Полномочные представители Союза "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов" (далее - профсоюзы), регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (далее - работодатели), Правительства Хабаровского края (далее - Правительство), именуемые в дальнейшем сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 114 "О социальном партнерстве в сфере труда", заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции сторон по регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, дополнительным трудовым и социальным гарантиям, в целях координации совместных действий в ходе проведения социально-экономической политики в Хабаровском крае (далее также - край) в 2023 - 2025 годах.
Стороны, руководствуясь интересами жителей края, в условиях жестких ограничительных санкций ставят в числе приоритетных задач Соглашения создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, развитию социально-трудовых отношений, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, достижению сбалансированного социально-экономического развития, направленного на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение уровня бедности, поддержание социальной стабильности.
Стороны осуществляют согласованную политику в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, взаимодействуют на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдения обязательств, определенных настоящим Соглашением.
I. Сфера экономики
1.1. Стороны:
1.1.1. Консолидируют усилия для создания необходимых антикризисных условий для экономического развития края. Обеспечивают кадровую потребность предприятий и организаций края (далее - организации), возникающую в крае.
1.1.2. Разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на модернизацию и повышение эффективности и конкурентоспособности экономики края, принимают меры по формированию благоприятного инвестиционного климата, созданию и развитию инновационной и технологической инфраструктуры на территории края.
1.1.3. Содействуют реализации в крае:
- национальных, федеральных и региональных проектов в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока";
- федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и края по вопросам, относящимся к компетенции сторон;
- приоритетных (флагманских) направлений развития края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года, определенных распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2021 г. N 1215-рп "О направлениях и задачах развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года".
1.1.4. Принимают меры по:
- созданию условий для закрепления населения края, обеспечению стабильной занятости, снижению уровня бедности, проведению последовательной политики, направленной на уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, созданию высокопроизводительных и безопасных рабочих мест, а также комфортной среды проживания в крае;
- увеличению объемов производства жизненно важной продукции организациями, осуществляющими деятельность на территории края, в целях обеспечения населения основными продуктами питания и другими необходимыми товарами;
- созданию благоприятных условий для развития бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, и организации самозанятости граждан;
- проведению единой согласованной политики в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства и общественного транспорта, обеспечению открытости и доступности информации о рассмотрении и об утверждении тарифов на коммунальные услуги;
- созданию на территории края преференциальных режимов ведения предпринимательской деятельности: территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, а также индустриальных парков и технопарков.
1.1.5. Разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на рост производительности труда.
1.1.6. Оказывают содействие в развитии средств массовой информации, повышению их роли в реализации социально-экономической политики, регулировании социально-трудовых отношений и совершенствовании системы социального партнерства в крае.
1.2. Профсоюзы:
1.2.1. Проводят в трудовых коллективах организационно-разъяснительную работу по созданию благоприятного морально-психологического климата, направленного на повышение производительности труда, улучшение условий труда, укрепление трудовой дисциплины, повышение качества продукции и развитие системы трудового и профессионального соревнования в сложившихся социально-экономических условиях.
1.2.2. Разрабатывают и представляют работодателям предложения по решению социально-экономических вопросов в организации, стабилизации финансового положения, повышению эффективности работы, сохранению рабочих мест при возникновении риска банкротства. Способствуют участию работников в управлении организацией.
1.2.3. Совместно с работодателями вносят предложения в Правительство края по вопросам предоставления мер государственной поддержки организациям, обеспечивающим сохранение занятости населения, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям.
1.2.4. Участвуют в консультациях по основным направлениям краевой ценовой и тарифной политики на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности, подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики.
1.2.5. Участвуют в рассмотрении вопросов массового высвобождения работников, предлагают меры по переподготовке, повышению квалификации работников для дальнейшего трудоустройства.
1.2.6. Осуществляют в пределах своих полномочий профсоюзный контроль:
- за реализацией национальных проектов и государственных программ Российской Федерации и края;
- за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы труда и занятости.
1.2.7. Проводят мониторинг роста цен на основные продукты питания и проезд в общественном транспорте.
1.3. Работодатели:
1.3.1. Разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на повышение производительности труда на основе модернизации, технического перевооружения и бережливого производства.
