Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Светлана" (ИНН 6162050670, ОГРН 1106194002078), заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2011 (судья Соловьева М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 (судьи Иванова Н.Н., Захарова Л.А., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-6279/2011, установил следующее.
ООО "Светлана" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании недействительным решения о корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по декларации на товары N 10313010/200111/000048.
Решением от 08.07.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.11.2011, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что таможня не доказала необходимость корректировки таможенной стоимости товара, правомерности действий по истребованию дополнительных документов и наличия оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки. Общество в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара представило все необходимые и предусмотренные законом документы, непредставление дополнительно запрошенных документов не свидетельствует о недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению таможни, заявленная обществом таможенная стоимость имеет низкий ценовой уровень и не подтверждена документально в полном объеме.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Светлана" и "Throneship Limited" (Гибралтар) заключили контракт от 01.11.2010 N 10, во исполнение которого общество вывезло с таможенной территории Российской Федерации лом черных металлов. В таможенном отношении товар оформлен по декларации на товары N 10313010/200111/0000048. Таможенная стоимость определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с вывозимыми товарами).
В подтверждение заявленной стоимости общество представило таможенному органу контракт от 01.11.2010 N 10 с дополнениями и приложениями, паспорт сделки, инвойс, коносамент, акт экспертизы, погрузочную инструкцию, поручение по погрузку, свидетельства радиационного качества, протокол испытаний и другие документы.
Таможня, полагая, что общество представило не все документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, имеющиеся документы содержат противоречия, пришла к выводу о необходимости корректировки таможенной стоимости по третьему методу (по стоимости сделки с однородными товарами) по информации, имеющейся в распоряжении таможни о стоимости идентичных товаров.
Считая незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров и отказу в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции руководствовались следующим.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза и статье 1 Соглашения Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Согласно статье 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции, действовавшей на дату таможенного оформления) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 (далее -Правила), основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые предусмотрены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.
Согласно пунктам 8 и 10 Правил первоосновой для определения таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца (пункт 15 Правил).
Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Суд установил, что общество при таможенном декларировании представило таможенному органу документы, подтверждающие заявленную им в соответствии с определенными в контракте условиями поставки таможенную стоимость товара, определенную по первому методу.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно отклонили довод таможни о низком ценовом уровне, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о недостоверном декларировании. Суды установили, что цена товара определена контрактом и подтверждена предусмотренными контрактом документами.
Принимая во внимание, что представленные обществом документы не содержат признаков недостоверности, судами сделан обоснованный вывод о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена, поэтому основания для отказа в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами у таможни отсутствовали, также отсутствовали правовые основания для принятия решений по корректировке таможенной стоимости товаров по методу на основе стоимости сделок с однородными товарами.
Таможня не доказала правомерность отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости товара и корректировке таможенной стоимости.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Отказывая в применении первого метода определения таможенной стоимости товара, таможня не установила обстоятельства, исключающие определение таможенной стоимости вывозимых товаров по указанному методу.
С учетом приведенных норм таможенного законодательства, регулирующих порядок и условия определения таможенной стоимости вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, а также установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, суды сделали правильный вывод об отсутствии у таможенного органа на момент совершения оспариваемых действий правовых оснований для непринятия первого метода определения таможенной стоимости товара.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 по делу N А53-6279/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.