Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Леоновой О.В. и Рогальского С.В., при участии от истца - муниципального унитарного предприятия "Таганрогэнерго" (г. Таганрог, ИНН 6154005874, ОГРН 1036154014093) - Савицкой Л.Г. (доверенность от 10.01.2012), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"" (г. Таганрог, ИНН 6154109390, ОГРН 1076154003298) - Беляева И.Б. (доверенность от 21.05.2010), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2011 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 (судьи Еремина О.А., Кузнецов С.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-7130/2011, установил следующее.
МУП "Таганрогэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"" (далее - компания) о взыскании 1 678 735 рублей 78 копеек задолженности за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения (ГВС), поставленную с 01.08.2010 по 31.03.2011 в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома (уточненные требования).
Решением от 10.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2011, иск удовлетворен. Судебные инстанции исходили из того, что расчет долга произведен предприятием с учетом установленных нормативов потребления и в соответствии с действующим законодательством. Наличие задолженности подтверждается материалами дела.
В кассационной жалобе компания просит отменить решение и постановление и уменьшить взысканную сумму задолженности по оплате тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения на 248 813 рублей 80 копеек. По мнению заявителя, вывод судебных инстанций о правомерности произведенного истцом расчета является неверным. При определении размера задолженности за ГВС следовало исходить из показаний индивидуальных приборов учета, а не применять нормативы потребления.
В отзыве предприятие отклонило доводы жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.03.2008 предприятие (теплоснабжающая организация) и компания (абонент) заключили договор N 259/08 на поставку тепловой энергии, по которому теплоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в виде горячей воды с параметрами, оговоренными в договоре. В свою очередь абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию.
Ссылаясь на то, что абонент не в полном объеме оплатил тепловую энергию, поставленную в многоквартирные дома, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
Судебные инстанции, установив, что общедомовые приборы учета в спорных многоквартирных домах отсутствуют, правомерно отклонили довод компании о том, что расчет количества потребленной спорными домами горячей воды должен производиться исходя из показаний индивидуальных приборов учета в квартирах.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), учет горячей воды обеспечивает абонент.
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами N Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению в отношении многоквартирных домов допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
Применение к отношениям между предприятием и компанией пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении компании. Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между предприятием и компанией.
Данный правовой подход выработан в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанции о том, что расчет количества потребленной спорными многоквартирными домами горячей воды должен производиться исходя из утвержденных нормативов потребления, является верным.
Правильность расчета задолженности по нормативам потребления ответчик не опроверг.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу N А53-7130/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.