Решение Приморского краевого суда от 17 марта 2022 г. по делу N 3а-68/2022
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кучма ..., Батанова ..., Павлова ..., Попова ..., Тяна ..., Ларина ..., Шестун ..., Шульги ... к Губернатору Приморского края об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
Губернатором Приморского края принято постановление от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг).
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22 (1756), 24 марта 2020 года.
28 октября 2021 года и.о. Губернатора Приморского края Мариза Д.А. принято постановление N 111-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
Данным нормативным правовым актом, в том числе, пункт 2 изложен в следующей редакции:
"2. Гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края (далее - граждане):
предъявлять при посещении зданий, строений, сооружений, помещений, в которых осуществляют деятельность юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 7.2 настоящего постановления, действующий QR-код о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (далее - вакцинация), либо QR-код о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией, полученные с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru) (далее - QR-код), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего постановления, и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Требования абзацев четвертого, пятого настоящего пункта не распространяются на граждан, не достигших возраста 18 лет.";
Дополнено пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Допускается посещение гражданами старше 18 лет без предъявления QR-кода зданий, строений, сооружений, помещений, в которых осуществляют деятельность юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 7.2 настоящего постановления, при предъявлении справки медицинской организации о наличии медицинского отвода от вакцинации, выданной в установленном порядке на основании решения врачебной комиссии медицинской организации.";
Дополнено пунктом 7.2 следующего содержания:
"7.2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере общественного питания, культуры, физкультуры и спорта, деятельность которых не приостановлена в соответствии с пунктом 1.1 настоящего постановления:
не допускать работников и посетителей без предъявления ими соответствующего QR-кода, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего постановления;
установить пункты контроля и мобильные ограждения (для упорядочения потока посетителей) в целях организации проверки наличия и действительности QR-кода, предъявляемого посетителем, либо проверки наличия у посетителя документа, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего постановления.
Проверка действительности QR-кода, предъявляемого посетителем, осуществляется путем его сканирования камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.";
Постановлением и.о. Губернатора Приморского края от 9 ноября 2021 года N 112-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" изменена редакция пунктов 2.1 и 7.3 Постановления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктов 2.1 и 7.3" имеется в виду "пунктов 2.1 и 7.2"
Постановлением и.о. Губернатора Приморского края Щербина В.Г. от 30 ноября 2021 года N 112-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в пункте 7.2 слова "организации торговли непродовольственными товарами в торговых центрах" заменены словами "организации розничной торговли непродовольственными товарами (за исключением аптечных организаций, а также организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, рекомендуемый перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 30 ноября 2021 года N 112-пг" имеется в виду "от 30 ноября 2021 года N 116-пг"
Вышеуказанные постановления Губернатора Приморского края опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 октября 2021 года, 9 ноября 2021 года, 1 декабря 2021 года; в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 84 (1923) от 2 ноября 2021 года, N 86 (1925) от 11 ноября 2021 года, N 92 (1931) от 2 декабря 2021 года.
Кучма О.В., Батанов К.О., Павлов А.В., Попов А.В., Тян П.Э., Ларин Р.Е., Шестун Я.Ю., Шульга Г.Б. обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили признать недействующими с момента принятия:
- постановление Губернатора Приморского края от 28 октября 2021 года N 111-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в части абзацев 5, 6, 7 пункта 1.2, пунктов 1.3, 1.6;
- постановление Губернатора Приморского края от 9 ноября 2021 года N 112-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в части пунктов 1.2, 1.3;
- постановление Губернатора Приморского края от 30 ноября 2021 года N 116-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в части пункта 1.2.
В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемыми положениями нарушены их конституционные права на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной, врачебной и семейной тайны, свободу передвижения. Истцы лишены возможности приобретать товары, получать услуги в указанных в оспариваемых постановлениях организациях и учреждениях без предъявления определенных документов, не предусмотренных федеральным законодательством. Полагают, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов Губернатор Приморского края вышел за пределы предоставленных ему полномочий, а установленные ограничительные меры не соответствуют Конституции Российской Федерации, противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу (части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральному закону от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных"), носят дискриминационный характер.
