См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2012 г. N Ф08-7459/11 по делу N А53-19466/2010, от 13 декабря 2012 г. N Ф08-7235/12 по делу N А53-19466/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - заместителя прокурора Ростовской области - Фроловой Е.В. (удостоверение), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ИНН 6163097776, ОГРН 1096195001704), ответчиков: администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119003088, ОГРН 1026101233971), индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Малай Николая Федоровича (ИНН 611900015607, ОГРНИП 304611919800024) и третьих лиц: федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений", Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119003088, ОГРН 1026101233971) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 (судьи Глазунова И.Н., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-5835/2011, установил следующее.
Заместитель прокурора Ростовской области (далее - прокурор, прокуратура) в интересах территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - территориальное управление) обратился в арбитражный суд к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю Малай Н.Ф. (далее - предприниматель) с иском, в котором просил:
- признать недействительным договор аренды земельного участка от 16.09.2009 N 218;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав предпринимателя вернуть территориальному управлению в федеральную собственность земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744 площадью 398 тыс. кв. м.
Иск мотивирован следующим. Прокурорской проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744 является частью земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038 (единое землепользование), находящегося в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 подтверждено судебными актами по делу N А53-12124/2009. Поэтому заключенный администрацией (с превышением полномочий) и предпринимателем договор аренды от 16.09.2009 N 218 земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:744 недействителен (ничтожен) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" (далее - учреждение) и Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - министерство).
Определением от 07.06.2011 (т. 1, л. д. 147) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра) и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ростовской области (заменено на ФБУ "Кадастровая палата" по Ростовской области; далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011, исковые требования удовлетворены частично. Договор аренды от 16.09.2009 N 218 земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:744 признан недействительной (ничтожной) сделкой. С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 2 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038 площадью 1270 га в Матвеево-Курганском районе, что подтверждается свидетельством от 01.03.2007 о государственной регистрации права серии N 61-АГ N 337263. Судебными актами по делу N А53-12124/2009 администрации отказано в удовлетворении иска о признании недействительным права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038. Администрацией и предпринимателем на основании протокола аукциона от 11.09.2009 N 33 заключен договор аренды земельного участка от 16.09.2009 N 218 площадью 398 тыс. кв. м с кадастровым номером 61:21:0600022:744. Признавая доводы прокуратуры о том, что указанный земельный участок относится к федеральному уровню собственности, суды исходили из следующих обстоятельств. ТОО "Матвеево-Курганское" (далее - товарищество), созданному в порядке реорганизации откормсовхоза "Матвеево-Курганский", постановлением главы администрации от 28.04.1993 N 410 передан в коллективно-совместную собственность земельный участок площадью 4348 га. Оставшиеся от бесплатной передачи в собственность граждан земли совхоза (1269 га) были включены в районный фонд перераспределения земель и переданы товариществу в аренду. На основании приказа Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 N 251 и постановления от 22.09.1993 N 700 в результате перерегистрации товарищества создана Ростовская государственная сортоиспытательная станция (далее - станция). Для сельскохозяйственного использования станции в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 6101 га земель, включая земли, арендованные товариществом из фонда перераспределения земель (в том числе 911 га пашни, 12 га многолетних насаждений, 59 га пастбищ, 42 га древесно-кустарниковых насаждений, 1 га под водой и 82 га прочих земель). На основании постановлений от 22.09.1993 N 700 и от 22.09.1993 N 701 станции было выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 24.09.1993 N 239 о принадлежности правообладателю на праве общей долевой собственности 6101 га земель, 4832 га сельхозугодий, в том числе пашни 3989 га; на праве бессрочного (постоянного) пользования 1269 га, в том числе пашни 972 га. С учетом действовавшего в период выделения земли законодательства (пункт 7 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) суды пришли к выводу об отнесении земельного участка площадью 1269 га к федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на данный участок возникло с момента создания станции (Положение о станции). Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования станции (в связи с ее ликвидацией в судебном порядке) не влечет прекращения права федеральной собственности на земельный участок. Постановлениями от 20.04.1995 N 218 и от 28.02.2006 N 159 из пользования станции были изъяты земельные участки, один из которых передан в фонд перераспределения, второй (1831 га, в том числе переданный по постановлению от 22.09.1993 N 701) в 2007 году учтен под кадастровым номером 61:21:600022:0540 (ранее - 61:21:600022:0038). Впоследствии участок с кадастровым номером 61:21:600022:0540 разделен на два самостоятельных земельных участка (с кадастровыми номерами 61:21:600022:0541 и 61:21:600022:0542). Исследовав кадастровые планы (паспорта) земельных участков и землеустроительное дело N 7-060-1, суды установили, что процедуру межевания прошли сельскохозяйственные угодья; общая площадь земельных участков, имеющих номера с 61:21:600022:0540/001 по 61:21:600022:0540/038 соответствует общей площади участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542 (площадью 921,5 га). Неугодья (лесополосы, балки, застроенные территории, прочие земли) не межевались и составили земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0541 (площадью 909,5 га). Постановлением от 26.06.2007 N 430 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542 (сельскохозяйственные угодья) на три участка (с кадастровыми номерами 61:21:600022:0598 (площадью 283,9 га), 61:21:600022:0599 (площадью 439 га) и 61:21:600022:0600 (площадью 198,6 га)). Участок площадью 439 га включает в себя участки 001, 002, 007, 018-033; участок площадью 198,6 га - 003-006, 008, 009. Судебными актами по делам N А53-8717/2009 и N А53-8718/2009 установлено что земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0599 и 61:21:600022:0600 являются федеральной собственностью и входят в состав земельного участка площадью 1270 га. Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0598 был разделен на самостоятельные участки, одним из которых стал земельный участок 61:21:600022:744 (по координатам и площади соответствует участку пашни 61:21:600022:0540/038). Таким образом, спорный (переданный предпринимателю в аренду) земельный участок образован в результате последовательного раздела земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540 (ранее - 61:21:600022:0038), находящегося в собственности Российской Федерации. Поскольку администрация распорядилась находящимся в федеральной собственности земельным участком в отсутствие полномочий, суды пришли к выводу о недействительности (ничтожности) договора аренды от 16.09.2009 N 218 (статьи 168, 209, 608 Кодекса). Суды оценили направленность требования прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата земельного участка как виндикационного (статьи 301, 302 Кодекса). Поскольку прокурор не вправе заявлять виндикационный иск (соответствующим правом обладает собственник имущества), в удовлетворении его требования об обязании передать земельный участок судебные инстанции отказали. Расходы по государственной пошлине по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены на предпринимателя (т. 2, л. д. 161; т. 3, л. д. 32).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить в части признания договора аренды недействительным, дело (в этой части) направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Земельный участок (с кадастровым номером 61:21:0600022:744) образован в таком же порядке, что и участок с кадастровым номером 61:21:0600022:739, в отношении которого приняты судебные акты по делу N А53-19466/2010. Вывод суда первой инстанции об образовании спорного земельного участка из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038), сделан без учета того, что постановлением от 22.09.1993 N 701 в бессрочное пользование передан земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 площадью 1270 га. Из постановления от 28.02.2006 N 159 не следует, что из пользования станции был изъят участок площадью 1270 га (как самостоятельный объект или часть земельного участка площадью 1831 га). Указанным постановлением изъят только участок площадью 1831 га. Следовательно, выводы суда об изъятии участка площадью 1270 га необоснованны. С учетом специфики земельных участков как объектов гражданских прав (не могут являться сложной вещью) отсутствуют основания для предположения о том, что участок площадью 1270 га входил в земельный участок площадью 1831 га. Земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0038 (площадью 1270 га) и 61:21:600022:0540 (1831 га) имеют разные площади и местоположение; в разное время поставлены на государственный кадастровый учет; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют записи о прекращении существования указанных участков. Следовательно, они являются разными участками. Кроме того, судом установлено, что участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0541 и 61:21:600022:0542 образованы в результате раздела участка 61:21:600022:0540, а не участка, на который зарегистрировано право федеральной собственности (с кадастровым номером 61:21:600022:0038). При выделе (разделе) исходный земельный участок прекращает свое существование (статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации). В случае образования спорного земельного участка в результате раздела участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038, последний прекратил бы свое существование. Однако площадь, местоположение и кадастровый номер участка, принадлежащего Российской Федерации, не изменились. Следовательно, кадастровых работ в отношении этого участка не проводилось. Апелляционный суд указал, что спорный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0598 (образован из участка 61:21:600022:0542). Однако это не объясняет связи спорного участка с участком, принадлежащим Российской Федерации (61:21:600022:0038), поскольку участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0038 и 61:21:600022:0540 являются разными земельными участками. Суды не установили местоположение участка, предоставленного станции в 1992 году, и не учли, что свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования признано утратившим силу постановлением главы администрации N 238. Администрация вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; далее - Вводный закон). Поэтому вывод судебных инстанций о недействительности (ничтожности) договора аренды от 16.09.2009 N 218 по мотиву распоряжения администрацией земельным участком, относящимся к федеральной собственности, неправомерен.