1.3.2. Принимают меры по сохранению и увеличению объемов производства продукции в целях импортозамещения, повышению конкурентоспособности в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка, развитию региональной и межрегиональной кооперации.
1.3.3. Содействуют развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, расширению его взаимодействия с крупными и средними организациями, в том числе с учетом мнения отраслевых профсоюзов.
1.3.4. Принимают меры по повышению квалификации работников, развивают систему корпоративного обучения персонала, в том числе работников, находящихся под риском увольнения. Расширяют подготовку кадров на контрактной основе, предусматривающую целевую подготовку, трудоустройство и адаптацию кадров на рабочем месте.
1.4. Правительство:
1.4.1. Разрабатывает и реализует политику, направленную на комплексное социально-экономическое развитие края, обеспечение социальной стабильности, формирование условий для роста экономики края, в том числе при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год.
1.4.2. Разрабатывает и обеспечивает реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствует формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, организации самозанятости, увеличению роли малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических задач в крае.
1.4.3. Ежегодно проводит краевой конкурс "Предприниматель года" и "Дальневосточный форум предпринимателей" в целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства и распространения лучших практик.
1.4.4. Содействует деятельности сельскохозяйственных производителей в целях обеспечения населения края качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, производимой в крае.
1.4.5. Стимулирует субъекты предпринимательской деятельности во всех сферах экономики края в целях импортозамещения на разработку технического перевооружения, внедрения новых технологий, освоения производства инновационной продукции.
1.4.6. Принимает меры по стимулированию увеличения объемов строительства социального и наемного жилья в крае. Создает условия для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного.
1.4.7. Рассматривает предложения сторон по разработке и внедрению системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования с использованием бюджетных средств, направленной на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
1.4.8. Обеспечивает доступность и качество услуг жилищно-коммунального хозяйства, соблюдая баланс интересов производителей и потребителей в соответствии с действующим законодательством.
1.4.9. Проводит консультации по основным направлениям государственного регулирования цен (тарифов) на стадии разработки цен (тарифов), согласованные с динамикой реальных денежных доходов населения и направленные на минимизацию негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения края.
1.4.10. Разрабатывает предложения по формированию механизма сдерживания цен на продукты первой необходимости, топливо, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и представляет указанные предложения в Правительство Российской Федерации.
1.4.11. Разрабатывает предложения по формированию механизма увеличения загрузки предприятий промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса, за счет размещения государственных заказов, целевых заказов для обеспечения и сохранения мобилизационных мощностей, заключения экспортных контрактов, а также модернизации и развития производства.
1.4.12. Содействует расширению рынков сбыта продукции и поиску партнеров для бизнеса, в том числе обеспечивает представление промышленного потенциала края на международных и российских выставочных мероприятиях и промышленно-инвестиционных форумах.
1.4.13. Разрабатывает и реализует меры по обеспечению устойчивого функционирования и развития дорожно-транспортного комплекса, более полному удовлетворению потребностей организаций и граждан в транспортном обслуживании, способствует расширению рынка транспортных услуг и созданию условий здоровой конкуренции, безопасной эксплуатации и экологической безопасности транспорта.
1.4.14. Способствует развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере, расширению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
1.4.15. Осуществляет мероприятия по привлечению внебюджетных источников финансирования на реализацию инвестиционных проектов, федеральных и региональных программ, обеспечивающих рост объемов производства и имеющих важное социальное значение для края.
1.4.16. Принимает в соответствии с действующим законодательством меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.
II. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
2.1. Стороны:
2.1.1. Содействуют:
- развитию рынка труда, сокращению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышению уровня занятости населения;
- усилению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, обеспечению соответствия объемов и структуры подготовки рабочих кадров и специалистов потребностям рынка труда края;
- созданию новых и модернизации существующих рабочих мест, расширению сферы трудовой деятельности для жителей края.
2.1.2. Реализуют мероприятия, направленные на внедрение профессиональных стандартов и развитие независимой оценки квалификации в крае, в том числе в целях интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан посредством сертификатов.
2.1.3. Проводят согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, с учётом обеспечения приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации.
2.1.4. Обеспечивают реализацию законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Создают условия для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных для них рабочих местах. Принимают меры по обеспечению инфраструктурной доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2.1.5. Содействуют развитию практики наставничества в организациях, разработке и реализации совместных проектов, включая меры по стимулированию участников системы наставничества.
