Изменения в законодательстве по ЕСН и страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование
В мае текущего года приняты три закона, в соответствии с которыми внесены изменения в механизм исчисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отдельными категориями плательщиков, а именно:
Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год";
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Анализу внесенных изменений и посвящена данная статья.
Действие положений Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) (в том числе в части внесения изменений в порядок исчисления и уплаты единого социального налога, введения в действие минимального размера фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии и других положений) и Федерального закона от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" (далее - Закон N 61-ФЗ) распространено на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, а Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) введен в действие с 1 июля 2002 года, за исключением пп.6 п.1 ст.7 данного закона, вступающего в силу с 1 января 2007 года.
Изменения, внесенные в главу 24 НК РФ
Положительным и перспективным в смысле распространения и на другие категории налогоплательщиков является введение пунктами 49 и 50 ст.1 Закона N 57-ФЗ для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, выступающих в качестве самозанятого населения, механизма раздельного начисления ЕСН в федеральный бюджет (без применения налогового вычета) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Возможно, именно по линии данных категорий налогоплательщиков в настоящее время продолжает реализовываться подход по разделению механизма сбора средств на выплату базовой части трудовой пенсии (через взимание ЕСН в федеральный бюджет на основании принципов Налогового кодекса РФ) и на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии (через взимание сбора на обязательное пенсионное страхование, который в большинстве своем основывается на принципах социального страхования).
Определение срока действия пунктов 49 и 50 ст.1 Закона N 57-ФЗ до 1 января 2003 года, вероятно, означает, что произошедшие изменения являются преддверием кардинальных перемен.
Кроме того, установление для индивидуальных предпринимателей и адвокатов ставок налога в федеральный бюджет в размере 1/2 от применявшихся ранее в соответствии со ст.241 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) свидетельствует, скорее всего, о временности действующего механизма исчисления налога в федеральный бюджет для лиц, производящих выплаты физическим лицам, когда исчисленная сумма налога по ставке 28% уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), определенную по совокупной ставке 14%.
Этот механизм можно было бы применять без особых проблем, если бы законодателем было обеспечено абсолютное совпадение налоговой базы, от которой производится исчисление ЕСН (выплаты, включаемые в налоговую базу согласно ст.237 НК РФ, за вычетом выплат, освобождаемых или не включаемых в налоговую базу согласно статьям 239 и 245 НК РФ), с базой для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (на данный момент соответствует выплатам, определенным ст.237 НК РФ без каких-либо исключений). Поскольку этого не произошло, в интересах всех налогоплательщиков и налоговых органов введение более простых и не зависимых друг от друга схем расчетов налога в федеральный бюджет и страховых взносов в ПФР.
Установление пунктами 49 и 50 ст.1 Закона N 57-ФЗ, на наш взгляд, в целом методологически более правильного подхода к исчислению налога и страховых взносов индивидуальными предпринимателями и адвокатами создает проблемы технического свойства в связи с недостаточной проработанностью норм закона и механизма их реализации.
Следует обратить внимание на проблемы, возникающие с введением с 1 января 2002 года в действие норм, установленных пунктами 49 и 50 Закона N 57-ФЗ.
Авансовые платежи по ЕСН уплачиваются индивидуальными предпринимателями на основании налоговых уведомлений, направляемых им налоговыми органами, по форме, утвержденной приказом МНС России от 11.03.2002 N БГ-3-05/119.
В соответствии со ст.52 НК РФ налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Следовательно, всем индивидуальным предпринимателям, уплачивающим ЕСН, численность которых в иных налоговых инспекциях составляет тысячи человек, указанные налоговые уведомления должны быть выписаны и отправлены не позднее 15 июня. Поскольку Закон N 57-ФЗ был официально опубликован 31 мая 2002 года, на оформление налоговых уведомлений на уплату авансовых платежей по ЕСН в 2002 году всем индивидуальным предпринимателям в распоряжении у налоговых органов оставалось лишь 11 рабочих дней (без учета праздничных и выходных дней).
Очевидно, большую часть этой работы налоговые органы выполнили до опубликования Закона N 57-ФЗ, и переоформить налоговые уведомления в оставшиеся дни на новые суммы авансовых платежей с учетом сокращения в два раза ставок налога в федеральный бюджет они физически не могли. Поэтому индивидуальные предприниматели в связи с опубликованием Закона N 57-ФЗ уплату авансовых платежей по ЕСН должны производить по ставкам, установленным в п.49 ст.1 данного закона.