Прокуратура и территориальное управление в отзывах указали на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу актов. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 основано на законе (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации,статья 3.1 Вводного закона) и подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А53-12124/2009. Основанием для формирования земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540 (из которого впоследствии был сформирован участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744) послужило постановление администрации 28.02.2006 N 159 об изъятии земельного участка из постоянного (бессрочного) пользования станции. Организация, осуществлявшая по заявлению администрации межевание земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540 (МУП "Земля") также подтвердила, что названный участок сформирован из земель, находившихся ранее в пользовании станции (кадастровый номер 61:21:600022:0038). Большая часть земельных угодий (площадью 637,6 га), образованных из земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542 (занятых пашней, пастбищами, многолетними насаждениями, общей площадью 921,5 га) уже возвращены в собственность Российской Федерации. Заявителем жалобы не приведены какие-либо конкретные доводы, свидетельствующие о формировании земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540 не из земель, находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании станции. Довод администрации о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0038 и 61:21:600022:0540 являются разными участками (различны по площади и местоположению, поставлены на кадастровый учет в разное время), несостоятельны с учетом того, что участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 учтен с декларированной площадью. Сведения о координатах характерных точек границ данного участка внесены в Единый государственный реестр земель без определения местоположения границ участка на местности и имели справочный характер. Ссылки заявителя на положения статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку она введена в действие позже образования земельных участков с кадастровыми номерами 61:21:600022:0038 и 61:21:600022:0540. Территориальное управление просило также учесть суд кассационной инстанции результаты рассмотрения дела N А53-22565/2011 (по иску об истребовании земель (включая спорный участок) из незаконного владения арендаторов (в том числе предпринимателя)). По названному делу (в котором участвовали администрация и предприниматель) определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2011 утверждено мировое соглашение о возврате в федеральную собственность (в лице территориального управления) 11 земельных участков (в том числе участка с кадастровым номером 61:21:0600022:744).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель прокуратуры возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность принятых по делу актов.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей ответчика.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание кассационной инстанции не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения на нее, выслушав представителя прокуратуры, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением главы администрации от 28.04.1993 N 410 в порядке реорганизации откормсовхоза "Матвеево-Курганский" создано товарищество, которому в коллективно-совместную собственность передан земельный участок общей площадью 4832 га, в том числе 4348 га сельхозугодий (пашня - 3989 га, пастбища - 359 га). Участок площадью 1269 га, в том числе 1143 га сельхозугодий (пашня - 972 га, многолетние насаждения - 12 га, пастбища - 59 га), передан товариществу в аренду сроком на 10 лет с правом последующего выкупа (т. 1, л. д. 28).
Постановлением главы администрации от 22.09.1993 N 700 (в редакции постановления от 20.12.1995 N 741) товарищество перерегистрировано в станцию с местонахождением в с. Ново-Андриановка. Зарегистрировано Положение о станции, товарищество исключено из Государственного реестра в связи с прекращением деятельности (т. 1, л. д. 24, 25).
Министром сельского хозяйства Российской Федерации издан приказ от 24.09.1993 N 251 об организации станции в составе инспектуры Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур по Ростовской области (т. 1, л. д. 41).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 4.1 Положения о станции (утверждено 21.09.1993 начальником инспектуры Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур по Ростовской области) станция создана на базе бывшего товарищества путем передачи арендованной товариществом земли из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района в бессрочное пользование станции, земельных паев бывших членов товарищества, а также неделимого фонда товарищества, переданного в федеральную собственность, и имущественных паев бывших членов товарищества. Организация, реорганизация и ликвидация станции осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по представлению Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур. Имущество станции состоит из земель, арендованных бывшим товариществом из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района и переданных станции в бессрочное пользование; неделимого фонда товарищества, являющихся федеральной собственностью; земельных, имущественных паев бывших членов товарищества, являющихся их частной собственностью, и переданных сортоиспытательной станции по договору.
Постановлением администрации от 22.09.1993 N 701 (т. 1, л. д. 25) станции передан в бессрочное постоянное пользование земельный участок площадью 1269 га из земель фонда перераспределения, используемый ранее товариществом (пашня - 911 га, многолетние насаждения - 12 га, пастбища - 59 га, древесно-кустарниковые насаждения - 42 га, под водой - 1 га, прочие земли - 82 га).