2.2. Профсоюзы:
2.2.1. Проводят мониторинг финансово-экономической ситуации в организациях в связи с приостановкой деятельности организаций, введением режима неполной или частичной занятости.
2.2.2. Организуют обучение работников организаций, направленное на формирование и развитие у них деловой активности и профессиональных навыков.
2.2.3. Информируют граждан, в том числе в ходе информационных мероприятий, о возможности прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
2.2.4. Содействует работодателям в осуществлении мер, направленных на обеспечение занятости работников, непрерывное профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование с учетом приоритетных направлений развития экономики.
2.2.5. Способствуют организации соревновательного движения в трудовых коллективах за повышение производительности труда, эффективности и качества выполняемых работ.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Принимают меры по сохранению и эффективному использованию имеющихся и созданию новых рабочих мест, предотвращению массовых увольнений.
2.3.2. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.
2.3.3. Участвуют в разработке прогноза потребности экономики края в профессиональных кадрах.
2.3.4. Участвуют в дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда края, путем организации трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, на временные рабочие места для продолжения трудовой деятельности, а также организации оплачиваемых общественных работ для временного трудоустройства незанятых граждан, включая граждан, зарегистрированных в качестве безработных.
2.3.5. Обеспечивают прием на работу на имеющиеся вакантные места граждан, испытывающих трудности в поиске работы, исходя из условий работы и учитывая законодательство Российской Федерации.
2.3.6. Принимают меры по выполнению установленных квот для приема на работу инвалидов, создают специальные рабочие места для инвалидов и резервируют рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
Создают условия для трудовой деятельности инвалидов с учетом индивидуальных программ реабилитации или абилитации, в том числе на условиях дистанционной занятости.
2.3.7. Своевременно информируют органы службы занятости через личные кабинеты Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; принятии решения о ликвидации либо прекращении деятельности организации; сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров; введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.
2.3.8. Информируют профсоюзный комитет о принятии решения по введению режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, а также о приостановке производства не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий в письменной форме.
2.4. Правительство:
2.4.1. Проводит мониторинг ситуации на регистрируемом рынке труда края, включая увольнение работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также их неполной занятости.
2.4.2. Совершенствует систему мониторинга и прогнозирования потребности в трудовых ресурсах в целях получения максимально полной и объективной информации об обеспеченности кадрами организаций.
2.4.3. Оказывает содействие работодателям (инвесторам) края в обеспечении трудовыми ресурсами необходимой квалификации.
2.4.4. Осуществляет формирование и финансовое обеспечение государственного задания на подготовку кадров со средним профессиональным образованием в краевых государственных профессиональных образовательных организациях.
Формирует нормативную правовую базу для организации подготовки специалистов в краевых государственных профессиональных образовательных организациях по востребованным на рынке труда профессиям.
2.4.5. Разрабатывает и осуществляет комплекс мер по снижению напряженности на рынке труда, предоставлению дополнительных гарантий занятости, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию и поддержке высвобождаемых работников в случае осложнения ситуации на рынке труда.
2.4.6. Содействует профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан.
2.4.7. Реализует меры, направленные на совершенствование предоставления гражданам и работодателям государственных услуг в области содействия занятости.
2.4.8. Информирует, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", население, профсоюзы и работодателей о состоянии рынка труда в крае, проводимых мероприятиях по содействию занятости населения.
2.4.9. Проводит с использованием информационных ресурсов информирование работодателей о возможностях и преимуществах организации на отраслевых предприятиях, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, практических платформ для обучения современным профессиональным навыкам, востребованным на рынке труда.
III. Оплата труда
3.1. Стороны:
3.1.1. Принимают меры по обеспечению:
- повышения уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников бюджетной сферы края;
- повышения уровня реального содержания заработной платы работников внебюджетного сектора экономики, в том числе у индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
- сохранения достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации, и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в крае в соответствующем году;
- заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в особых климатических условиях (в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П) (далее - гарантированный размер оплаты труда);
- ежегодной индексации фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на процент инфляции, за исключением работников, попадающих под действие Указов Президента Российской Федерации или получающих гарантированный размер оплаты труда.