Суммы авансовых платежей по ЕСН, уплаченные индивидуальными предпринимателями на основании налоговых уведомлений до вступления в силу Закона N 57-ФЗ, исчисленные без применения налогового вычета по действовавшим до введения в действие этого закона ставкам, подлежат перерасчету по новым, уменьшенным в два раза ставкам ЕСН. Налоговым органам следует направить индивидуальным предпринимателям новые налоговые уведомления.
Для коллегий адвокатов и иных адвокатских образований распространение норм п.49 ст.1 Закона N 57-ФЗ на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, означает, что в течение всего 1-го полугодия текущего года ими с доходов адвокатов исчислялись и уплачивались суммы авансовых платежей по налогу, вдвое превышавшие суммы, которые (как теперь оказалось) они должны были платить.
Такие последствия возникают в связи с тем, что в отличие от индивидуальных предпринимателей, для которых первый срок уплаты авансовых платежей в текущем году установлен не позднее 15 июля, коллегии адвокатов и иные адвокатские образования в силу норм ст.244 НК РФ уплату авансовых платежей по налогу с доходов адвокатов осуществляют ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца с представлением в налоговый орган ежеквартального расчета по авансовым платежам не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Расчет по авансовым платежам по налогу с доходов адвокатов за I квартал 2002 года ими уже представлен. Обращаем внимание, что при составлении такого расчета за 1-е полугодие в графе 3 расчета по строкам 0610-0640 могут появиться отрицательные величины, свидетельствующие о суммах переплаты коллегиями адвокатов (иными адвокатскими образованиями) авансовых платежей по налогу в федеральный бюджет.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возвращается налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ.
Пунктом 47 ст.1 Закона N 57-ФЗ внесены дополнения в пп.2 п.1 ст.235 НК РФ, согласно которым в целях главы 24 НК РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Видимо, законодатель считает, что и после внесения масштабных изменений в главу 24 НК РФ Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ окончательно не решены проблемы корректного определения лиц, которые должны признаваться плательщиками ЕСН. Но и приведенную выше запись нельзя признать удачной, поскольку вместо решения одних проблем она довольно неожиданно поставила перед налоговыми органами целый ряд других, возможно, более серьезных проблем.
Реализация нормы, установленной п.47 ст.1 Закона N 57-ФЗ, требует ответов на целый ряд вопросов, а именно:
1. Должен ли каждый член крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), включая главу хозяйства, встать на учет в налоговом органе в соответствии со ст.83 НК РФ?
2. Обязаны ли налоговые органы направить каждому члену КФХ налоговые уведомления на уплату авансовых платежей по ЕСН по срокам уплаты не позднее 15 июля, 15 октября, 15 января?
3. Обязан ли каждый член КФХ представить налоговую декларацию по ЕСН по сроку не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом?
4. Доходы между членами КФХ распределяются хозяйством самостоятельно пропорционально вкладу каждого члена этого хозяйства. Следует ли в той же пропорции распределять и расходы? Каким документом необходимо руководствоваться при определении состава затрат, относимых к расходам при исчислении ЕСН для членов КФХ?
К решению данных вопросов нужно подходить следующим образом.
1. Согласно п.2 ст.23 ГК РФ предпринимателем признается только глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено требование к членам КФХ об их регистрации в качестве предпринимателей.
Статья 83 НК РФ не содержит нормы, обязывающей членов КФХ, кроме являющегося индивидуальным предпринимателем главы хозяйства, встать на учет в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, постановка на учет в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
2. Если члены КФХ будут производить исчисление и уплату ЕСН в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей, то в сравнении с ранее применявшимся порядком для глав КФХ механизм, установленный Законом N 57-ФЗ, означает возложение на каждого члена КФХ новых налоговых обязательств и налогового бремени и распространение их на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
По нашему мнению, это может привести к тому, что данные налогоплательщики будут оспаривать правомочность введения для них этого порядка с 1 января текущего года.
В условиях отсутствия механизма реализации этой нормы в принятом законе является целесообразным положение, когда глава КФХ может представлять интересы всех членов КФХ по доходам, полученным ими в связи с осуществлением деятельности хозяйства, в том числе в отношениях с налоговыми органами по исчислению и уплате ЕСН с доходов всех членов хозяйства и представлению налоговой декларации.
3. Расчет авансовых платежей по ЕСН с доходов всех членов КФХ на текущий налоговый период налоговыми органами производится исходя из налоговой базы КФХ за предыдущий налоговый период и ставок налога, установленных п.3 ст.241 НК РФ (в редакции Закона N 57-ФЗ).