24 сентября 1993 года станции выдано свидетельство N 239, подтверждающее закрепление земель общей площадью 6101 га (из них в собственность - 4832 га, в бессрочное (постоянное) пользование - 1269 га). Свидетельство являлось временным документом, действующим до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей (т. 1, л. д. 143).
Постановлением главы администрации от 20.04.1995 N 218 из земель станции изъяты участки площадью 1322 га, закрепленные ранее в собственность на основании неточных списков. Участки переданы в фонд перераспределения района. Выданное станции свидетельство N 239 признано утратившим силу (т. 1, л. д. 27).
Постановлением главы администрации от 27.04.1995 N 247 из фонда перераспределения района станции передан в аренду сроком на 7 лет земельный участок площадью 1269 га (т. 1, л. д. 26), оценка которому давалась при разрешении спора по делу N А53-12124/2009. Суды указали, что право постоянного (бессрочного) пользования станции на земельный участок не могло прекратиться и в результате издания названного постановления, так как доказательства прекращения на дату его принятия права пользования, предоставленного ранее станции на основании постановления от 22.09.1993 N 701, в дело не представлены. Кроме того, в материалах дела отсутствуют подтверждения заключения договора аренды на основании постановления от 27.04.1995 N 247.
Согласно имеющемуся в деле кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 29.07.2010 N 61/001/10-346914 (т. 1, л. д. 62, 63), в государственный кадастр недвижимости 05.03.2007 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:21:600022:38 площадью 12700 тыс. кв. м с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. В графе 16 (особые отметки) выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По информации Управления Роснедвижимости (письмо от 13.03.2006 N 383-08) согласно данным государственного кадастрового учета (по состоянию на 01.01.2006) за станцией числилось 2 285 га земель, из них в постоянном бессрочном пользовании - 1831 га, в коллективно-долевой собственности граждан - 454 га.
1 марта 2007 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 площадью 1270 га, расположенный в с. Новоандриановка Матвеево-Курганского района. В качестве документов-оснований для регистрации права в свидетельстве о государственной регистрации от 01.03.2007 серия 61 АГ N 337263 указаны Вводный закон (пункт 1 статьи 3.1), постановления администрации от 22.09.1993 N 700 и N 701 (т. 1, л. д. 32). Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 подтверждено также выписками из ЕГРП от 26.07.2010 и 04.05.2011 (т. 1, л. д. 38; т. 2, л. д. 29).
28 февраля 2006 года главой администрации принято постановление N 159 о правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения и других земель, находившихся в пользовании станции. Согласно преамбуле, принятие постановления обусловлено завершением конкурсного производства в отношении станции (неизбежностью признания ее банкротом); необходимостью установления правового режима земель сельскохозяйственного назначения и других земель, переданных станции в бессрочное (постоянное) пользование, не обеспечившей надлежащей государственной регистрации этого права; предупреждением нарушения требований законодательства о рациональном использовании и охране земель. Со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Вводного закона, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", постановлено изъять из землепользования станции земельный участок площадью 1831 га, в том числе сельхозугодий - 1115 га (пашни - 944 га, пастбищ - 131 га, многолетних насаждений - 40 га). Изъяты также иные земли (занятые древесно-кустарниковой растительностью, под водой, под застроенными территориями, прочие земли). Изъятый земельный участок передан в фонд перераспределения. МУП "Земля" предписано провести инвентаризацию и землеустроительные работы в отношении изъятого земельного массива (т. 1, л. д. 37).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2006 по делу N А53-14159/2001 в отношении станции завершено конкурсное производство. В судебном акте отражено, что постановлением администрации от 28.02.2006 N 159 у станции изъят земельный участок общей площадью 1831 га. 24 июля 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации станции по решению суда.
По заявлению администрации от 01.02.2007 МУП "Земля" проведены работы по межеванию земельного участка в кадастровом квартале 61:21:600022. Подготовлен технический проект границ земельных участков, расположенных на территории станции, который утвержден администрацией (заказчиком). Оформлено землеустроительное дело N 7-060-1 по межеванию земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540, расположенного на территории станции. Производство работ по формированию названного земельного участка осуществлялось МУП "Земля" в связи с принятием постановления от 28.02.2006 N 159 (т. 1, л. д. 116 - 130).
В письме от 14.02.2011 N 9 МУП "Земля" (организация, осуществлявшая межевание земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540) подтвердило, что 18 числящихся в реестре земельных участков (в том числе участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744) ранее входили в состав земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038 (т. 1, л. д. 42).