3.1.2. Проводят скоординированные действия по вопросам совершенствования систем оплаты труда работников с учетом квалификации, сложности и качества затраченного труда, его производительности, дифференциации заработной платы отдельных категорий работников. Увеличивают гарантированную часть в структуре заработной платы работников в целях повышения социальной защищённости и сохранения квалифицированных кадров.
3.1.3. Осуществляют мероприятия, направленные на снижение необоснованной дифференциации в заработной плате управленческого персонала и работников.
3.1.4. Информируют граждан об их правах в сфере труда в целях снижения численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений и без регистрации собственного дела. Принимают меры по недопущению в отношении работников "теневых" способов выплаты заработной платы.
3.2. Профсоюзы:
3.2.1. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты положений:
- об оплате труда с указанием структуры заработной платы, порядка выплаты и размеров компенсационных выплат, а также критериев установления стимулирующих выплат;
- об увеличении реального содержания заработной платы;
- об установлении в структуре заработной платы гарантированной части (оклад, должностной оклад, ставка заработной платы) без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в особых климатических условиях в размере не ниже 50 - 55 процентов заработной платы (в организациях внебюджетного сектора).
3.2.2. Добиваются обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
3.2.3. Разрабатывают совместно с работодателями системы оплаты труда с учетом действующих отраслевых нормативных правовых актов и методических рекомендаций, утверждаемых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3.2.4. Предусматривают в положениях об оплате труда работников государственных учреждений порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профсоюзной организации или иного легитимного представительного органа работников учреждения.
3.2.5. Участвуют в совершенствовании нормирования труда и систем его оплаты, в том числе при оснащении производства новым технологическим оборудованием, улучшении условий труда, изменении норм времени (выработки), которые связаны с организационными мероприятиями.
3.2.6. Участвуют в качестве членов краевой межведомственной комиссии по проблемам просроченной задолженности по заработной плате, предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий и организаций в работе по снижению уровня задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам в организациях, в том числе в организациях-банкротах.
3.2.7. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, соблюдением трудового законодательства, в том числе:
- за выполнением сторонами обязательств, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях, в том числе в условиях банкротства организаций;
- по вопросам выполнения условий трудового договора, режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, предоставления гарантий, компенсаций, льгот, предотвращения случаев дискриминации в отношении работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста.
3.2.8. Осуществляют общественный контроль за обеспечением государственных гарантий по заработной плате в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и действующим законодательством.
3.2.9. Информируют территориальные и первичные организации профсоюзов о социально-экономическом положении, размере среднемесячной заработной платы работников по видам экономической деятельности, индексе потребительских цен, величине прожиточного минимума в крае на основании данных Росстата.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Обеспечивают оплату труда работников, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в размере не ниже гарантированного размера оплаты труда.
3.3.2. Устанавливают размер тарифных ставок работников, занятых в нормальных условиях труда, с учетом отраслевых тарифных соглашений и действующего законодательства.
Устанавливают размеры тарифных ставок (окладов), формы оплаты труда, порядок и размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, в том числе компенсационные выплаты за вредные и (или) опасные условия труда, интенсивность труда, иные формы материального поощрения с учетом мнения представительного органа работников и включают их в коллективный договор, локальные нормативные акты.
3.3.3. Проводят работу по совершенствованию нормирования труда и систем его оплаты в организациях. Обеспечивают зависимость размера заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
3.3.4. Работодатели, действующие на территории края, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением федеральной) при наличии финансово-экономической возможности обеспечивают оплату труда с применением районных коэффициентов к заработной плате в следующих размерах: за работу в районах Крайнего Севера: в Охотском районе - 1,7; в Аяно-Майском районе - 1,5; за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 1,5; за работу в южных районах Дальнего Востока - 1,3.
3.3.5. Не допускают фактов осуществления трудовой деятельности работниками без оформления трудовых отношений в порядке, установленном трудовым законодательством, а также заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
3.3.6. Ежегодно информируют работников организаций о результатах финансово-экономической деятельности, ходе выполнения коллективного договора, реализации планов и программ социально-экономического развития организации, в том числе вопросах индексации заработной платы.
3.3.7. Определяют порядок индексации заработной платы.