При этом доход, полученный хозяйством в целом, уменьшается на сумму расходов, принимаемых в целях налогообложения единым социальным налогом, состав которых определяется аналогично порядку определения затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
Пунктом 48 ст.1 Федерального закона N 57-ФЗ установлено, что из доходов членов КФХ исключаются также произведенные расходы, связанные с развитием хозяйства.
К таким расходам, в частности, относятся затраты по возведению производственных зданий и сооружений, приобретению машин, оборудования, взрослого рабочего и продуктивного скота и другие капитальные вложения. Следует иметь в виду, что стоимость амортизируемого имущества, определяемого согласно ст.256 НК РФ, погашается путем начисления амортизации. Поэтому указанные расходы будут приниматься в виде амортизационных отчислений.
Налоговые уведомления на уплату авансовых платежей по налогу с доходов всех членов КФХ направляются главе КФХ.
На этом исчерпываются изменения, внесенные Законом N 57-ФЗ в порядок исчисления и уплаты ЕСН.
Вместе с тем им внесены не менее значительные изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Статьей 14 Закона N 57-ФЗ изменены и дополнены статьи 28 и 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), которыми для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, выступающих как самозанятое население, установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в сумме 150 руб. в месяц, являющийся обязательным для уплаты.
Предусмотрено, что 100 руб. подлежат направлению на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Одновременно установлено, что указанные физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
При этом ни п.50 ст.1 (в соответствии с которым из ст.244 НК РФ исключен абз.3 п.1, определявший сроки представления данных о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование одновременно с представлением налоговой декларации по ЕСН), ни ст.14 Закона N 57-ФЗ не определены сроки и порядок представления в налоговые органы индивидуальными предпринимателями, а также адвокатами отчетности (декларации) о начисленных суммах указанных страховых взносов.
Из весьма скудного текста ст.14 Закона N 57-ФЗ однозначно можно заключить следующее.
Индивидуальные предприниматели в течение календарного года производят уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.2001 N 118н, приведенным в таблице.
Таблица
Код | Наименование статей доходов |
1010610 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, нап- равленные на выплату страховой части трудовой пенсии |
1010620 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, нап- равленные на выплату накопительной части трудовой пенсии |
Обязанность направления налоговых уведомлений на уплату указанных обязательных платежей индивидуальным предпринимателям для налоговых органов Законом N 57-ФЗ не установлена. Кроме того, не установлена обязанность для этих плательщиков представлять отчетность (декларацию об исчисленных и уплаченных суммах обязательного фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии) в налоговые органы по итогам календарного года.
Как отмечалось ранее, в отношении членов крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимателем признан только глава крестьянского (фермерского) хозяйства, производящий уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в общеустановленном порядке для индивидуальных предпринимателей.
Вопрос, могут ли остальные члены КФХ уплачивать фиксированный платеж в таком же порядке или же на основании п.1 ст.29 Закона N 167-ФЗ глава КФХ вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в ПФР за других членов КФХ, в настоящее время решается Пенсионным фондом.
В отношении уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа за адвокатов ст.9 Закона N 57-ФЗ установлено, что в период после вступления в силу Закона N 63-ФЗ и до приведения своих организационно-правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Закона N 63-ФЗ, несут обязанности по исполнению функций налогового агента в части, предусмотренной статьями 226 и 244 НК РФ. При этом отсутствует указание, что они эти функции исполняют и в отношении уплаты обязательного фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за адвокатов, являющихся их членами. Поэтому механизм уплаты адвокатами (или за адвокатов коллегиями адвокатов и иными адвокатскими образованиями) фиксированного платежа в ПФР в настоящее время также является предметом согласования с Пенсионным фондом.
Обязанность представления в налоговые органы отчетности по итогам календарного года об уплаченных суммах фиксированного платежа для адвокатов законодательством не установлена.
Налоговые уведомления на уплату фиксированного платежа адвокатам налоговые органы не направляют.
Закон N 61-ФЗ
Включение в Закон N 61-ФЗ ст.16 разрешило чрезвычайно острый вопрос, должны ли перечисленные в ней органы государственной власти (они же указаны и в ст.245 НК РФ) уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, или они освобождаются от обязанности платить указанные страховые взносы в связи с особым порядком пенсионного обеспечения военнослужащих не из средств ПФР, а за счет средств федерального бюджета.