Считают, что наложение на граждан высшим должностным лицом региона обязанности предъявлять паспорт и QR-код неуполномоченным лицам при посещении определенных мест, в которых отсутствует чрезвычайная ситуация или угроза ее возникновения, создает угрозу разглашения персональных данных.
В период рассмотрения административного дела судом на основании постановления Губернатора Приморского края от 2 марта 2022 года N 17-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" оспариваемые положения указанных постановлений утратили силу в связи с исключением из постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг пунктов 1.2, 1.3, 2.1, 3, абзацев 4,6-8 пункта 7, абзаца 6 пункта 7.1, пункта 7.2; пункт 2 изложен в новой редакции, не предусматривающей предъявление QR-кода о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Между тем данные обстоятельства не являются препятствием для оспаривания нормативных правовых актов в порядке главы 21 КАС и рассмотрения судом дела по существу, поскольку оспариваемые положения применялись в отношении административных истцов и иных граждан.
В судебное заседание административные истцы Ларин Р.Е., Батанов К.О., Тян П.Э., Павлов А.В., Попов А.В., Шульга Г.Б. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее в предыдущем судебном заседании административный истец Ларин Р.Е. на удовлетворении уточненных требований настаивал по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении и пояснениях к ним. Суду пояснил, что оспариваемыми положениями нарушаются его права на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных, поскольку он, имея QR-код, вынужден при посещении определенных постановлениями общественных мест показывать свой паспорт неуполномоченным лицам.
В судебном заседании административный истец Шестун Я.Ю. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнениях к ним. Полагала, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов Губернатор Приморского края превысил свои полномочия, поскольку действующее законодательство не предоставляет ему право принимать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливать запреты и ограничения конституционных прав и свобод граждан, устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правилами поведения при введения режима повышенной готовности. По мнению административного истца, изменения, предусматривающие обязательное предъявление QR-кода о вакцинации либо о перенесенном заболевании COVID-19, создают правовую неопределенность в части принуждения к обязательной вакцинации населения Приморского края, не относящегося к категории граждан, которые подлежат профилактической иммунизации в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Приморского краю N 7 от 11 октября 2021 года "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае". Также суду пояснила, что в период действия оспариваемых нормативных правовых актов у нее не было QR-кода, так как она ранее не перенесла новую коронавирусную инфекцию и не проходила и не намерена проходить курс вакцинации от нее, в связи с чем была лишена права на посещение парикмахерской, бани, кафе, торговых точек непродовольственными товарами, покупки одежды и обуви ребенку.
Административный истец Кучма О.В. на удовлетворении уточненных требований настаивал по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнениях к ним. Полагал, что введение QR-кодов является не правилом поведения, а видом дискриминации граждан, преследует цель продажи непроверенной вакцины. Не отрицая наличие у себя QR-кода, полагал, что оспариваемыми положениями нарушены его право на ведение предпринимательской деятельности, в том числе с иностранными партнерами, право свободного передвижения, а также возложено дополнительное бремя по приобретению товаров для его близких родственников, не имеющих QR-кода.
Представители административного ответчика Губернатора Приморского края - Губанова М.А., Секретарёв Р.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, суду пояснили, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в связи с угрозой распространения в Приморском крае новой коронавирусной инфекции и в соответствии с предоставленными губернатору полномочиями, законных прав административных истцов не нарушают. Оспариваемые административными истцами нормы не содержат положений, предусматривающих сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Введенные ограничения представляли собой временную административно-правовую меру, направленную на предупреждение возникновения и развития чрезвычайной ситуации, ограничение эпидемиологического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Приморского края и тем самым были направлены на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Приморского края. При этом оспариваемыми постановлениями на граждан не возлагалась обязанность предъявления документа, удостоверяющего личность.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что в удовлетворении административного иска следует отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7 статьи 213 КАС РФ). При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий (п. "з" части 1).
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Отношения, возникающие в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, урегулированы специальным Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ), принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1); предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
Согласно положениям подпунктов "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в редакции от 30 июля 2019 года N 544-КЗ), определена система органов государственной власти Приморского края.
Согласно части 4 указанной статьи высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.
