случае выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, рекомендуется перечислять такие положения в заключении об ОРВ.
2.5.14. В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, их также рекомендуется включать в заключение об ОРВ.
2.5.15. Заключение об ОРВ структурно может включать вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
2.5.16. Во вводной части заключения об ОРВ рекомендуется указывать наименования проекта нормативного правового акта и разработчика, приводить краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.
2.5.17. В описательной части заключения об ОРВ рекомендуется приводить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования, результаты публичных консультаций и (или) дополнительных публичных консультаций, а также позицию относительно учета принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
2.5.18. В мотивировочной части заключения об ОРВ рекомендуется излагать позицию уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования.
2.5.19. В мотивировочной части также рекомендуется осуществлять анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценку результатов публичных консультаций, проведенных самим уполномоченным органом, предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта.
2.5.20. В случае наличия в проекте нормативного правового акта положений, содержащих обязательные требования, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливающих ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, дублирующих положения федеральных нормативных правовых актов, рекомендуется делать вывод о наличии в проекте нормативного правового акта избыточных обязательных требований, обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
III. Рекомендации по проведению экспертизы нормативных правовых актов
3.1. Экспертизу нормативных правовых актов рекомендуется проводить в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.2. Экспертизу рекомендуется осуществлять на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в орган, уполномоченный на проведение экспертизы:
а) от органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) от органов местного самоуправления;
в) от научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
г) от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
д) от иных лиц.
3.3. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в орган, уполномоченный на проведение экспертизы, рекомендуется составлять план проведения экспертизы (далее - план).
3.4. Нормативные правовые акты рекомендуется включать в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные сведения могут быть получены органом, уполномоченным на проведение экспертизы, как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно.
3.5. До включения в план органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется запрашивать мнения о необходимости проведения экспертизы рассматриваемых нормативных правовых актов с учетом сложившейся правоприменительной практики у органов и организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.6. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется утверждать план на год, а также размещать на официальном сайте и (или) на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет". Рекомендуется предусмотреть возможность внесения изменений в план.
3.7. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить сроки проведения экспертизы. Рекомендуется устанавливать сроки проведения экспертизы не более трех месяцев с возможностью их продления (при необходимости) на срок, не превышающий одного месяца.
3.8. В ходе экспертизы рекомендуется проводить публичные консультации, исследование нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составлять мотивированное заключение об экспертизе. Рекомендуемый образец формы заключения приведен в приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.
3.9. Публичные консультации рекомендуется проводить в течение одного месяца со дня начала процедуры экспертизы. На официальном сайте и на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет" рекомендуется размещать уведомление о проведении экспертизы с указанием срока начала и окончания публичных консультаций, а также контактных данных лиц, ответственных за проведение экспертизы.
3.10. Исследование нормативных правовых актов рекомендуется проводить во взаимодействии с разработчиком, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.
3.11. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить положение, в соответствии с которым разработчики по запросу органа, уполномоченного на проведение экспертизы, обязаны представлять необходимые материалы в целях проведения экспертизы.
3.12. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется запрашивать у разработчика материалы, необходимые для проведения экспертизы. Указанные материалы могут содержать сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.
3.13. В случае если разработчиком на запрос органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом рекомендуется указывать в тексте заключения об экспертизе.
3.14. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется обращаться к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их представления.
3.15. При проведении исследования рекомендуется:
а) рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
б) анализировать положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;
в) определять характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
г) устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений;
д) устанавливать факт достижения или недостижения целей введения регулирования (для нормативных правовых актов, проходивших ОРВ).
3.16. По результатам исследования рекомендуется составлять проект заключения об экспертизе. В проекте заключения об экспертизе рекомендуется указывать сведения:
а) о нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, органе государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшем нормативный правовой акт, и органе государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
б) о выявленных положениях нормативного правового акта, которые, исходя из анализа их применения для регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлений предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
в) об обосновании сделанных выводов;
г) о проведенных публичных консультациях, а также позициях органов государственной власти субъекта Российской Федерации и представителей предпринимательского сообщества, участвовавших в экспертизе;
д) о достижении или недостижении целей введения регулирования (для нормативных правовых актов, проходивших ОРВ).