3.3.8. Осуществляют тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим (кроме бюджетных отраслей) по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому тарифно-квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих или по профессиональным стандартам, если иное не предусмотрено отраслевым соглашением или коллективным договором.
3.3.9. Предусматривают возможность выполнения работником трудовых функций в дистанционном (удаленном) режиме, порядок организации дистанционной (удаленной) работы, условия оплаты труда, продолжительность рабочего дня, способы взаимодействия работодателя и работников, в том числе посредством электронной и других средств связи с учетом требований трудового законодательства.
3.4. Правительство:
3.4.1. Осуществляет мониторинг структуры доходов и расходов различных социальных групп населения в целях принятия мер по снижению дифференциации доходов.
3.4.2. Производит финансирование главных распорядителей средств краевого бюджета на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством.
3.4.3. Проводит консультации о порядке индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
По итогам исполнения краевого бюджета за первое полугодие рассматривает вопрос о возможности повышения реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
3.4.4. Проводит работу по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы, разрабатывает нормативные правовые акты и методические рекомендации, определяющие единые подходы к установлению заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений с учетом мнения сторон краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
IV. Обеспечение социального развития и социальной защиты населения
4.1. Стороны:
4.1.1. Признают основными приоритетами в социальной сфере формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края и закрепление проживающего и прибывающего населения, дальнейшее развитие жилищного строительства, создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала, поддержки молодых семей и молодежи и достижение высоких стандартов в области здравоохранения.
4.1.2. Проводят согласованную политику в области развития культуры, здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха. Принимают участие в финансировании культурно-массовых, спортивно-физкультурных мероприятий исходя из приоритетности оздоровления населения края, в том числе через развитие массовой физической культуры и спорта, создание системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя.
4.1.3. Создают условия повышения уровня физической подготовки работников в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
4.1.4. Принимают меры по сохранению и развитию в крае объектов социальной сферы, санаториев и других учреждений здравоохранения, детских оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений и учреждений культуры, а также социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
4.1.5. Разрабатывают и реализуют систему дополнительных мер по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан.
4.1.6. Формируют условия для достижения высоких стандартов в сфере медицинского обслуживания населения края, образования и культуры.
4.1.7. Участвуют во внедрении корпоративных программ, направленных на укрепление здоровья работников, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя.
4.1.8. Направляют в федеральные органы власти предложения по совершенствованию механизма предоставления и финансового обеспечения гарантий и компенсаций работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4.1.9. Создают условия для развития творческого потенциала работающего населения, путем организации и проведения фестиваля творческих коллективов среди работников организаций различных форм собственности.
4.2. Профсоюзы:
4.2.1. Принимают меры по включению в коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты организаций условий, направленных на сохранение рабочих мест, предоставление высвобождаемым работникам мер социальной поддержки, более благоприятных условий по сравнению с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
4.2.2. Содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ организаций, создаваемых в интересах работников по организации доступной сети общественного питания, в том числе диетического, по развитию общедоступных спортивных залов для занятия физической культурой, созданию условий для здорового образа жизни.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Разрабатывают и включают в коллективные договоры, локальные нормативные акты положения, устанавливающие порядок реализации права работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
4.3.2. Отчисляют денежные средства первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в порядке, предусмотренном коллективным договором.
4.3.3. Разрабатывают и реализуют корпоративные меры поддержки для работников с семейными обязанностями, в том числе многодетных.
4.3.4. Развивают корпоративный спорт, в том числе путем оборудования помещений по месту работы для занятий спортом, а также проводят физкультурные и спортивные мероприятия в трудовых коллективах.
4.4. Правительство:
4.4.1. Оказывает организационно-методическую помощь по вопросам медицинского обеспечения детей в загородных детских оздоровительных лагерях.
4.4.2. Реализует лучшие практики в сфере добровольчества (волонтерства).
V. Охрана труда
5.1. Стороны:
5.1.1. Способствуют реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории края. Содействуют внедрению и развитию систем управления охраной труда в организациях в целях постоянного улучшения условий труда и сохранения здоровья работников.
5.1.2. Обеспечивают формирование системы управления охраной труда на основании оценки профессиональных рисков.
5.1.3. Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве, профессиональной заболеваемости и разрабатывают предложения по их предупреждению.