Дело в том, что в базовом законе по пенсионной реформе в Российской Федерации, каким является Закон N 167-ФЗ, недостаточно четко определена сфера действия отношений по обязательному пенсионному страхованию: в понятии застрахованных лиц отсутствует перечень лиц, которые не могут быть признаны таковыми в целях исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на которых действие Закона N 167-ФЗ не распространяется.
Ситуация обострялась тем, что при наличии п.2 ст.10 в Законе N 167-ФЗ, согласно которому объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ, полного соответствия в данных показателях законодателю достичь не удалось.
Так, статьями 239 и 245 НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрено уменьшение налоговой базы по ЕСН, определенной в ст.237 НК РФ, и не установлено аналогичное сокращение базы для начисления страховых взносов для этих же налогоплательщиков, выступающих одновременно и страхователями.
Например, согласно ст.239 НК РФ для налогоплательщиков, использующих в качестве работников инвалидов, с выплат в пользу инвалидов до 100 000 руб. включительно нарастающим итогом с начала года ЕСН не взимается, страховые же взносы на обязательное пенсионное страхование с этих сумм исчисляются и уплачиваются в установленном порядке.
В отношении данного положения ни у налоговых органов, ни у органов ПФР не возникало сомнений, поскольку неуплата страховых взносов с выплат в пользу инвалидов автоматически лишала бы их возможности формировать и накапливать свой пенсионный капитал, то есть лишала бы их значительной части пенсионных накоплений.
Любая же неточность в законодательстве в отношении военнослужащих незамедлительно привела бы к конфликтным ситуациям, поскольку их пенсионное обеспечение осуществляется не из ПФР, а из средств федерального бюджета.
Данная проблема обсуждалась на Всероссийском совещании налоговых органов по единому социальному налогу в апреле текущего года, в котором участвовали представители Пенсионного фонда. После совещания в проект бюджета фонда на 2002 год Пенсионным фондом была внесена ст.16, освободившая перечисленные в ней органы государственной власти от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако не урегулированным в законодательном порядке остался вопрос об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование федеральных судов и органов прокуратуры с сумм денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания. Но вполне логичным было бы заключение, что с указанных сумм они также не должны исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку пенсионное обеспечение судьи и работники органов прокуратуры, как и военнослужащие, получают из средств федерального бюджета, а не из ПФР.
Для решения проблемы Пенсионным фондом до своих региональных органов доведено письмо от 23.05.02 N КА-16-25/4653, разъясняющее:
- в соответствии с Законом РФ от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, из средств федерального бюджета выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание;
- прокурорам, следователям и научным работникам органов прокуратуры пенсия начисляется в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 942, также из средств федерального бюджета.
На основании изложенного выше страховые взносы на денежное довольствие судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, не начисляются.
Этим разъяснением можно пользоваться, не забывая о некоторых нюансах, которые в данном письме опущены.
В соответствии с п.3 ст.245 НК РФ федеральные суды и органы прокуратуры не включают в налоговую базу для исчисления ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.
Согласно Федеральному конституционному закону от 31.12.96 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная система состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации и не относятся к федеральным судам.
Таким образом, не облагается ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование денежное содержание судей только федеральных судов.
На судей судов субъектов Российской Федерации и мировых судей действие ст.245 НК РФ не распространяется, и с сумм их денежного содержания ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в установленном порядке.
Органы прокуратуры освобождаются от уплаты и ЕСН, и страховых взносов с денежного содержания прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.
Что касается выплат в пользу научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, с сумм их денежного содержания ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование также уплачиваются в установленном порядке.
Заполнение расчетов по авансовым платежам
Принятие в законодательном порядке изменений в исчислении и уплате ЕСН и страховых взносов требует внесения соответствующих изменений в порядок заполнения и представления отчетности по этим платежам.
Так, с принятием Федеральных законов N 57-ФЗ, N 61-ФЗ и N 63-ФЗ подготовлены изменения в Порядок заполнения расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и в Порядок заполнения расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Изменения в Порядке заполнения расчета по единому социальному налогу:
1. Из особенностей заполнения графы 3 "Федеральный бюджет" расчета исключена ст.245 НК РФ, предоставляющая льготы по налогу военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам налоговой полиции и т.д., судьям, прокурорам и следователям, имеющим специальные звания (поскольку соответствующие органы исполнительной власти, федеральные суды, органы прокуратуры не уплачивают страховые взносы в ПФР с продовольственного, денежного и вещевого довольствия в пользу этих физических лиц, у перечисленных организаций исчезли особенности заполнения расчета по налогу в федеральный бюджет).
