г. Краснодар |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А18-755/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - государственного бюджетного учреждения "Ингушская республиканская клиническая больница" (ИНН 0602025161, ОГРН 1020600986240) - Осмиева Х.М., от ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия (ИНН 06002001273, ОГРН 1030600280017) - Самсонова С.П. и Честнейшего Е.А., в отсутствие третьего лица - Медико-санитарной части Министерства внутренних дел, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.04.2014 (судья Мержоев М.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 (судьи Луговая Ю.Б., Егорченко И.Н., Сулейманов З.М.) по делу N А18-755/2013, установил следующее.
ГБУ "Ингушская республиканская клиническая больница" (далее - больница) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - министерство) о взыскании 7 179 054 рублей 05 копеек долга по договору оказания медицинских услуг от 02.02.2010 N 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия".
Решением от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.07.2014, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела и министерством не оспорен.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, в соответствии с пунктом 3 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911, надлежащим доказательством оказания спорных услуг является выписка из медицинской карты. Между тем такие выписки больница министерству не направила и в материалы дела не представила. Суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле Фонда обязательного медицинского страхования.
В отзыве на жалобу больница просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители министерства и больницы поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 02.02.2010 министерство (заказчик) и больница (исполнитель) заключили договор N 3, по которому больница обязалась оказывать специализированную медицинскую помощь и иные медицинские услуги сотрудникам органов внутренних дел Республики Ингушетия, содержащимся за счет средств федерального и республиканского бюджета, в учреждениях государственной или муниципальной системы Министерства здравоохранения Республики Ингушетия.
В соответствии с пунктом 3.1 договора медицинские услуги оплачиваются заказчиком по тарифам ОМС, действующим на территории Республики Ингушетия на момент их оказания. После завершения стационарного или амбулаторного лечения сотрудника исполнитель оформляет выписку из медицинской карты больного и не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет заказчику счет-фактуру и реестр с указанием дополнительных сведений о сотрудниках и об оказанной им медицинской помощи (пункт 3.2 договора).
Заказчик осуществляет проверку счетов-фактур и сведений об оказанной сотрудникам медицинской помощи, обоснованности их приема на лечение, а также качества и продолжительности их лечения, и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок оплачивает лечебному учреждению выставленные счета-фактуры или дает мотивированный отказ от их оплаты (пункт 3.3 договора).
Больница направила министерству счета-фактуры на оказанные услуги и реестры счета по оплате медицинских услуг с указанием стоимости услуг и сведений о больных, которым оказывалась медицинская помощь, на общую сумму 8 677 285 рублей 40 копеек.
По результатам экспертизы качества стационарной медицинской помощи, медико-экономического контроля к реестрам по оплате медицинских услуг и медико-экономической экспертизы медицинской помощи (услуг) за спорный период из счетов-фактур исключена сумма 1 498 231 рубль 35 копеек.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно квалифицировали правоотношения сторон и применили к ним соответствующие нормы права.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией.
Медицинская организация в течение 5 дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного с указанием кодифицированного диагноза в соответствии с международной классификацией болезней, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи и направляет их в соответствующий орган, с которым заключен договор. Указанные документы представляются 1 раз в месяц не позднее 20-го числа в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников. Одновременно медицинская организация информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в медицинской организации сотрудников и о возмещении органом расходов на оказание сотрудникам медицинской помощи (пункт 4 Правил).
Орган, с которым медицинской организацией заключен договор, осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной сотрудникам медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (пункт 7 Правил).
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что министерство приняло на себя обязанность по оплате медицинской помощи, предоставленной его сотрудникам, по тарифам, действующим на территории Республики Ингушетия на момент оказания медицинской помощи. Факт оказания медицинской помощи с 01.01.2013 по 30.09.2013 подтвержден материалами дела и министерством не оспорен.
Доводы министерства получили надлежащую правовую оценку судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.04.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 по делу N А18-755/2013
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.