5.1.4. Содействуют проведению специальной оценки условий труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
5.1.5. Проводят краевые конкурсы на лучшую организацию работы в области охраны труда, "Безопасный труд глазами детей" в целях усиления внимания к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, повышения культуры безопасности труда в крае.
5.1.6. Проводят работу по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях.
5.2. Профсоюзы:
5.2.1. Формируют в организациях институт уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда, инициируют создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда и осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и работниками трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, коллективных договоров.
5.2.2. Содействуют работодателям в создании в организациях безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда, а также в проведении специальной оценки условий труда.
5.2.3. Добиваются включения в коллективные договоры:
- финансово обеспеченных мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, обеспечение сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- гарантий прав деятельности уполномоченных лиц профсоюзов и членов комиссий по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда.
5.2.4. Проводят конкурс среди профсоюзных организаций "Лучший уполномоченный по охране труда".
5.2.5. Совместно с работодателями разрабатывают меры по формированию у работников культуры безопасного труда.
5.2.6. Участвуют в выявлении опасностей и профессиональных рисков, разрабатывают, а также предлагают мероприятия по охране труда, направленные на снижение уровней профессиональных рисков, создание безопасных условий труда.
5.2.7. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам применения нормативных правовых актов по охране труда.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Обеспечивают формирование системы управления охраной труда посредством проведения системных мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
5.3.2. Создают на паритетной основе комитеты (комиссии) по охране труда. Содействуют осуществлению деятельности комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, организуют за счет организаций прохождение их обучения требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
5.3.3. Разрабатывают совместно с профсоюзным комитетом план мероприятий (соглашение по охране труда), направленный на улучшение условий и охраны труда в организациях, и обеспечивают его реализацию.
5.3.4. Обеспечивают выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профсоюза.
Предоставляют соответствующим краевым профсоюзным организациям по их запросам информацию о состоянии охраны труда в организации.
5.3.5. Разрабатывают совместно с профсоюзной организацией систему материального и морального поощрения работников за снижение производственного травматизма, безаварийную работу, улучшение условий и охраны труда.
5.3.6. Реализуют предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Предусматривают в коллективных договорах обеспечение работников по показаниям медицинских учреждений санаторно-курортными путевками, в том числе за счет средств социального страхования.
5.3.7. Выплачивают гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца или с потерей трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве, единовременные пособия (сверх установленных законодательством) в размере, определенном отраслевыми тарифными соглашениями и (или) коллективными договорами.
5.3.8. Не допускают эксплуатацию неисправного оборудования, а также применение несертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты.
Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников.
5.3.9. Обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в организациях с последующей разработкой и реализацией плана мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
5.3.10. Сохраняют при проведении специальной оценки условий труда фактически реализуемые порядок, условия и размеры предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
5.3.11. Обеспечивают обучение работников, в том числе поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам работы, применительно к их профессиональной деятельности без отрыва от производства за счет средств организаций.
5.3.12. Проводят предварительные и периодические медицинские осмотры работников, подвергающихся воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, в целях выявления на ранней стадии противопоказаний к выполняемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
5.3.13. Обеспечивают работникам санитарно-бытовые условия для приёма пищи на рабочем месте.
5.3.14. Активно внедряют систему прохождения предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства с помощью сервиса "Электронный инспектор", доступный на портале "Онлайнинспекция.рф" по адресу http://онлайнинспекция.рф/inspector.
5.4. Правительство:
5.4.1. Разрабатывает и совершенствует краевые законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда, направленные на снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшение условий и охраны труда.
5.4.2. Регулярно информирует население о состоянии условий труда, производственного травматизма в крае.
5.4.3. Оказывает методическую и информационную помощь в области охраны труда организациям. Координирует проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций всех форм собственности, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области охраны труда на территории края.
5.4.4. Осуществляет государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
5.4.5. Проводит семинары, совещания, круглые столы, консультативные встречи, вебинары по вопросам охраны труда с работодателями, специалистами в области охраны труда, уполномоченными лицами по охране труда профессиональных союзов.
5.4.6. Включает в состав комиссии по приемке детских загородных лагерей представителей технической инспекции профсоюзов.
VI. Молодежная политика
6.1. Стороны:
6.1.1. Проводят мероприятия по профессиональному самоопределению школьников и профессиональной ориентации молодежи по профессиям, востребованным на рынке труда.