Губернатор Приморского края осуществляет, в том числе, полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Приморского края (пункт 14 статьи 36 Устава Приморского края).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Устава Приморского края Губернатор Приморского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Приморского края издает правовые акты. Правовые акты Губернатора Приморского края, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений.
В Конституции Российской Федерации закреплены основные права граждан, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23), на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (статья 27), на защиту частной собственности (статья 35). В то же время в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности со статьей 2 Протокола N 4 "Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней", подписанным 16 сентября 1963 года, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
30 января 2020 года Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения определил вспышку коронавирусного заболевания (COVID-19) как чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
Данный термин в Международных медико-санитарных правилах определяется как экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать координированных международных ответных мер.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу о том, что вспышка COVID-19 может быть охарактеризована как пандемия.
В соответствии с Законом Приморского края от 02 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер" при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении регионального уровня реагирования Губернатор Приморского края может с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Приморского края или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом "а(2)" статьи 10 Федерального закона, устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом "а(1)" статьи 10 Федерального закона режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленные Федеральным законом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, в связи с угрозой распространения в Приморском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Губернатор Приморского края постановлением от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" ввел на территории Приморского края режим повышенной готовности.
В соответствии со статьей 4 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края" текст постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года и в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22 (1756), 24 марта 2020 года.
Административные истцы в обоснование своих требований ссылаются на отсутствие у Губернатора Приморского края полномочий по введению режима повышенной готовности, при этом данный нормативный правовой акт не оспаривают.
Вместе с тем законность постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг ранее проверялась в судебном порядке и подтверждается вступившими в законную силу решениями Приморского краевого суда от 25 июня 2020 года по делу N 3а-206/20 и от 23 марта 2021 года по делу N 3а-65/21, судебными актами вышестоящих инстанций.
2 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
При этом установлено, что ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного Указом Президента Российской Федерации (пункт 3).
Во исполнение вышеназванных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее также - Правила), в числе прочего предусматривающие, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
В силу пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации (подпункт "а"); осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (подпункт "д").
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится, в том числе введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Ограничительные мероприятия представляют собой, в том числе административные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П, Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Президентом Российской Федерации 24 октября 2021 года утвержден Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства N Пр-1998, в пункте 6 которого высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести допуск на посещение гражданами отдельных организаций только при наличии документа, в то числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции или ранее перенесенное заболевание. Для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации - наличие надлежащим образом заверенного и выданного медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в письме от 21 октября 2021 года N 9407 предложило изложить пункт 2 Постановления Губернатора Приморского края N 21-пг с учетом пункта 6 поручения Президента Российской Федерации.
В условиях режима повышенной готовности во исполнение указанного Перечня поручений Президента Российской Федерации, в соответствии с приведенным письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю постановлениями Губернатора Приморского края от 28 октября 2021 года N 111-пг, от 9 ноября 2021 года N 112-пг, от 30 ноября 2021 года N 116-пг внесены изложенные выше изменения.
Постановления Губернатора Приморского края от 28 октября 2021 года N 111-пг, от 9 ноября 2021 года N 112-пг, от 30 ноября 2021 года N 116-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 октября 2021 года, 9 ноября 2021 года, 1 декабря 2021 года; в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 84 (1923) от 2 ноября 2021 года, N 86 (1925) от 11 ноября 2021 года, N 92 (1931) от 2 декабря 2021 года, приняты уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий на принятие нормативных правовых актов, с учетом требований к форме и виду и процедуры принятия нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые административными истцами ограничительные меры не являлись бессрочными и абсолютными, а носили временный характер, поскольку введены только в период действия режима повышенной готовности исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки, при этом на момент принятия решения утратили силу.
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что введенные Губернатором Приморского края требования о предъявлении гражданами, проживающими и временно находящимися на территории Приморского края, QR-кодов при посещении определенных помещений (объектов) являются соразмерными, не носят произвольный характер, соответствуют принципам разумности, направлены на соблюдение баланса публичных и частных интересов, поскольку направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровья населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Приморского края, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на его территории.