Согласно имеющимся в деле кадастровым планам, кадастровым паспортам, а также кадастровым выпискам из земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540 образованы участки с кадастровыми номерами 61:21:60 00 22:0541 и 61:21:60 00 22:0542.
26 июня 2007 года постановлением администрации N 430 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0542 общей площадью 921,5 га на три самостоятельных земельных участка (площадью 283,9 га, 439 га и 198,6 га) в целях проведения аукционов по продаже права аренды этих участков (т. 1, л. д. 36). В ходе кадастрового учета образованным в результате раздела земельным участкам присвоены кадастровые номера 61:21:600022:0598, 61:21:600022:0599 и 61:21:600022:0600.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 29.11.2010 следует, что участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744 площадью 398 тыс. кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 20.07.2009, имеет предыдущие кадастровые номера 61:21:0600022:598 и 61:21:0600022:613 (т. 1, л. д. 43).
11 сентября 2009 года отделом имущественных и земельных отношений администрации проведен аукцион по продаже права аренды на земельный участок общей площадью 398 тыс. кв. м с кадастровым номером 61:21:0600022:744. В протоколе о результатах торгов от 11.09.2009 N 33 отражено, что победителем аукциона признан предприниматель (т. 1, л. д. 11).
16 сентября 2009 года на основании протокола аукциона от 11.09.2009 N 33 отдел имущественных и земельных отношений администрации (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 218 (т. 1, л. д. 16 - 18). По условиям договора предприниматель для сельскохозяйственного производства принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744 площадью 398 тыс. кв. м, местоположение которого установлено: Ростовская область, Матвеево-Курганский район в 3080 м по направлению на северо-восток от ориентира с. Новоандриановка, ул. Степная, 2, в границах, указанных в кадастровой выписке (паспорте) участка. Срок аренды установлен с 11.09.2009 по 11.09.2014. Кадастровый паспорт земельного участка от 20.07.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:744, образованного из участка с кадастровым номером 61:21:0600022:0598, является приложением к договору аренды.
Участок передан арендатору по акту приема-передачи (т. 1, л. д. 20). Договор прошел процедуру государственной регистрации (т. 1, л. д. 23).
Прокурор обратился в арбитражный суд с требованиями о признании договора аренды от 16.09.2009 N 218 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ее недействительности в виде обязания общества вернуть земельный участок. Иск мотивирован тем, что администрация распорядилась земельным участком с кадастровым номером 61:21:0600022:744, сформированным из земель, относящихся к федеральной собственности.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу о том, что требование прокурора о возврате земельного участка является виндикационным. Право на предъявление такого иска у прокурора отсутствует, поэтому оснований для его удовлетворения не имеется (статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Решение и апелляционное постановление в части отказа в удовлетворении требования о возврате земельного участка участвующими в деле лицами не обжалуются, поэтому судебные акты в указанной части кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления и применении последствий недействительности таких сделок. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 125, пункту 3 статьи 214 Кодекса от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 125 Кодекса (пункт 2 статьи 125, пункт 2 статьи 215 Кодекса).
Сделка по передаче имущества в аренду, совершенная от имени собственника неуполномоченным лицом, недействительна (ничтожна) на основании статьи 168 Кодекса как не соответствующая требованиям статей 209 и 608 Кодекса.
С учетом положений части 3 статьи 52 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор должен доказать факт предоставления обществу в аренду земельного участка, относящегося к федеральной собственности.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
В федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
На момент регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 (01.03.2007) действовала (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) статья 3.1 Вводного закона. В ней закреплено, что к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 возникло с момента создания станции в 1993 году (пункт 7 приложения N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1). Право постоянного (бессрочного) пользования станции прекращено ввиду ее ликвидации. Однако данное обстоятельство не влечет прекращения права федеральной собственности на земельный участок (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 3, статья 3.1 Вводного закона). Позиция судов согласуется с правовыми выводами, сделанными судебными инстанциями при рассмотрении дела N А53-12124/2009 (по иску администрации о признании недействительным зарегистрированного права Российской Федерации на участок с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038).
При разрешении спора по настоящему делу судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744 образован из участка с кадастровым номером 61:21:600022:0598. Последний был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542, являвшегося ранее составной частью участка с кадастровым номером 61:21:600022:0540.
Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744 образован из участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540, сформированного из земель, ранее находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании станции и являющихся собственностью Российской Федерации.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций с очевидностью следует из материалов дела (в том числе буквального содержания постановления от 28.02.2006 N 159, кадастровых паспортов и кадастровых выписок земельных участков, информации МУП "Земля", сведений, указанных в техническом проекте границ и землеустроительном деле по межеванию земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540). Согласуется он и с правовыми выводами, ранее сделанными судебными инстанциями при рассмотрении дела N А53-12124/2009 (по спору между администрацией и территориальным управлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038). Названное дело имело схожую доказательственную базу (судами оценивались постановления от 22.09.1993 N 700, от 22.09.1993 N 701, от 20.04.1995 N 218, от 27.04.1995 N 247 и от 28.02.2006 N 159 на предмет наличия у станции прав на земельный участок).
Установив, что в результате совершенных администрацией действий в аренду обществу предоставлен участок из земель, относящихся к федеральной собственности, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о недействительности (ничтожности) договора аренды от 16.09.2009 N 218 (статья 168 Кодекса) как совершенного органом местного самоуправления с нарушением статей 209 и 608 Кодекса.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе администрация ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0038 и 61:21:600022:0540 являются разными участками, поскольку различны по площади, конфигурации и местоположению, поставлены на государственный кадастровый учет в разное время. Кроме того, участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0541 и 61:21:600022:0542 образованы в результате раздела участка 61:21:600022:0540, а не участка, на который зарегистрировано право федеральной собственности (с кадастровым номером 61:21:600022:0038). В случае образования земельного участка участок с кадастровым номером 61:21:0600022:744 в результате раздела участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038, последний прекратил бы свое существование. Однако участок, принадлежащий Российской Федерации, не изменился. Данные доводы заявителя подлежат отклонению.
Как правильно установлено судами и подтверждено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0540 сформирован из земель, относящихся к федеральной собственности и находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании станции. Согласно информации, предоставленной суду Управлением Росреестра по Ростовской области, земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 учтен с декларированной площадью. Сведения о координатах характерных точек границ данного участка внесены в Единый государственный реестр земель без определения местоположения границ участка на местности и имели справочный характер. Следовательно, недопустимо буквальное сопоставление данных (в том числе графической информации), содержащихся в кадастровых паспортах (кадастровых выписках) названных земельных участков. Доводы администрации не соответствует и сведениям (в том числе и картографическим материалам), полученным судом кассационной инстанции в сети Интернет на официальном сайте Росреестра http://maps.rosreestr.ru "Публичная кадастровая карта". По информации Росреестра земельные участки с кадастровыми номерами 61:21:600022:0038 и 61:21:600022:0540 расположены в одной местности (на одинаковом удалении от населенных пунктов Матвеев-Курган, Кирсаново и Алексеевка), имеют статус ранее учтенных, сведения о границах данных участков отсутствуют. Таким образом, наличие в реестре сведений об участках с кадастровыми номерами 61:21:600022:0038 и 61:21:600022:0540 (как самостоятельных объектах), а также факт постановки их (в разное время) на государственный кадастровый учет само по себе не означает, что эти участки сформированы не из одних и тех же земель и фактически (на местности) имеют разное местоположение.
Довод администрации о соответствии договора аренды от 16.09.2009 N 218 нормам действующего законодательства, поскольку орган местного самоуправления распорядился земельным участком, относящимся к землям, право собственности на которые не разграничено, не основан на фактических обстоятельствах спора и противоречит имеющимся в деле доказательствах.
Не может быть принята во внимание кассационной инстанцией и ссылка заявителя жалобы на дело N А53-19466/2010 (по спору между сторонами в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:739). При разрешении возникшего спора суды учитывают конкретные обстоятельства каждого дела и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимается судебный акт.
При проверке доводов администрации о незаконности и необоснованности судебных актов, принятых по данному делу, кассационная инстанция также учитывает результаты рассмотрения дела N А53-22565/2011 (по иску об истребовании земель (включая спорный участок) из незаконного владения арендаторов (в том числе предпринимателя)). По делу N А53-22565/2011 (в котором участвовали администрация и предприниматель) определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2011 утверждено мировое соглашение о возврате в собственность Российской Федерации (в лице территориального управления) 11 земельных участков (в том числе участка с кадастровым номером 61:21:0600022:744).
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства спора и пришли к обоснованному выводу о недействительности (ничтожности) договора аренды от 16.09.2009 N 218 земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:744. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 23.09.2011 и апелляционного постановления от 25.11.2011 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по делу N А53-5835/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.