6.1.2. Разрабатывают предложения по обеспечению доступности летнего отдыха и оздоровлению детей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями. Принимают меры по сохранению и открытию новых детских загородных лагерей.
6.1.3. Принимают комплексные меры по содействию занятости молодежи, в том числе временной занятости молодежи в свободное от учебы время.
Создают условия и содействуют трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
6.1.4. Проводят согласованные действия по обеспечению социально-трудовой адаптации молодежи. Создают условия для закрепления молодых кадров на территории края. Развивают систему наставничества. Осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации молодежи.
6.1.5. Реализуют согласованные меры в сфере молодежной политики, содействуют реализации проектов и программ по поддержке талантливой молодежи. Обеспечивают разработку и реализацию комплекса мероприятий в сфере молодежной политики на долгосрочный период.
6.1.6. Вносят предложения в федеральные органы власти по законодательному установлению дополнительных экономических, социальных стимулов для молодых специалистов и работодателей в целях закрепления и поддержки работающей молодежи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
6.2. Профсоюзы:
6.2.1. Участвуют в профессиональной ориентации подростков посредством организации на базе работодателей экскурсий, включающих ознакомление с методами работы на конкретных рабочих местах (профессиональные пробы), информационных встреч, посвященных перспективам трудоустройства.
6.2.2. Принимают меры по развитию молодежного профсоюзного движения, создают молодежные советы и комиссии по делам молодежи в профсоюзных комитетах в организациях.
6.2.3. Совместно с работодателями предусматривают в коллективных договорах положения о работе с молодежью, в том числе предоставляющие им дополнительные гарантии.
6.2.4. Оказывают помощь в организации массовых, культурных, спортивных и иных мероприятий, досуга и отдыха работающей молодежи.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Проводят дни открытых дверей, профессионально ориентированные экскурсии в организациях, презентации для обучающихся образовательных организаций, а также иные мероприятия по профессиональной ориентации среди обучающихся общеобразовательных организаций.
6.3.2. Содействуют созданию в организациях молодежных советов и комиссий по делам молодежи.
6.3.3. Реализуют систему наставничества в организациях для адаптации молодых специалистов и приобретения ими профессиональных навыков и опыта, с установлением наставнику доплаты на условиях коллективного договора.
6.3.4. Обеспечивают сотрудничество с организациями высшего и среднего профессионального образования других субъектов Российской Федерации в целях привлечения выпускников учебных заведений к трудовой деятельности в организациях, испытывающих острую потребность в квалифицированных трудовых ресурсах.
6.3.5. Содействуют в привлечении студенческих отрядов на объекты регионального значения.
6.3.6. Устанавливают в порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями), лицам в возрасте до 35 лет включительно максимальную процентную надбавку к заработной плате за работу в особых климатических условиях с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также южных районах края, если они проживали в указанных районах не менее пяти лет.
6.3.7. Рассматривают возможность закрепления на локальном уровне организации предоставления работникам организации ежеквартально дополнительного дня отдыха с сохранением заработной платы для участия в мероприятиях в сфере добровольчества (волонтерства), реализуемых в рамках соглашений, заключенных между данной организацией и организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, зарегистрированным в единой информационной системе Dobro.ru (далее - организатор), с обязательством работника предоставить организации - работодателю подтверждение организатора об участии работника в мероприятии.
6.4. Правительство:
6.4.1. Развивает систему профессиональной ориентации среди обучающихся в школах и профессиональных образовательных организациях.
6.4.2. Проводит мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования.
6.4.3. Реализует краевой проект "Корпоративное волонтерство" с организациями.
6.4.4. Содействует профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию категорий граждан из числа молодежи.
Раздел VII. Реализация принципов социального партнерства и гарантии деятельности профсоюзов на территории края
7.1. Стороны:
7.1.1. Проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства.
7.1.2. Развивают систему коллективно-договорного регулирования в организациях, в том числе среди субъектов малого и среднего предпринимательства в крае.
7.1.3. Ежегодно принимают участие в краевом этапе всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", краевом конкурсе "Лучшая практика наставничества. Лучший наставник Хабаровского края" и иных конкурсах, проводимых с участием сторон социального партнерства.