Вопреки доводам административных истцов судом также не установлено превышения должностных полномочий Губернатором Приморского края при вынесении оспариваемых в части постановлений, поскольку избрание конкретных видов ограничений и способов их обеспечения осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в пределах усмотрения, предоставленного ему в рамках решения вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, исходя конкретных обстоятельств состояния санитарно-эпидемиологической обстановки, роста заболеваемости и особенностей распространения коронавирусной инфекции в данном субъекте Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, иные федеральные нормативные правовые акты не устанавливают перечень возможных дополнительных ограничительных мер и не ограничивают (не запрещают) введение дополнительных мер в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации.
Доводы административных истцов Кучма О.В. и Ларина Р.Е. об отсутствии доказательств тому, что наличие QR-кодов предотвращает распространение новой коронавирусной инфекции и минимизирует ее негативное воздействие, не могут поставить под сомнение правомерность введенных ограничений, направленных на создание условий для предотвращения распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Доводы административного истца Шестун Я.Ю. о нарушении и ограничении оспариваемыми положениями прав и свобод граждан со ссылкой на явное понуждение населения Приморского края к вакцинации против новой коронавирусной инфекции является следствием ее субъективного толкования нормативных актов. Оспариваемые постановления не возлагают на граждан такой обязанности и не ставят реализацию прав и свобод в зависимость от такого обстоятельства, в связи с чем довод о нарушении оспариваемыми постановлениями положений Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" является необоснованным.
Оценивая доводы административных истцов о нарушении их права на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных, суд также не усматривает нарушений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые положения не определяют обязанности гражданина разглашать какие-либо личные сведения, в том числе содержащиеся в медицинских документах, предъявлять паспорт гражданина Российской Федерации.
Правило поведения, предписывающее иметь при себе отдельные документы, не предполагает накопление, хранение, использование, передачу и иные действия, связанные с обработкой персональных данных, а при сканировании QR-кода раскрывается информация о заглавных буквах ФИО, дата рождения гражданина, серия и последние цифры паспорта, что не свидетельствует о раскрытии персональных данных.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (решение от 7 сентября 2021 года N АКПИ21-525) вводимые нормы предполагают самостоятельное предъявление гражданином QR-кода для проверки в целях посещения объектов (мероприятий), что исключает доступ третьих лиц без согласия владельца QR-кода к сведениям, содержащимся в нём, а введение штрихового кода обеспечивает дополнительную цифровую защиту документов от подделок.
Также вопреки доводам административных истцов оспариваемые положения не обладают дискриминационным характером в отношении граждан, не имеющих QR-кода о вакцинации или перенесенном заболевании, так как не ограничивают прав на получение услуг по предоставлению общественного питания, бытовых услуг, приобретения товаров непродовольственной группы путем использования альтернативных способов их получения (навынос, доставка на дом, покупка и заказ услуг с использованием сети "Интернет", оказания услуг на дому и т.п.).
Таким образом, установленные оспариваемым нормативным правовым актом ограничительные меры обусловлены сложившейся в период их действия на территории Приморского края эпидемиологической обстановкой, направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости, вызванной новой коронавирусной инфекцией, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доказательств нарушения прав административных истцов как потребителей услуг во взаимосвязи с установленными правилами поведения, обязательными при введении режима повышенной готовности в связи с необходимостью предъявления QR-кодов, в материалы административного дела не представлено.
Оспариваемые положения основаны на статьях 17,19,55,71 Конституции Российской Федерации, положениях Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.
Учитывая, что постановления Губернатора Приморского края от 28 октября 2021 года N 111-пг, от 9 ноября 2021 года N 112-пг, от 30 ноября 2021 года N 116-пг введены в действие и опубликованы в установленном порядке, приняты в пределах предоставленных Губернатору Приморского края полномочий, в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административных истцов не нарушают, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях исполнительного органа государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кучма ..., Батанова ..., Павлова ..., Попова ..., Тяна ..., Ларина ..., Шестун ..., Шульги ... об оспаривании в части постановлений Губернатора Приморского края от 28 октября 2021 года N 111-пг, от 9 ноября 2021 года N 112-пг, от 30 ноября 2021 года N 116-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 17 марта 2022 г. по делу N 3а-68/2022
Опубликование:
"Приморская газета", 24 января 2023 г. N 5