3.17. Проект заключения об экспертизе рекомендуется направлять разработчику с указанием срока окончания приема замечаний и предложений.
3.18. Проект заключения об экспертизе также рекомендуется направлять представителям предпринимательского сообщества, в том числе всем участникам публичных консультаций, направившим предложения, на отзыв с указанием срока его представления.
3.19. Проект заключения об экспертизе рекомендуется размещать на официальном сайте или на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет" для публичных консультаций с указанием сроков направления предложений.
3.20. Поступившие в орган, уполномоченный на проведение экспертизы, в установленный срок отзывы, замечания и предложения рекомендуется рассматривать при доработке проекта заключения об экспертизе.
3.21. После подписания заключение об экспертизе рекомендуется размещать на официальном сайте и на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет", а также направлять лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного нормативного правового акта, и разработчику.
3.22. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключении об экспертизе (рассмотрение на заседании специального коллегиального органа, согласительные совещания, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам или иные механизмы).
3.23. По результатам экспертизы и согласительных процедур органу, уполномоченному на проведение экспертизы, в случае выявления в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, рекомендуется выносить разработчику предложение об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.24. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить обязанность разработчика по отмене или изменению нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, в случае поступления соответствующего предложения от органа, уполномоченного на проведение экспертизы.
IV. Оценка применения обязательных требований, в том числе ОФВ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
4.1. Особенности проведения оценки применения, в том числе ОФВ
4.1.1. Оценку применения, в том числе ОФВ, рекомендуется проводить в целях комплексной оценки системы обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, содержащихся в нормативных правовых актах, оценки достижения целей введения обязательных требований, выявления избыточных обязательных требований.
4.1.2. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется ежегодно составлять план проведения оценки применения. При формировании плана проведения оценки применения учитываются сроки действия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. В случае если у нормативного правового акта установлен срок действия, то рекомендуется включать в план проведения оценки применения на очередной год те нормативные правовые акты, срок действия которых истекает в году, следующем за текущим.
4.1.3. В план проведения оценки применения нормативные правовые акты, срок действия которых не установлен, рекомендуется включать по предложениям заинтересованных лиц, органов власти субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченного органа, в случае наличия данных о возникновении избыточных расходов на соблюдение обязательных требований у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также недостижении целей регулирования, установленных при проведении ОРВ.
4.1.4. В случае незначительного количества нормативных правовых актов, планируемых к включению в план проведения оценки применения, рекомендуется проводить ОФВ данных нормативных правовых актов. В порядке проведения оценки применения, в том числе ОФВ, в субъекте Российской Федерации рекомендуется установить пороговое значение количества нормативных правовых актов, при включении которых в план проведения оценки применения рекомендуется проводить ее в форме ОФВ.
4.1.5. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется утверждать план проведения оценки применения один раз в год не позднее апреля соответствующего года.
4.1.6. По итогам проведения оценки применения, в том числе ОФВ, может быть принято одно из следующих решений:
а) о необходимости сохранения нормативного правового акта без изменений, а для нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия, - продления срока их действия;
б) о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, в том числе в части продления сроков для нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия;
в) о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта.
4.2. Оценка применения обязательных требований
4.2.1. Оценку применения рекомендуется проводить разработчику в отношении нормативных правовых актов, включенных органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, в план проведения оценки применения.
