Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 21 декабря 2022 г. N 3234
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на 2023 год
I. Общие положения
1. Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на 2023 год (далее - Программа).
II. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
2. В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 указанного постановления.
Федеральный государственный метрологический контроль (надзор) осуществляется в соответствии с пунктами 1-2 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений определяются в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Проводимые в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора) мероприятия ежегодно характеризуются значительным количеством нарушений установленных требований и недобросовестных подконтрольных субъектов.
Сведения о результатах федерального государственного метрологического контроля (надзора) за 2019 - I полугодие 2022 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
I полугодие 2022 года |
Количество проведенных проверок (тыс. ед.) |
6,3 |
1,75 |
1,91 |
0,87 |
Количество проверок, при которых выявлены нарушения (тыс. ед.) |
1,7 (27,0 %) |
0,42 (24,0 %) |
0,46 (24,1 %) |
0,1 (11,5 %) |
Количество проверенных предприятий (тыс. ед.) |
4,9 |
1,34 |
1,36 |
- |
Количество предприятий, на которых выявлены нарушения (тыс. ед.) |
1,6 (32,6 %) |
0,39 (29,1 %) |
0,44 (32,4 %) |
- |
Количество выданных предписаний об устранении нарушений (тыс. ед.) |
1,63 |
0,36 |
0,4 |
0,08 |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях (тыс. ед.) |
2,93 |
0,61 |
0,77 |
0,19 |
Объем наложенных административных штрафов (млн. руб.) |
72,9 |
20,4 |
23,1 |
5,6 |
Вместе с тем проводились внеплановые проверки, основаниями которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При осуществлении надзорных мероприятий применялись необходимые меры предосторожности и ограничения в целях минимизации распространения новой коронавирусной инфекции.
В течение 2021 года проведено 1,91 тыс. проверок в рамках федерального государственного метрологического надзора.
Нарушения обязательных требований в области обеспечения единства измерений и обязательных требований к продукции установлены при 0,46 тыс. проверках (24,1 %).
Контрольно-надзорным мероприятиям подвергнута деятельность 1,36 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, из них нарушения выявлены на 0,44 тыс. субъектах предпринимательской деятельности (32,4 %).
По фактам выявленных нарушений было выдано 0,4 тыс. предписаний об устранении нарушений и возбуждено 0,77 тыс. дел об административных правонарушениях. В сравнении с 2020 годом сумма наложенных штрафов увеличилась и составила 23,1 млн. руб.
3. Росстандартом утвержден приказ от 24 ноября 2016 г. N 1728 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".
В рамках реализации данного приказа на ежегодной основе на официальном сайте ведомства размещается обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в подконтрольной сфере.
Росстандартом издан и опубликован на официальном сайте приказ от 13 сентября 2022 г. N 2266 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, привлечения к административной ответственности".
Программа направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.
Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
причинение или угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований проведены профилактические мероприятия, предусмотренные планом-графиком, установленным Программой на 2022 год.
Кроме того, на официальном сайте Росстандарта в разделе "Государственный контроль (надзор)" и сайтах его территориальных органов размещены:
приказ Росстандарта, утверждающий перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора);
перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росстандарта, утверждаемый приказом Росстандарта;
план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контролируемых лиц;
информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий;
материалы по результатам вебинаров, проведенных с целью разъяснения контролируемым лицам действующего законодательства, устанавливающего обязательные требования.
III. Цели и задачи реализации программы профилактики
4. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора);
предупреждение и сокращение случаев нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований;
снижение издержек и административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
создание мотивации к добросовестному поведению, и как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
5. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
формирование единого понимания обязательных требований в подконтрольной сфере и порядка их исполнения;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов), оценка состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
6. Перечень профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
самообследование;
профилактический визит.
Реализация программы осуществляется путем исполнения профилактических мероприятий в соответствии с планом-графиком проведения мероприятий согласно приложению N 1 к Программе.
7. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований проводится в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сайтах его территориальных органов, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Росстандарт и его территориальные органы размещают и поддерживают в актуальном состоянии на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска. По мере принятия или внесения изменений;
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска. По мере принятия или внесения изменений;
программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольного (надзорного) органа (при проведении таких мероприятий). По мере принятия или внесения изменений;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органам у контролируемого лица. По мере принятия или внесения изменений;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. По мере принятия или внесения изменений;
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
доклады о государственном контроле (надзоре).
8. Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики Росстандарт обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики территориальных органов Росстандарта.
9. Объявление предостережения проводится в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Росстандарт и его территориальные органы осуществляют учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
10. В целях определения уровня соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контролируемые лица могут самостоятельно оценить соблюдение ими обязательных требований. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 1 год с момента регистрации указанной декларации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или его территориальным органом.
11. Профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит должностным лицом (инспектором) в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска согласно приложению N 2 к Программе.
V. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
12. Система мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя:
самообследование уровня развития Программы, проводимое в соответствии с анкетой согласно приложению N 3 к Программе;
оценку достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий за отчетный период.
Результаты самообследования уровня развития Программы подлежат размещению на официальном сайте Росстандарта в сети "Интернет".
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий определяются Росстандартом самостоятельно и должны учитываться при определении ключевых показателей эффективности и результативности федерального государственного метрологического контроля (надзора).
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.