2. Уточнено, что для организаций, применяющих налоговые льготы согласно ст.239 НК РФ, для налоговой базы свыше 600 000 руб. применяется ставка налога в размере одной второй от фиксированной ставки в рублях и 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.
3. Разъяснен порядок заполнения расчета коллегиями адвокатов и иными адвокатскими образованиями, которые уплачивают налог по двум основаниям:
- с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам - в общеустановленном порядке по ставкам налога, указанным в таблице 1 п.1 ст.241 НК РФ;
- с доходов адвокатов, полученных ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, в порядке, предусмотренном ст.243 НК РФ.
Когда коллегии адвокатов, иные адвокатские образования заполняют расчет по второму основанию - с доходов адвокатов - по строке "Полное наименование организации/Фамилия, имя, отчество физического лица", после названия коллегии адвокатов, иного адвокатского образования ими указывается "за адвокатов".
Авансовые платежи по налогу в федеральный бюджет с доходов адвокатов исчисляются по ставкам, установленным п.4 ст.241 НК РФ (в редакции Закона N 57-ФЗ), без применения налогового вычета с 1 января 2002 года.
Расчет производится по строкам 0600-0640.
При этом графа 5 расчета по всем строкам, а графа 3 по строкам 0400-0440 и 0500-540 не заполняются.
Расчет для заполнения строк 0300 и 0400 на листе 07 коллегиями адвокатов и иными адвокатскими образованиями за адвокатов заполняется для строк 0300 и 0600 (вместо строки 0400 указывается строка 0600). Ставки налога в графах 6, 10 и 12 указываются согласно п.4 ст.241 НК РФ (в редакции Закона N 57-ФЗ). Графа 9 не заполняется.
Не заполняются коллегиями адвокатов и иными адвокатскими образованиями лист 08 расчета по авансовым платежам за адвокатов, на листе 09 - расчет условия на право применения налоговых льгот, установленных пп.2 п.1 ст.239 НК РФ, и на листе 10 - таблица "III. Примечание к разделу II (код 200)".
4. Много вопросов вызывало заполнение справочной таблицы на листе 07 расчета.
В графах 3, 4, 5, 6 и 7 по строкам 010 и 020 этой таблицы налогоплательщиками указываются суммы уплаченных авансовых платежей по налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) соответственно нарастающим итогом с 1-го числа календарного года по последнее число отчетного периода; с 1-го числа первого месяца по последнее число последнего месяца последнего квартала отчетного периода; с 1-го по последнее число соответствующего календарного месяца.
5. Поскольку форме расчета придан унифицированный вид, позволяющий его заполнять и представлять в налоговые органы как организациям, так и физическим лицам, производящим выплаты в пользу физических лиц, лист первый титульной части представляется всеми налогоплательщиками; из листов N 02-04 титульной части налогоплательщиками представляются только те листы, которые ими заполняются; листы N 05-10 представляются всеми налогоплательщиками.
Если на листах расчета по авансовым платежам, которые должны быть представлены налогоплательщиками, какие-либо таблицы не заполняются, в полях этих таблиц налогоплательщиками проставляется отметка "Z".
6. Если налогоплательщики заключили с физическими лицами трудовые договоры (согласно ст.56 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату), договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторские договоры (согласно ГК РСФСР выполненные работы, оказанные услуги, созданные произведения должны быть оплачены), но в течение отчетного периода не начисляли выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, они обязаны представлять в налоговые органы за эти отчетные периоды "нулевые" расчеты по авансовым платежам.
Изменения в Порядке заполнения расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование:
1. Порядок дополнен текстом, согласно которому органы государственной власти, перечисленные в ст.16 Закона N 61-ФЗ, не включают в строки 0100-0140 суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
2. Определен аналогичный расчету по единому социальному налогу порядок заполнения справочной таблицы об уплаченных суммах страховых взносов.
3. Определено, что коллегии адвокатов и иные адвокатские образования заполняют этот расчет на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам.
4. Лист первый титульной части представляется всеми страхователями; из листов N 02-04 титульной части страхователями представляются только те листы, которые ими заполняются; листы N 05-06 представляются всеми страхователями.
5. Представление "нулевых" расчетов аналогично порядку представления "нулевых" расчетов по ЕСН.
Т.И. Постникова,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99