Заключение
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по проекту федерального закона N 219264-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесенному депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.Р.Пашуто, С.И.Неверовым, В.П.Алтуховым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 219264-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.Р.Пашуто, С.И.Неверовым, В.П.Алтуховым
Законопроект предусматривает упорядочение взаимоотношений Фонда социального страхования Российской Федерации со страхователями и банками при осуществлении Фондом контроля за уплатой страховых взносов. Следует учитывать, что полномочия Фонда в этой части аналогичны полномочиям налоговых органов, осуществляющих контроль за уплатой налогов и сборов.
В настоящее время обязанности банков в отношении Фонда социального страхования Российской Федерации и вопросы применения мер ответственности к страхователям и банкам установлены Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Поскольку действие этого Федерального закона ограничено одним годом предлагается закрепить указанные нормы в базовом Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Кроме того, законопроект предусматривает усовершенствование системы мер по обеспечению исполнения требований Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части регистрации страхователей у страховщика и предотвращения возможности их уклонения от указанной регистрации. В этих целях предусматривается закрепление обязанности банков требовать у организаций при открытии счета документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда.
Одновременно устанавливается обязанность банков сообщать страховщику об открытии или закрытии организацией банковского счета, что необходимо Фонду для осуществления контроля за выполнением страхователем своих обязанностей. Соответствующие обязанности банков установлены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении налоговых органов. За невыполнение банками указанных обязанностей предусматривается применение к ним финансовых санкций, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.
Проект также предусматривает, что начисление и уплата пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в размерах, в порядке и на условиях, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для начисления и уплаты пени за нарушение сроков уплаты налогов. Предусматривается также применение штрафных санкций за нарушение страхователями сроков регистрации у страховщика, за неуплату или неполную уплату страховых взносов в тех же размерах, что установлены Налоговым кодексом за аналогичные налоговые правонарушения. Также предусматривается установление ответственности за ведение организацией деятельности без регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
За нарушение установленного срока представления отчетности в Фонд предусматривается установление штрафа в размере 1000 рублей, а за повторное в течение года совершение указанного нарушения - штраф в размере 5000 рублей. Необходимость введения данной нормы обусловлена тем, что обязанность представлять страховщику установленную отчетность в действующей редакции Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не обеспечена соответствующей мерой ответственности.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета и не повлечет за собой дополнительных расходов из средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 26 июня 2002 года (протокол N 127, пункт 22) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы и в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
В соответствии с указанным решением в Комитет по труду и социальной политике поступили отзывы от Правительства Российской Федерации, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике, Верховного Суда Российской Федерации, от 3 субъектов Российской Федерации, а также от Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключение от Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Два субъекта Российской Федерации (Владимирская и Московская области) поддерживают концепцию законопроекта и предлагают принять его в первом чтении,#
Один субъект Российской Федерации (Липецкая область) не поддерживает концепцию законопроекта (без указания мотивов).
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике, Правительство Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации концепцию законопроекта поддерживают.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы от 26.07.2002 г. (N 2.2-1/6082) рекомендуется нормы, касающиеся административной ответственности из законопроекта исключить и внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того отмечены ряд юридических и юридико-технических неточностей, которые ко второму чтению будут рассмотрены и по возможности учтены.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике считает возможным поддержать указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.