4.2.2. Результаты проведения оценки применения рекомендуется отражать разработчику в докладе о достижении целей введения обязательных требований. Разработчику рекомендуется составлять один доклад о достижении целей введения обязательных требований по всем актам, подлежащим оценке применения. В доклад о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется включать следующие сведения и материалы:
а) реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
б) оценка эффективности введения обязательных требований;
в) информация о плановых значениях индикативных показателей достижения целей регулирования, указанных в сводном отчете к соответствующим нормативным правовым актам, с указанием ссылки на размещенный на официальном сайте сводный отчет (при наличии);
г) информация о фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования. Приводятся также методики расчета и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей рекомендуется использовать официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации. Рекомендуется, чтобы методики и источники данных для расчета фактических значений установленных показателей соответствовали тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ проекта нормативного правового акта;
д) верифицируемые источники данных о фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования;
е) вывод о достижении или недостижении целей введения обязательных требований;
ж) вывод об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также его обоснование;
з) выявленные избыточные обязательные требования (при наличии);
и) вывод о целесообразности или нецелесообразности проведения ОФВ.
4.2.3. Доклад о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется размещать для публичных консультаций на официальном сайте на срок не менее 20 рабочих дней. При проведении публичных консультаций дополнительно рекомендуется публиковать перечень вопросов для участников публичных консультаций.
4.2.4. По итогам публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований разработчику рекомендуется составлять сводку всех поступивших в установленный срок предложений с указанием результатов их рассмотрения и обоснованием в случае отказа от учета предложений при составлении доклада о достижении целей введения обязательных требований. В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и организаций, в которые были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
4.2.5. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований, должна размещаться на официальном сайте органами государственной власти, проводившими данные публичные консультации.
4.3. Заключение о достижении целей введения обязательных требований
4.3.1. Заключение о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется готовить органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения.
4.3.2. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, при получении материалов для подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется предварительно проверить их полноту и соблюдение правил проведения оценки применения.
В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется возвращать материалы разработчику на доработку без подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований.
В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения, может возвращать материалы на доработку без подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований, и сроки, в течение которых разработчик должен устранить замечания.
4.3.3. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о правоприменительной практике, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.
4.3.4. В случае если у нормативного правового акта установлен срок действия и разработчиком нарушены сроки проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативном правовом акте, срок действия которого истекает в текущем году, срок действия такого акта рекомендуется не продлевать. В случае необходимости повторного введения регулирования, срок действия которого истек, рекомендуется издание нового нормативного правового акта с проведением ОРВ на основании данных о применении акта, прекратившего действие.
4.3.5. В заключении о достижении целей введения обязательных требований органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется отражать:
а) комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений;
б) оценку достижения целей введения обязательных требований;
в) оценку эффективности введения обязательных требований, выявленные избыточные обязательные требования.
В случае несогласия с выводами, указанными в докладе о достижении целей введения обязательных требований, или невозможности верификации данных, указанных в докладе о достижении целей введения обязательных требований, на основе которых разработчиком были сделаны соответствующие выводы, органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется делать один из следующих выводов:
а) о нецелесообразности продления сроков действия регулирования;
б) о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт;
в) о необходимости проведения ОФВ.
Рекомендуемый образец формы заключения о достижении целей введения обязательных требований приведен в приложении N 5 к настоящим методическим рекомендациям.
4.3.6. В случае если заявленные цели введения обязательных требований достигнуты или достигнуты частично, однако в ходе публичных консультаций заинтересованными лицами была представлена позиция об избыточности обязательных требований или соответствующий вывод сделан органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, в рамках подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований, то в отношении таких нормативных правовых актов рекомендуется дополнительно проводить ОФВ. Решение о необходимости проведения ОФВ рекомендуется принимать органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения.
4.4. Оценка фактического воздействия
4.4.1. ОФВ рекомендуется проводить разработчику. Результаты проведения ОФВ разработчику рекомендуется отражать в отчете об ОФВ и публиковать в открытом доступе для проведения публичных консультаций.
