Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., в отсутствии в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Грейн Плюс" (ИНН 2331013798, ОГРН 1042317505064), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Оленич Е.А. (доверенность от 11.01.2012), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2011 и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 23.01.2012 (судьи Филимонова С.С., Захарова Л.А., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-9712/2011, установил следующее.
ООО "Грэйн Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным решения Краснодарской таможни от 10.03.2011 о невозврате 671 865 рублей 54 копеек излишне уплаченных таможенных платежей, исчисленных по декларациям N 10309030/110310/П000502, 10309030/190410/П000882, 10309030/210410/0000908, 10309030/040610/П001239, 10309030/150710/П001510, 10309030/160710/0001521, 10309030/310810/П001872, 10309030/030910/0001883, 10309030/061010/П002018, 10309030/201110/П002204, 10309030/120111/0000007, обязать возвратить ООО "Грэйн Плюс" 671 865 рублей 54 копейки излишне уплаченных таможенных платежей (с уточнением предмета заявленных требований в порядке статей 41 и 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены в материалы дела все необходимые доказательства, на основании которых заявитель имеет право на преференции, в их предоставлении таможенным органом неправомерно отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2012 решение от 15.11.2011 оставлено в силе.
Краснодарская таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2011 и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 23.01.2012. Заявитель полагает, что срок отдельных сертификатов истек, часть сертификатов проходят экспертизу на достоверность. Заявителем не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин. Судебные акты вынесены с нарушением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество на основании контракта, заключенного с турецкой компанией, ввезло на территорию Российской Федерации перлитовую руду. 4 марта 2011 года общество направило заявление в адрес Краснодарской таможни о возврате 671 865 рублей 54 копеек на расчетный счет в связи с предоставлением сертификатов формы "А", подтверждающих страну происхождения товара, для восстановления преференциального режима. К заявлению в соответствии с частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) заявителем приложены необходимые документы.
10 марта 2011 года Краснодарской таможней письмом N 194-04/5052 документы возвращены обществу, заявление оставлено без рассмотрения. В письме Краснодарская таможня указала на необходимость представления в таможенный орган документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, - заключения отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Краснодарской таможни по вопросу подтверждения достоверности сертификата происхождения.
Заявитель не согласился с таким решением и обратился в арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В перечень стран-пользователей данной схемой, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации", входит Турция.
Судом установлено, что ввезенный обществом товар - перлитовая руда имеет код ТН ВЭД 2530101000, который включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 N 414.
Российская Федерация ратифицировала Соглашение о единых Правилах определения страны происхождения товаров Федеральным законом от 22.12.2008 N 257-ФЗ "О ратификации соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров". В силу статьи I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила) товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране. Согласно статье II Правил полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, считаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря. В соответствии со статьей VII "Документальное свидетельство" Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (далее - сертификат), принятую в рамках общей системы преференций. Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен двенадцатью месяцами с даты его выдачи.
Общество подало заявление в адрес Краснодарской таможни о возврате денежных средств 04.03.2011, срок применения сертификата от 09.03.2010 N 0210687 с наименьшим сроком действия истекал 09.03.2011. Следовательно, доводы таможенного органа в кассационной жалобе в части истечения срока действия сертификатов необоснованны.
В материалах дела не имеется доказательств, однозначно свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных сертификатов, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для возврата сумм таможенных платежей; письмо от 10.03.2011 также не содержало ссылки на данные обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 63 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Кодекса) преференциальный режим применяется (восстанавливается) при условии подтверждения страны происхождения товаров до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Кодекса, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. В силу статьи 61 Кодекса сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (статья 61 Кодекса).
Согласно распоряжению Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.05.2003 N 223-р "О сертификатах происхождения товара формы "А", таможенные органы обязаны:
- предоставлять тарифные преференции, предусмотренные для стран-пользователей схемой преференций, в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А", при условии заполнения граф сертификатов в соответствии с Правилами;
- направлять оригиналы сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам;
- применять (восстанавливать) к товарам преференциальный режим при решении Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования о возможности принятия сертификатов, упомянутых в третьем абзаце пункта 1 данного распоряжения, при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
Из приведенных норм следует, что документом, подтверждающим право на предоставление (восстановление) преференциального режима, является сертификат происхождения товаров по форме "А", но не заключение отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров таможенного органа.
В таможенной декларации на товар содержится информация о таможенных платежах, подлежащих уплате. Обществом в адрес таможенного органа с сертификатами представлены платежные поручения, согласно которым оплачены таможенные пошлины.
К числу иных документов законодатель относит документы, подтверждающие:
- уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
- право на льготы по уплате, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо на уменьшение базы для исчисления таможенных пошлин, налогов.
Краснодарская таможня в кассационной жалобе в обоснование своих требований ссылается на пункт 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, согласно которому обществом не представлены документы, подтверждающие уплату или излишнее взыскание таможенных пошлин, налогов, а именно заключение отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров в подтверждение достоверности сертификата. Это послужило основанием для возврата представленных документов без рассмотрения.
Названная статья Закона N 311-ФЗ не предусматривает предоставление такого заключения, более того, согласно Правилам сертификат о происхождении товара является документом, однозначно свидетельствующим о стране его происхождения.
Из положений статьи VIII Правил следует, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов, но не обязывать общество самому предоставлять заключение отдела товарной номенклатуры.
Указанными нормативными правовыми актами таможенные органы не наделены полномочиями по самостоятельной оценке оснований выдачи сертификатов о происхождении товара.
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств судом установлено, что таможенный орган располагал всей необходимой информацией подтверждающей уплату или излишнее взыскание таможенных пошлин, налогов. Товар, ввозимый обществом, оформлен таможенным органом без замечаний по полноте сведений, необходимых таможенному органу для принятия таможенных деклараций, и готов к свободному обращению. Представлены таможенные декларации, платежные поручения с оплатой по ним, сертификаты происхождения по форме "А", по которым Закон N 311-ФЗ предоставляет тарифные преференции.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для непринятия заявления общества к рассмотрению.
Как установлено судом и видно из материалов дела, общество представило необходимый пакет документов, анализ и оценка которых позволили арбитражному суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статьи 89 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Статьей 90 Кодекса установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза. Сроки возврата таможенных пошлин главой 13 Кодекса не установлены, однако в статье 90 Кодекса прямо указано, что порядок возврата устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата. Аналогичный порядок установлен Законом N 311-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа на основании заявления плательщика (его правопреемника).
Из материалов дела следует, что общество подтвердило правомерность применения преференций. Факт излишней уплаты обществом таможенных платежей также доказан. При этом заявление о возврате денежных средств не рассмотрено по причине непредставления обществом документов об излишней уплате таможенных платежей.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, Краснодарская таможня не доказала суду, что оспариваемое бездействие соответствует действующему законодательству, не указаны условия, препятствующие возврату таможенных платежей.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, всесторонне, полно и объективно исследованы и им дана соответствующая оценка. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2011 и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 23.01.2012 по делу N А32-9712/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.