См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2011 г. по делу N А32-16049/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ланко Юрия Григорьевича (ИНН 235000011454, ОГРН 306235011100039) - Моисеевой Н.А. (доверенность от 15.04.2011), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Крыловой В.В. (доверенность от 20.12.2012), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 (судьи Ильина М.В., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-16049/2010, установил следующее.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрий Григорьевич (далее - глава КФХ, Ланко Ю.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) о признании незаконными отказов в государственной регистрации договора аренды от 26.10.2009 N 2841000026 (лицевой счет 119280000001748) (далее - договор аренды N 2841000026) и договора аренды от 26.10.2009 N 2841000027 (лицевой счет 19280000001749) (далее - договор аренды N 2841000027), и об обязании управления к осуществлению государственной регистрации договоров.
Возбужденные на основании заявлений дела N А32-17678/2010 и N А32-16049/2010 определением от 07.09.2010 объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано отсутствием доказательств публикации сведений о предоставлении земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), и заключением договоров аренды в противоречие со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Отменяя судебный акт, суд апелляционной инстанции, установив цель предоставления земельных участков: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, указал на необходимость применения статьи 12 Закона N 74-ФЗ, устанавливающей специальный порядок, не предусматривающий обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2011, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010, отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции признал преждевременным вывод о необходимости применения в рассматриваемом случае норм Закона N 74-ФЗ и указал на необходимость оценки всей совокупности доказательств и обстоятельств, в том числе установленных вступившими в законную силу судебными актами по спорам с участием тех же лиц.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 отменено, принят новый судебный акт. Отказы управления в государственной регистрации договоров аренды N 2841000026 и N 2841000027 признаны незаконными в связи с их несоответствием Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). На управление возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации договоров аренды.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, управление обжаловало его в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционного суда от 02.11.2011 как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы: из представленных на регистрацию документов следовало, что земельный участок предоставлен в аренду не главе крестьянского (фермерского) хозяйства, а индивидуальному предпринимателю, что влечет необходимость соблюдения определенной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона N 101-ФЗ процедуры.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель настаивает на предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, крестьянское (фермерское) хозяйство Ланко Ю.Г. зарегистрировано 21.04.2006, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 23 N 006837304.
На основании заявлений предпринимателя администрацией муниципального образования Староминский район изданы постановления от 23.10.2009 N 1805 и N 1806 о предоставлении заявителю в аренду на 15 лет земельных участков, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:28:0309000:410, площадью 789 745 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-2, и с кадастровым номером 23:28:0309000:411, площадью 663 698 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-1, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (далее - земельные участки).
Во исполнение указанных постановлений администрацией муниципального образования Староминский район (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) подписаны договоры аренды N 2841000027 и N 2841000026.
Пунктами 7.2 договоров N 2841000026 и N 2841000027 установлен срок аренды в 15 лет.
В договорах аренды N 2841000026 и 2841000027 имеется ссылка на свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 23 N 006837304 как на основание деятельности предпринимателя.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставлены главе КФХ для сельскохозяйственного производства, что соответствует основным видам деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, установленным статьей 19 Закона N 74-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по делу N А32-14468/2010, закрытому акционерному обществу "Красное Знамя" отказано в признании недействительными постановлений администрации от 23.10.2009 N 1805, 1806 и договоров аренды N 2841000026, 2841000027. Судебными актами установлено предоставление земельных участков главе КФХ для целей расширения крестьянского хозяйства. Межевание и постановка земельных участков на кадастровый учет осуществлены на основании заявления Ланко Ю.Г.
Получив участки, заявитель приступил к их обработке, засеяв сельскохозяйственные культуры.
Доказательства нецелевого использования участков, не связанного с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства, а также наличия иных лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков для создания или расширения крестьянских хозяйства, в материалах дела отсутствуют.
Указанные обстоятельства не подлежат не доказыванию вновь, поскольку установлены вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали предприниматель и управление (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Глава КФХ обратился в Староминский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды N 2841000026, N 2841000027.
Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 23 N 006837304 приложено заявителем к представленным на государственную регистрацию договорам аренды, что подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию от 23.04.2010.
Сообщениями от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, 34/053/2009-376 заявителю отказано в государственной регистрации договоров на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В ходе правовой экспертизы документов регистратор пришел к выводам об отсутствии необходимых для государственной регистрации договоров документов: доказательств предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации и о несоблюдении процедуры предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду, установленной статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
Глава крестьянского хозяйства, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации договоров аренды не основано на законе и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо установление их несоответствия закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 1 Закона N 74-ФЗ).
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 N 438 и 439", осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации общий порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусматривает обязательную заблаговременную публикацию соответствующей информации.
Аналогичную норму содержит статья 10 Закона N 101-ФЗ, которым урегулированы отношения в области оборота земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Статьей 12 Закона N 74-ФЗ, устанавливающей порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, не предусмотрена обязательная заблаговременная публикация сведений о предстоящем предоставлении земельных участков фермерскому хозяйству.
При указанных обстоятельствах у управления отсутствовали предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации договоров аренды N 2841000026 и N 2841000027.
Отказы в государственной регистрации договоров аренды, несоответствующие положениям Закона N 74-ФЗ, Закона N 122-ФЗ, нарушающие права и законные интересы предпринимателя, правомерно признаны апелляционным судом незаконными.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев кассационную жалобу управления с учетом установленных статьями 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов кассационного пересмотра дела и ограничений процессуальных полномочий, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу N А32-16049/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
И.П. Назаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.