4.4.2. В отчет об ОФВ рекомендуется включать следующие сведения и материалы:
а) реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации;
б) сведения о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта и ее результатах, включая сводный отчет о результатах проведения ОРВ, заключение об ОРВ, сводку предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту;
в) сравнительный анализ установленных в сводном отчете прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений в соответствии со сводным отчетом. Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей рекомендуется использовать официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации. Рекомендуется, чтобы методики и источники данных для расчета фактических значений установленных показателей соответствовали тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ проекта нормативного правового акта;
г) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в сводном отчете, в том числе расчет фактических затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательных требований;
д) оценка соблюдения принципов установления и оценки применения обязательных требований;
е) результаты предыдущих ОФВ данного нормативного правового акта (при наличии);
ж) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
4.4.3. В случае если фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения и (или) положительные последствия введения правового регулирования, это рекомендуется отмечать в отчете об ОФВ. В этом случае также рекомендуется проводить анализ причин данной ситуации, которая является основанием для формирования предложений об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений.
4.4.4. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить срок проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту и отчету об оценке фактического воздействия не менее 20 рабочих дней. При проведении публичных консультаций дополнительно рекомендуется публиковать перечень вопросов для участников публичных консультаций.
4.4.5. По итогам публичных консультаций разработчиком составляется сводка всех поступивших в установленный срок предложений с указанием результатов их рассмотрения при подготовке отчета об ОФВ. В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и организаций, в которые были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
4.4.6. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций, должна размещаться на официальном сайте органами государственной власти, проводившими данные публичные консультации.
4.5. Заключение об оценке фактического воздействия
4.5.1. Заключение об ОФВ рекомендуется готовить органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения.
4.5.2. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, при получении материалов для подготовки заключения об ОФВ рекомендуется предварительно проверить их полноту и соблюдение порядка проведения оценки применения, в том числе ОФВ. В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения, в том числе ОФВ, органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется возвращать материалы разработчику на доработку без подготовки заключения об ОФВ. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения, может возвращать материалы на доработку без подготовки заключения об ОФВ, и сроки, в течение которых разработчик должен устранить замечания.
4.5.3. В случае если у нормативного правового акта установлен срок действия и разработчиком нарушены сроки проведения ОФВ нормативного правового акта, срок действия которого истекает в текущем году, срок действия такого акта рекомендуется не продлевать. В случае необходимости повторного введения регулирования, срок действия которого истек, рекомендуется издание нового нормативного правового акта с проведением ОРВ на основании данных о применении акта, прекратившего действие.
4.5.4. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о правоприменительной практике, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.
4.5.5. В заключении об ОФВ рекомендуется отражать выводы о наличии либо отсутствии в нормативном правовом акте положений, содержащих избыточные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствовавших их введению, о соблюдении или несоблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований. Рекомендуемый образец формы заключения об ОФВ приведен в приложении N 6 к настоящим методическим рекомендациям.
4.5.6. В случае если фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения и (или) положительные последствия введения правового регулирования, органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется делать вывод о нецелесообразности продления сроков действия регулирования (при их наличии) или о необходимости его отмены или внесения в него изменений.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по внедрению порядка проведения
оценки регулирующего воздействия
и порядка проведения процедуры
оценки применения обязательных
требований и экспертизы в субъектах
Российской Федерации,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 23 декабря 2022 г. N 733
Рекомендуемый образец формы
УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке предлагаемого правового регулирования
Настоящим __________________________________________________________
(наименование разработчика)
извещает о начале обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового
регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
Предложения принимаются по адресу: ________________________________,
а также по адресу электронной почты: ___________________________________.
Сроки приема предложений: _________________________________________.
Место размещения уведомления в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (полный электронный адрес): _____________________________
________________________________________________________________________.
Все поступившие предложения будут рассмотрены. Сводка предложений
будет размещена на сайте ________________________________________________
(адрес официального сайта)
не позднее _____________________________________________________________.