7.1.4. Разрабатывают типовые коллективные договоры для отдельных секторов экономики.
7.1.5. Ходатайствуют о представлении работников, в том числе профсоюзного актива, к государственным наградам, а также о награждении их ведомственными знаками отличия. Согласовывают вопросы представления к награждению работников отраслей экономики края государственными наградами и иными видами поощрения.
7.1.6. Осуществляют размещение на информационных ресурсах (в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации) информации о реализации настоящего Соглашения, решениях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоянии и развитии системы социального партнерства в крае, иным темам трудового законодательства и актуальным для края вопросам.
7.2. Профсоюзы:
7.2.1. Инициируют разработку, заключение и реализацию коллективных договоров, краевых, территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений. Предусматривают в коллективных договорах положения соглашений, заключенных на федеральном, краевом и территориальном уровнях, в том числе отраслевых.
7.2.2. Осуществляют системный контроль за выполнением обязательств коллективных договоров, проводят мониторинг реализации отраслевых соглашений.
7.2.3. Создают правовые и технические инспекции труда профсоюзов, инициируют создание в организациях комиссий по трудовым спорам. Представляют интересы работников в суде в случае возникновения индивидуального трудового спора.
7.2.4. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудовых прав и социальных гарантий, своевременным и в полном объеме предоставлением работодателем достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с учетом соблюдения законодательства о защите персональных данных.
7.2.5. Принимают меры по предупреждению социально-трудовых конфликтов и других коллективных форм протеста, по предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.
7.2.6. Проводят обучение профсоюзного актива, работодателей по вопросам социального партнерства и трудового законодательства.
7.2.7. Проводят экспертизу проектов нормативных актов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, коллективных договоров и соглашений на соответствие их положений действующему законодательству.
7.2.8. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению территориальных соглашений и контролю за их выполнением. Изучают и обобщают опыт социального партнерства профсоюзных организаций разных уровней и других субъектов Российской Федерации и информируют об этом стороны.
7.2.9. Продолжают работу по созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах.
7.2.10. Обобщают и распространяют положительный опыт работы по разработке и заключению коллективных договоров в организациях как эффективном механизме взаимодействия работников и работодателей, в том числе по вопросам оплаты труда.
7.3. Работодатели:
7.3.1. Предусматривают в коллективном договоре, локальных нормативных актах с учетом финансово-экономического положения работодателя льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
7.3.2. Обеспечивают участие полномочных представителей профсоюзных организаций в управлении организацией.
7.3.3. Перечисляют бесплатно одновременно с получением заработной платы на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюзов, а также средства из заработной платы не членов профсоюза по их письменному заявлению на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
7.3.4. Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации безвозмездно необходимые для работы помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, оборудование и другие улучшающие условия в соответствии с коллективным договором.
7.3.5. Принимают меры по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в случае их возникновения в организации.
7.3.6. Соблюдают права и гарантии профсоюзной деятельности, содействуют созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов, действующих в организациях всех форм собственности.
7.4. Правительство:
7.4.1. По ходатайству участников настоящего Соглашения включает их полномочных представителей в коллегиальные органы управления, комиссии, другие совещательные органы, образованные в Правительстве, исполнительных органах края (далее - совещательный орган). Направляет в установленный срок с момента получения предложений по кандидатурам ответ по их включению в совещательный орган либо мотивированный отказ.
7.4.2. Обеспечивает условия для участия сторон краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов различного уровня в сфере социально-трудовых отношений.
7.4.3. Организует конференции, совещания, семинары, вебинары и другие мероприятия по вопросам трудового законодательства с участием представителей работодателей, работников, профсоюзов, органов местного самоуправления.
VIII. Заключительные положения
8.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2023 г. и действует по 31 декабря 2025 г.
8.2. Стороны осуществляют контроль за ходом выполнения Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
8.3. Каждая из сторон в двухмесячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает и представляет в секретариат краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
8.4. Изменения в настоящее Соглашение вносятся в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для заключения Соглашения.
Губернатор, Председатель |
М.В. Дегтярев |
Председатель Союза "Хабаровское |
Г.А. Кононенко |
Председатель регионального |
С.К. Смоленцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края на 2023 - 2025 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2023 г. и действует по 31 декабря 2025 г.
Опубликование:
-