(число, месяц, год)
1. Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое
правовое регулирование: _________________________________________________
________________________________________________________________________.
место для текстового описания
2. Цели предлагаемого правового регулирования: _____________________
________________________________________________________________________.
место для текстового описания
3. Ожидаемый результат (выраженный установленными разработчиком
показателями) предлагаемого правового регулирования: ____________________
________________________________________________________________________.
место для текстового описания
4. Действующие нормативные правовые акты, поручения, другие решения,
из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового
регулирования в данной области: _________________________________________
________________________________________________________________________.
место для текстового описания
5. Планируемый срок вступления в силу предлагаемого правового
регулирования: __________________________________________________________
________________________________________________________________________.
место для текстового описания
6. Сведения о необходимости или отсутствии необходимости
установления переходного периода: _______________________________________
________________________________________________________________________.
место для текстового описания
7. Сравнение возможных вариантов решения проблемы:
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант N |
7.1. Содержание варианта решения выявленной проблемы |
|
|
|
7.2. Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в среднесрочном периоде |
|
|
|
7.3. Оценка дополнительных расходов (доходов) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, связанных с его введением |
|
|
|
7.4. Оценка расходов (доходов) бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением предлагаемого правового регулирования |
|
|
|
7.5. Оценка возможности достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования посредством применения рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования |
|
|
|
7.6. Оценка рисков неблагоприятных последствий |
|
|
|
7.7. Оценка соответствия принципам установления и оценки применения обязательных требований (если предлагаемое регулирование предполагает введение обязательных требований) |
|
|
|
8. Иная информация по решению органа-разработчика, относящаяся к
сведениям о подготовке идеи (концепции) предлагаемого правового
регулирования:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
место для текстового описания
К уведомлению прилагаются:
|
Перечень вопросов для участников публичных консультаций |
|
|
Иные материалы, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить необходимость введения предлагаемого правового регулирования |
|
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по внедрению порядка проведения
оценки регулирующего воздействия
и порядка проведения процедуры
оценки применения обязательных
требований и экспертизы в субъектах
Российской Федерации,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 23 декабря 2022 г. N 733
Рекомендуемый образец формы
СВОДКА
предложений
Ссылка на проект: _______________________________________________________
Дата проведения публичного обсуждения: __________________________________
Количество экспертов, участвовавших в обсуждении: _______________________
Отчет сгенерирован: _____________________________________________________
N |
Участник обсуждения |
Позиция участника обсуждения |
Комментарии разработчика |
|
|
|
|
Общее количество поступивших предложений |
|
Общее количество учтенных предложений |
|
Общее количество частично учтенных предложений |
|
Общее количество неучтенных предложений |
|
|
|
" " г. |
|
|
Ф.И.О. руководителя |
|
Дата |
|
Подпись |
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
по внедрению порядка проведения
оценки регулирующего воздействия
и порядка проведения процедуры
оценки применения обязательных
требований и экспертизы в субъектах
Российской Федерации,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 23 декабря 2022 г. N 733
Рекомендуемый образец формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия
_____________________________ в соответствии с __________________________
(наименование уполномоченного (нормативный правовой акт,
органа) устанавливающий порядок
проведения оценки
регулирующего воздействия)
(далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия) рассмотрело
проект __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование проекта нормативного правового акта)
(далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки
настоящего заключения ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование органа исполнительной власти, направившего проект акта)
(далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего
заключения _____________________________________________________________.
(впервые/повторно)
____________________________________________________________________ (1).
(информация о предшествующей подготовке заключения об оценке
регулирующего воздействия проекта акта)
Органом-разработчиком проведены публичные консультации по
уведомлению в сроки _______________________ о __________________________,
(срок начала (срок окончания
публичного обсуждения) публичного обсуждения)
а также по проекту акта и сводному отчету в сроки с _________ о _________
(срок (срок
начала окончания
публичного публичного
обсуждения) обсуждения)
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена
разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" по адресу: ______________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________.
(полный электронный адрес размещения проекта акта
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
В ходе подготовки настоящего заключения были проведены публичные
консультации в сроки с ________________________ о _______________________
(срок начала (срок окончания
публичных консультаций) публичных консультаций)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(краткие комментарии о проведенных публичных консультациях, включая
обоснование необходимости их проведения, количества и состава участников,
основной вывод)
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта
с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете,
___________________________________________ сделаны следующие выводы (2):
(наименование уполномоченного органа)
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(вывод о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения
проблемы предложенным способом регулирования)
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(вывод о соблюдении или несоблюдении принципов
установления и оценки применения обязательных требований)
________________________________________________________________________.
(вывод о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные
обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и
иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также
положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов
предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета
субъекта Российской Федерации)
________________________________________________________________________.
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения)
Указание (при наличии) на приложения.
___________________ И.О. Фамилия
(подпись
уполномоченного
должностного лица)
------------------------------
1 Указывается в случае направления органом-разработчиком проекта акта повторно.
2 В случае если по результатам оценки регулирующего воздействия выявлено отсутствие положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета субъекта Российской Федерации, и установлено наличие достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия после указания соответствующих выводов считается завершенной и дальнейшего заполнения настоящей формы не требуется.
------------------------------
Приложение N 4
к методическим рекомендациям
по внедрению порядка проведения
оценки регулирующего воздействия
и порядка проведения процедуры
оценки применения обязательных
требований и экспертизы в субъектах
Российской Федерации,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 23 декабря 2022 г. N 733
Рекомендуемый образец формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об экспертизе
_____________________________ в соответствии с __________________________
(наименование органа, (нормативный правовой акт,
уполномоченного устанавливающий порядок
на проведение экспертизы) проведения экспертизы)
(далее - Правила проведения экспертизы) рассмотрело _____________________
___________________________________________________ и сообщает следующее.
(наименование нормативного правового акта)
Настоящее заключение подготовлено __________________________________
(впервые/повторно)
____________________________________________________________________ (3).
(информация о предшествующей подготовке заключения об экспертизе
нормативного правового акта)
Органом, уполномоченным на проведение экспертизы, проведены
публичные консультации в сроки с ________________________ по
(срок начала публичного
обсуждения)
_______________________.
(срок окончания
публичного обсуждения)
Информация об экспертизе нормативного правового акта размещена
органом, уполномоченным на проведение экспертизы, на официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
________________________________________________________________________.
(полный электронный адрес размещения нормативного правового акта
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
На основе проведенной экспертизы нормативного правового акта сделаны
следующие выводы (4): __________________________________________________.
(вывод о наличии либо отсутствии положений,
необоснованно затрудняющих осуществление
предпринимательской и инвестиционной
деятельности)
________________________________________________________________________.
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения)
Указание (при наличии) на приложения.
___________________ И.О. Фамилия
(подпись
уполномоченного
должностного лица)
------------------------------
3 Указывается в случае направления органом-разработчиком нормативного правового акта повторно.
4 В случае если по результатам экспертизы выявлено отсутствие положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подготовка заключения об экспертизе после указания соответствующих выводов считается завершенной и дальнейшего заполнения настоящей формы не требуется.
------------------------------
Приложение N 5
к методическим рекомендациям
по внедрению порядка проведения
оценки регулирующего воздействия
и порядка проведения процедуры
оценки применения обязательных
требований и экспертизы в субъектах
Российской Федерации,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 23 декабря 2022 г. N 733
Рекомендуемый образец формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о достижении целей введения обязательных требований
_____________________________ в соответствии с __________________________
(наименование органа, (нормативный правовой акт,
уполномоченного на контроль устанавливающий порядок
за качеством проведения проведения оценки
оценки применения) фактического воздействия
(далее - ОФВ)
(далее - Правила проведения оценки применения, в том числе ОФВ)
рассмотрело ____________________________________________________________
________________________________________________________________________,
(наименование нормативного правового акта)
направленный для подготовки настоящего заключения _______________________
_________________________________________________________________________
(наименование органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, направившего нормативный правовой акт)
(далее - разработчик), и сообщает следующее.
Нормативный правовой акт направлен для подготовки настоящего
заключения _____________________________________________________________.
(впервые/повторно)
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ (5).
(информация о предшествующей подготовке заключения о достижении
целей введения обязательных требований)
По результатам рассмотрения представленных материалов установлено,
что при проведении оценки применения нарушений Правил проведения
оценки применения, в том числе ОФВ, которые могут оказать негативное
влияние на обоснованность полученных разработчиком результатов, не
выявлено.
Разработчиком проведены публичные консультации по докладу о
достижении целей введения обязательных требований в сроки с
__________________________ по _____________________________.
(срок начала публичного (срок окончания публичного
обсуждения) обсуждения)
Информация об оценке применения размещена разработчиком на
официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по
адресу: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(полный электронный адрес размещения нормативного правового акта
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
На основе проведенной оценки применения с учетом информации,
представленной разработчиком в докладе о достижении целей введения
обязательных требований, сделаны следующие выводы:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в
нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных
отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований,
оценка эффективности введения обязательных требований, выявленные
избыточные обязательные требования)
________________________________________________________________________.
(учет принципов установления и оценки применения обязательных требований)
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения
уполномоченного органа)
Указание (при наличии) на приложения.
___________________ И.О. Фамилия
(подпись
уполномоченного
должностного лица)
------------------------------
5 Указывается в случае направления органом-разработчиком нормативного правового акта повторно.
------------------------------
Приложение N 6
к методическим рекомендациям
по внедрению порядка проведения
оценки регулирующего воздействия
и порядка проведения процедуры
оценки применения обязательных
требований и экспертизы в субъектах
Российской Федерации,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 23 декабря 2022 г. N 733
Рекомендуемый образец формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке фактического воздействия
_____________________________ в соответствии с __________________________
(наименование органа, (нормативный правовой акт,
уполномоченного на контроль устанавливающий порядок
за качеством проведения проведения оценки
оценки применения) фактического воздействия
(далее - ОФВ)
(далее - Правила проведения ОФВ) рассмотрело ____________________________
________________________________________________________________________,
(наименование нормативного правового акта)
направленный для подготовки настоящего заключения _______________________
_________________________________________________________________________
(наименование органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, направившего нормативный правовой акт)
(далее - разработчик), и сообщает следующее.
Нормативный правовой акт направлен для подготовки настоящего
заключения
________________________________________________________________________.
(впервые/повторно)
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ (6).
(информация о предшествующей подготовке заключения об ОФВ нормативного
правового акта)
По результатам рассмотрения представленных материалов установлено,
что при проведении оценки фактического воздействия нормативного правового
акта нарушений Правил проведения ОФВ, которые могут оказать негативное
влияние на обоснованность полученных разработчиком результатов, не
выявлено.
Разработчиком проведены публичные консультации по нормативному
правовому акту и отчету об оценке фактического воздействия в сроки
с ___________________________________ по _______________________________.
(срок начала публичного (срок окончания публичного
обсуждения) обсуждения)
Информация об оценке фактического воздействия нормативного правового
акта размещена разработчиком на официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(полный электронный адрес размещения нормативного правового акта
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
На основе проведенной оценки фактического воздействия нормативного
правового акта с учетом информации, представленной разработчиком в отчете
об ОФВ, сделаны следующие выводы:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(оценка достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете
о проведении оценки регулирующего воздействия, определение и оценка
фактических положительных и отрицательных последствий принятия
нормативного правового акта, а также выявленные положения,
необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и иной
экономической деятельности или приводящие к возникновению
необоснованных расходов бюджета субъекта Российской Федерации)
________________________________________________________________________.
(соблюдение или несоблюдение принципов установления и оценки применения
обязательных требований)
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения органа,
уполномоченного на контроль за качеством проведения оценки применения)
Указание (при наличии) на приложения.
___________________ И.О. Фамилия
(подпись
уполномоченного
должностного лица)
------------------------------
6 Указывается в случае направления органом-разработчиком нормативного правового акта повторно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны новые рекомендации по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия, а также порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в регионах.
Прежний порядок ОРВ и экспертизы утратил силу.
Приказ вступает в силу с 1 января 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2022 г. N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликование:
-